Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 8, "АЛЬ"-"АНД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АЛЬ"-"АНД")

Альшванг Арнольд Ал-др.

АЛЬШВА́НГ Арнольд Ал-др. (1898-1960) - музыковед, пианист, композитор. Д-р иск-ведения (1944). В 1920 окончил Киевскую конс. по кл. фп. Г. К. Ходоровского и Г. Г. Нейгауза, в 1922 - по кл. композиции P. M. Глиэра и Б. Л. Яворского. С 1919 начал педагогич. деятельность; с 1923 проф. и декан муз.-науч. ф-та Киевской конс., одноврем. в 1923-24 преподаватель Лит.-худ. ин-та им. В. Я. Брюсова в Москве. С 1924 в Москве. С 1925 преподаватель Моск. Краснопресненского техникума. В 1928-32 - д. ч. Гос. худож. акад. (ГАХН). В 1930-34 проф. Моск. конс. В 1923-31 концертировал как пианист в городах России и Украины. Иссл. творчество зап.-европ. и рус. композиторов, совр. музыку, вопросы теории и истории муз. культуры, проблемы стиля, муз. исполнительства, муз. эстетики. Одним из первых изучал муз. экспрессионизм и импрессионизм. Введенное им понятие "обобщение через жанр" сыграло важную роль в разработке разл. аспектов отечест. теории муз. жанров. Автор муз. произв. разл. жанров.

Соч.: Сов. симфонизм. М.; Л. 1946; Иосиф Гайдн. М.; Л., 1947; Людвиг ван Бетховен. М., 1963; П. И. Чайковский. М., 1970; A. M. Скрябин. М.; Л., 1945; Произв. К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963; Избр. соч. Т. 1-2. М., 1964-65.

Алябьев Ал-др Ал-др.

АЛЯ́БЬЕВ Ал-др Ал-др. (1787-1851) - композитор. Детство провел в Тобольске, где отец занимал пост губернатора. В 1796 семья переезжает в СПб., с 1804 - в Москве. Получил домашнее (в т. ч. муз.) образование. В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во мн. сражениях в отряде Д. Давыдова, заслужил боевые ордена. В 1814-23 А. в Пб., сближается с кругом литераторов (А. С. Грибоедов, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский и др.). Автор оп. "Лунная ночь, или Домовые" (1822) и "Новая шалость, или Театр. сражение" (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером), принесшим А. первый успех. В 1825-28 А. заключен в крепость по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность вины, приговорен к ссылке в Тобольск с лишением всех прав. С 1843 получил разрешение жить в Москве под надзором полиции. В годы ссылки А. пишет романсы на стихи А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского, позже - Н. П. Огарева, П. Беранже; делает записи песен тат., башк., туркм., кавк. народов. Среди соч. - "Аммалат-бек" (по А. А. Бестужеву-Марлинскому), симф. произв. (увертюры, симфония), ансамблевая, балетная музыка. Особое место в творчестве А. занимала тема изгнания, одиночества (романсы "Иртыш", "Вечерний звон", "Зимняя дорога", "Нищая" и др.). Романс "Соловей" (на стихи Дельвига) получил всемирную известность.

Лит.: Доброхотов Б. Александр Алябьев: Творч. путь. М., 1966.

А. А. Алябьев

А. А. Алябьев

Алянский Сам. Мирон

АЛЯ́НСКИЙ Сам. Мирон. (1891-1974) - издатель, мемуарист. В 1918 основал в Петрограде изд-во "Алконост" (до 1923), где вышли почти все послерев. произв-я А. А. Блока, в т. ч. "Двенадцать" с рис. Ю. П. Анненкова. А. выпустил в "Алконосте" также произв. А. А. Ахматовой, А. Белого, Вяч. И. Иванова, М. О. Гершензона, Ф. К. Сологуба и др., сб. "Серапионовы братья". В 1929-32 А. руководил "Изд-вом писателей в Ленинграде", где издал произв. К. А. Федина, М. С. Шагинян, В. А. Каверина, М. М. Зощенко, О. Д. Форш, В. Я. Шишкова, Ю. П. Германа, А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, Б. Л. Пастернака и др. С 1932 в изд-ве "Молодая гвардия", затем в Детгизе. В 1938-42 руководил изд-вом Ленингр. Союза художников, выпускавшим в годы Вел. Отеч. Войны патриотич. агитплакаты "Боевой карандаш" при участии художников В. И. Курдова, Н. Е. Муратова, И. С. Астапова, В. А. Гальбы, Г. С. Верейского, Н. А. Тырсы и др. С 1943 А. - чл. редколлегии ж. "Мурзилка", а с 1945 - худ. ред., затем консультант по худож. оформлению цветной дошкольной кн. в изд-ве "Дет. лит-ра". Отечеств. иллюстрир. дет. книга многим обязана А., сумевш. привлечь к работе над ней В. В. Лебедева, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. М. Конашевича, Т. А. Маврину, М. П. Митурича и др. изв. худож.

