Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Стягъ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Стягъ

Стяг - стягъ (6)

1. Военное знамя:

[Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ. 7]. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе - храброму Святъславличю. 11. Стязи глаголютъ: Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ, Рускыя плъкы оступиша. 12-13. Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.

1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду. Гр. Бог., 122 (XIV в.).

Падоша стязи - о военном поражении:

Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.

Понизити (повергнути) стязи - потерпеть поражение, сдаться неприятелю:

Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.

1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).

● Подъ стягомъ.

а) В боевом порядке.

1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).

б) В чьем-либо войске.

А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.

2. Войско, отряд, полк:

[Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ. 7].

1501: Того же месяца въ 22 поехалъ первои стягъ съ воеводами ... а иныи стяги на 2 день ... воевать Немецкои земле. Псков. 1 лет., 274 (XVI в.).

3. Шест, жердь.

Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).

4. Шествие.

1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).

Ср. Л. Яковлев (Русские старинные знамена. - Древности Росс. государства. Доп. к III отделению. М., 1865, с. 15-17): „...первые христианские стяги русских состояли из длинного древка, стяга собственно, к которому прикреплялось полотно, кусок ткани яркого цвета, с нашитым на нем изображением животворящего Креста Господня; острожек, которым вооружался верхний конец стяга, стали также заменять крестом; под острожком подвязывалась челка, окрашенная яркою краскою. ... Размеры старинных стягов были вообще огромные... Во время походных движений стяги, снятые с древок, возились в обозе вместе с оружием и с доспехами... Наволочив стяги, т. е. прикрепив их к древкам, войска ставили стяги... поставить стяг было весьма трудно, а иногда и невозможно, поэтому выражение летописи «поставиша стязи» или «стоятъ стязи» означает прямо, что войско собралось, устроилось в боевой порядок и готово встретить неприятеля. ...на поле сражения стяги ставили преимущественно в средине расположения войска, и на возвышенных точках, откуда они могли быть видимы каждому ратнику, таким образом стяги занимали всегда ... ключ расположения войска. Сбить неприятельский стяг значило - сбить войско с поля; и поэтому к стягу направлялись все усилия нападающего, и наоборот, противник сосредоточивал около стяга все средства обороны... Падение стяга, подсеченного неприятелем, почти всегда сопровождалось замешательством в войске и нередко влекло за собою полное расстройство его, потеря же стяга, взятого неприятелем, почти всегда решала участь сражения. Значение стяга в старинных ратях было так велико, что летописи наши нередко, под именем стяга, разумеют целую часть войска. ... В течение времени между XII и XV веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свою рать, и свой стяг... Стяги того времени были уже не так громадны, как в старину; во время сражения следовали за движением полков и возились за князьями или за воеводами, начальствовавшими полками; сверх того, сохраняя свое прежнее устройство и свой прежний вид, стяги строились так, что стяг одного князя, или стяг одного полка, можно было всегда, даже издали, распознать между стягами других князей, или других полков". Д. С. Лихачев (Устные истоки художественной системы „Сл. о п. Иг.". - В кн.: „Сл. о п. Иг.". Сб. исслед. и статей. М. - Л., 1950, с. 71-73): „Стягами и хоругвями в древней Руси подавали сигналы войску. В битве с их помощью управляли движением войск. «Возволоченный» стяг служил символом победы, поверженный стяг - символом поражения, отступления, бегства.

Все эти значения слова «стяг», вернее реальную действенность самих стягов в древнерусском военном обиходе, следует учитывать и при толковании соответствующих мест «Слова о полку Игореве». В самом деле, что означает обращение автора «Слова» к потомству Ярослава и Всеслава: «Уже понизите стязи свои»? Понизить, повергнуть или бросить стяг имело лишь одно значение - признание поражения. И значение этого призыва «понизите стязи свои», т. е. признайте себя побежденными, - поддерживается и дальнейшими словами автора: «вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ». Автор этим своим обращением к ярославичам и всеславичам хочет указать им на бессмысленность и пагубность для обеих сторон междоусобных войн; в них нет победителей: «обе стороны признайте себя побежденными, вложите в ножны поврежденные в междоусобных битвах мечи; в этих битвах вы покрыли себя позором».

То же значение - поражения - имеет и выражение «третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы». Это даже не образ - здесь это военный термин, но термин, употребленный в поэтическом контексте и здесь, в этом поэтическом контексте, обновивший лежащий в его основе образ. Стяги Игоря падают - это реальный знак поражения: падают реальные стяги. Но указание на этот факт знаменательно - оно лаконично и образно указывает на поражение Игорева войска.

Отсюда нетрудно понять и выражение «Слова» «стязи глаголют»: «стязи свидетельствуют» о том, что половцы двигаются в боевом порядке (под стягами) на русских. Это значение поддерживается всем контекстом, в котором употреблено это выражение «стязи глаголют».

Итак, «говорить» о наступлении половцев могли только стяги половцев, а не русских. Автор «Слова» последовательно описывает наступление половцев. Нет, следовательно, нужды видеть в выражении «стязи глаголютъ» какого-то одушевления этих стягов, якобы предсказывающих нападение половцев.

Слово «стяг» имело в древнерусском языке и еще одно значение - полк, войско (Ср. : «позрев же семь и семь и види стяг Василков стояще и добре борющь и угры гонящу», Ипатьевск. лет. под 1231 г.). Это значение слова «стяг» находим мы в том месте «Слова о полку Игореве», где автор воспроизводит бравурную поэтическую манеру Бояна: «Комони ржуть за Сулою, - звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ, - стоять стязи въ Путивлѣ»".

◊ Стягъ - им. пад. ед. ч.; стязи - им. пад. мн. ч.; стязи - вин. пад. мн. ч.

В начало словаря