Соч.: Встречи с Александром Блоком. 2-е изд. М., 1972.

Лит.: Белов С. В. Мастер книги: Очерк жизни и деятельности С. М. Алянского. М., 1979; Его же. Блок и первые послерев. изд-ва // Александр Блок: Новые мат-лы и иссл. М., 1987. (Лит. наследство; Т. 92, кн. 4).

Амазонки

АМАЗО́НКИ - племя женщин-воительниц, якобы обитавших по соседству со скифами (часто наз. берег Меотиды, т. е. Азовского м.), вооруженных луками. В России 18 в. была популярна гипотеза об А. как о предках славян. Поэтому во время путешествия Екатерины II в Крым кн. Г. А. Потемкин устроил потешную "амазонскую роту", посадив на коней и одев в красные бархатные платья жен офицеров и дав им предводительницей супругу полковника. А. также наз. женщин агрессивного нрава ("воительниц"), женщин-всадниц, спец. костюмы для верховой езды.

Амальрик Анд. Ал

АМАЛЬРИ́К Анд. Ал. (1938-1980) - драматург, прозаик, публицист, активный участник диссидентского движения в СССР. Из семьи историка, обучался на ист. ф-те МГУ, в 1963 исключен за отстаивание нетрадиц. взглядов в курсовой работе по истории Киев. Руси. Активно участвовал в молодежных демонстрациях на Пушкинской пл. В 1965 арестован и приговорен к ссылке "за тунеядство и паразитич. образ жизни". В 1966 вернулся в Москву. До 1968 - журналист АПН. В самиздате получили хождение его работы "Нежелат. путешествие в Сибирь" (1970), "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года" (1969) и др. В 1970 вновь арестован и приговорен к 3 годам лишения свободы в лагерях строгого режима, часть заключения отбыл на Колыме. В 1973 магаданский суд приговорил А. еще к 3 годам лишения свободы, замененных под влиянием обращений мировой общественности и ходатайств А. Д. Сахарова на ссылку до мая 1975. В июле 1976 А. выехал из СССР. Читал лекции в Гарвардском, Утрехтском ун-тах, участвовал в борьбе за права человека в СССР. Погиб в Испании в автокатастрофе при невыясненных обствах.

Амбодик Нестор Макс.

АМБО́ДИК Нестор Макс. (наст. фам. Максимович; псевд. от лат. ambo dic - дважды скажи: обыгрывание отчества и фамилии) (1744-1812) - отец рус. акушерства, основоположник гинекологии, фитотерапии, один из родоначальников ботаники в России; последний рус. эмблематист. Окончил Киевскую дух. академию, мед. ф-т Страсбургского ун-та. Проф. (1782) повивального иск-ва при Петерб. акушерской школе, акушер Петерб. воспитат. дома; статский советник. Внедрил в практику применение акушерских щипцов. Издал "Иск-во повивания, или Науку о бабичьем деле" (1784-86), предварив труд стихотв. описанием процесса родов. Завершил создание основ рус. анатом. терминологии (Медико-патолого-хирургич. словарь, 1780; Анатомофизиологич. словарь, 1783, оба на рус. лат. и франц. яз.:). Издал в СПб первую рус. ботанику "Ботаники начальные основы". В 1811 А. переиздал "с приумножением" "Избранные Емвлемы и Символы" - самый полный эмблематич. сб. на рус. яз., неоднократно выпускавшийся в 18 в. со времен Петра I - последнее издание такого рода в России, предпринятое на закате эмблематики и аллегорики; книга долго бытовала в барских усадьбах.

Соч.: Эмблемы и Символы. [Переиздание]. М., 1995.

Лит.: Данилишина Е. И., Обысова Е. С. Н. М. Максимович-Амбодик. М., 1976.

Амвон

АМВО́Н (греч. αμβων - выступ, возвышение) - возвышение в христ. храме, предназнач. для чтения Свящ. Писания и проповеди. Из 3 его осн. разновидностей, фиксируемых в истории, 2 последние сохраняются в православном обиходе до наст. времени. В др. храмах А. существовал в виде башенки или небольшого балкона, подвешенного к заднему подкупольному столбу. Подобные А. были и в рус. храмах до сер. 17 в. Предалтарный - прилегающий к центр. части солеи полукруглый выступ, обращенный в сторону молящихся. Архиерейский А. - возвышение в ср. части храма (как правило, переносное), на к-ром архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до малого входа при совершении им литургии. Согласно визант. литургич. толкованию 12-13 в. (от имени Софрония Иерусалимского), "А. представляет собою тот камень, на к-ром ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам Воскресение. Ступени А. знаменуют лестницу Иакова" (Красносельцев Н. Ф. О др. литургич. толкованиях. Одесса, 1894. С. 27). Тот же символич. ряд б. подробно развивает Симеон Солунский: престол - гроб, алтарь - гробовая пещера, амвон - "камень, отваленный от дверей гробницы", и делает вывод: "Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие" (Разговор о святых священнодействиях. Гл. 104). См. также: Храм, Алтарь, Солея.

Амвросианское пение

АМВРОСИА́НСКОЕ ПЕ́НИЕ - разновидность раннехрист. богослужебного пения, развившаяся в Миланском соборе и назв. по им. св. Амвросия, еп. Миланского (340-397). По сравнению с пришедшим ему на смену григорианским пением отличается большей орнаментированностью мелодий, певшихся на стихотв. тексты (гимны), состоявшие из 8 четверостиший (по 8 слогов в строке).

Лит: Цветков П. Гимны св. Амвросия Медиоланского: Прибавления к изданию твор. св. отцов в рус. пер. за 1891 г. Ч. 48. М., 1891.

Амвросий

АМВРО́СИЙ (ок. 1430 - ок. 94) - др.-рус. резчик и ювелир. В Троице-Сергиевой лавре руководил мастерской. В его иконе-складне (1456) с резными по дереву "двунадесятыми праздниками", где миниатюрные фигуры трактованы свободно и гармонично, а сочетание темного дерева с золотым фоном дает декоративный эффект (сканый орнамент снаружи складня - также работа А.), как и в др. работах мастера и его круга, проявилось влияние Андрея Рублева.

-----------------------------------

АМВРО́СИЙ (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) (1708-71) - религ. деятель и писатель. Происходил из молд. боярского рода, дядя Н. Н. Бантыш-Каменского. Учился в Киево-Могилянской и Львовской дух. академиях. В 1739 пострижен в монахи, с 1753 в епископы, с 1768 - архиепископ Московский. А. обладал большими познаниями в архитектуре, занимался стр-вом в Ново-Иерусалимском мон., реставрацией соборов в Моск. Кремле. Составил историю Благовещенского собора (опубл. в 1986), а также "Службу святому Димитрию Ростовскому". Перевел с др.-евр. Псалтирь и книги Ветхого Завета, во время эпидемии чумы в Москве (1770) запретил прикладываться к иконе Боголюбской Божией Матери у Варварских ворот, что стало поводом к массовым беспорядкам, получившим назв. "Чумной бунт". Спасаясь от разъяренной толпы, А. укрылся в Донском мон., но был найден и убит.

Амвросий Оптинский

АМВРО́СИЙ О́ПТИНСКИЙ (в миру Ал. Мих. Гренков) (1812-91) - религ. деятель и писатель. Учился в Тамбовской семинарии (1830-36), в 1838-39 преподавал в Липецком духовном уч-ще, с 1839 в Оптиной пустыни, в 1842 принял монашество, с 1845 иеромонах. В 1860 ст. духовник Оптинской пустыни; один из самых значит. представителей старчества. Со старческим руководством монахами и мирянами, жившими вне Оптиной пустыни, связана обширная переписка А., опубл. частично: (Сб. писем и статей. Т. 1-2. 1894-97; Собр. писем к мирским особам, 1906, Собр. писем к монашествующим". Т. 1-2. 1908-09.). Часто обращался А. к жанру притчи. Его соч. свойственны эмоцион. атмосфера христ. любви, глубокая связь со святоотеческой традицией, фольклорная образность.

Для рус. культуры большое значение имели тесные отношения А. с писателями (Ф. М. Достоевским, К. Н. Леонтьевым, М. П. Погодиным, Е. Поселянином, Т. И. Филлипповым); встречался с Л. Н. Толстым. Возможно, личность А. повлияла на образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Достоевского. По инициативе и при участиии А. создан ряд обителей, в т. ч. Казанская Амвросиевская жен. пустынь в с. Шамордино Калужской губ., где А. скончался. В 1988 А. канонизирован Рус. Правосл. Церковью.

Соч.: Собр. писем Оптинского старца иеросхим. Амвросия. Репринт. М., 1997; Письма преподобного Оптинского старца иеросхим. Амвросия к превосходительной NN. 1866-72 б. м. 1977.

Лит.: Андроник (Трубачев), игумен. Преп. Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. Б. м. 1993.

Святой преподобный Амвросий Оптинский. Икона 20 в.

Святой преподобный Амвросий Оптинский. Икона 20 в.

Аминь

АМИ́НЬ (греч. αμεη) - оставленное без пер. др.-евр. слово, означающее букв. "несомненно", "воистину", "бесспорно", "да", "да будет". Являясь одним из ключевых слов христ. богослужения, понимается как "печать", или "слово-скрепа", выражающее волеизъявление молящихся людей, принятие ими ответственности перед Богом и надежду на то, что молитва будет услышана - поэтому произносится (или поется) в кон. молитвы или богослужебного возгласа. А. выражает соотносимость служений священника и народа, выявляет диалогич. характер христ. богослужения. Знаменательно также, что А. запечатлевает повествование Библии, являясь ее последним словом (Откр. 22, 21). В мусульманском богослужении А. употребляется реже (в частности, провозглашается после прочтения 1-й суры Корана).

Амнистия

АМНИ́СТИЯ (от греч. αμνηστια - прощение, забвение) - освобождение от наказания или досрочное освобождение из мест лишения свободы или ссылки. До февр. 1917 А. осуществлялась в форме помилования. 7 марта 1917 Врем. прав-во объявило "всеобщую полит. А.". При сов. власти А. объявлялась, как правило, для тех, кто сумел избежать ареста и скрыться, при этом выход из подполья или возвращение из-за границы далеко не всегда означали обещанную по А. свободу. Так, напр., в период с 1921 по 1927 объявлялась А. кронштадтским матросам, бежавшим в Финляндию, восставшим карелам, повстанцам, рядовым белогвардейцам. Позднее полит. заключенных либо вовсе исключали из А., либо освобождали, когда к этому вынуждали обстоятельства, как, напр., в 1987. А. по случаю окт. годовщины объявлялись ежегодно до 1929, после смерти И. В. Сталина их возобновили раз в 10 лет (А. в ознаменование 1 Мая объявлялись лишь до нач. 1920-х гг.). Последняя значит. А. до 1953 объявлена в 1933 по случаю окончания стр-ва Беломорско-Балт. канала: из 300 тыс. заключенных сроки сокращены у 60 тыс. чел., из числа полит. заключенных ею вопользовались лишь ок. 5000 чел. В 1937 А. не было. В 1938 А. по случаю 20-летия РККА коснулась лишь военных, осужденных на срок до 3 лет. 16 апр. 1938 объявлена А. по случаю окончания стр-ва канала Волга-Москва (сроки сняты с отд. категорий ЗК с условием, что они останутся работать на стройках НКВД). 12 августа 1941 объявлена А. гражданам Польши, в т. ч. и полит. заключенным, необходимым для создания польской армии. 30 дек. 1944 объявлена А. учащимся ФЗУ, осужденным за прогулы: они из ГУЛАГа отправлены на фронт. 27 марта 1953 Л. П. Берия провел широчайшую А. уголовникам, что резко ухудшило криминальную обстановку в стране. В сент. 1953, апр. 1954, сент. 1955, дек. 1956 проведены А., по к-рым на свободу вышли лица, осужденные на срок до 10 лет за шпионаж, измену Родине, призыв к свержению Сов. власти, участники антисов. формирований вермахта в 1941-45, граждане Германии, Польши, Японии, др. гос-в, сов. военнослужащие, находившиеся в плену на терр. противника во время 2-й мир. войны. 1 нояб. 1957 объявляется А. в честь 40-й годовщины Окт. рев-ции (политзаключенные "нового призыва" исключены). 21 октября 1979 объявлена А. беременным женщинам и матерям детей до 7 лет. С 1987 нач. постепенное освобождение полит. заключенных в СССР (последние "узники совести" вышли на свободу в окт. 1991).

Ампир

АМПИ́Р (от франц. empire - империя) - худож. стиль в иск-ве 19 в., завершивший развитие классицизма. Сложился в нач. 19 в. в наполеоновской Франции. "Имперскому стилю" предшествовали варианты классицизма, соответствовавшие этапам франц. истории: революция, директория, консульство (revolution, directoire, consulat). Для А. характерна ориентация на иск-во Римской империи с ее культом гос-ва и его воен. мощи. Образцовыми произв. А. считаются работы франц. арх. Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена. Тогда же А. проникает на русскую почву, а после победы над Наполеоном - господствующий архит. стиль Пб., органич. выражение идеи имперской государственности и воен. побед. Предшественник А. в России - архитектор Павла I В. Бренна. Первые пам. А. в России - ансамбли Стрелки Васильевского острова Ж. Тома де Томона (проект - 1801), Адмиралтейство А. Д. Захарова (1806), Казан. собор (1800) и Горный институт (1806) А. Н. Воронихина, многочисленные постройки Л. Руска 1800-1810 гг. Своеобр. канон рус. ампира создал ученик В. Бренны К. И. Росси, завершивший орг-цию центра Пб. грандиозным подобием рим. Форума (ансамбли Дворцовой, Александринской, Михайловской и Сенатской площадей, 20-е - нач. 30-х гг.) и В. П. Стасов (ансамбль Марсова поля, Нарвские и Моск. триумфальные ворота). Крупнейшим представителем А. в Москве был О. И. Бове (Большой т-р, 1820-24; 1-я Градская б-ца, 1828; Триумфальные ворота, 1827). Формы и декорат. мотивы А. были развиты также в стр-ве частных особняков ("интимный А.", служащий выражением скорее культа самодостаточности частной жизни, являясь архитектурным соответствием сентиментализму: многочисл. особняки Москвы, Пб. и провинции, напр. дом Кологривовых в Калуге). Идеальный ансамбль А. - усадьба графа А. А. Аракчеева Грузино, созд. Ф. И. Демерцовым и В. П. Стасовым (не сохранилась). Архитектурный стиль А. в интерьере отмечен единством проекта, (один из немн. сохранившихся образцов - Парадный кабинет Александра I в Б. Царскосельском дворце). А. в скульптуре: произв. И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, И. П. Прокофьева, С. С. Пименова, Б. И. Орловского и др. А. в значит. степени повлиял на развитие архитектуры, неоднократно возникая на почве эстетизации "золотого века" в творчестве мастеров нач. 20 в. (дача Половцева на Каменном о-ве в СПб, арх. И. А. Фомин, 1910-е гг.) и принимая часто утрированные брутальные формы в архитектуре т. н. сталинского А. - господствующего арх. стиля 1930-60 гг. (Совет Министров УССР в Киеве, И. А. Фомин при участии П. В. Абросимова, 1934).

Ампир. Здание Публ. биб-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ампир. Здание Публ. биб-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Амплуа

АМПЛУА́ - тип актерских ролей. В А. учитываются внешние и психофизич. черты персонажа и соотв. им данные актера. Утвердившаяся в классицистич. т-ре система А. претерпела в дальнейшем значит. изменения. Установившимися считаются А.: любовник, благородный отец, простак, фат, инженю, травести, субретка. В рос. т-ре система А. введена в 1766 ("Стат" И. Елагина). Несмотря на отказ от системы А. в режиссерском т-ре, сам типологич. принцип А. не утратил актуальности на совр. сцене.

Амусин Иосиф Давыд

АМУ́СИН Иосиф Давид. (1910-84) - гебраист, кумрановед, историк Др. Востока. Д-р ист. наук (1965). В 1926-30 и 1938-39 в тюрмах и ссылке. В 1941 окончил ист. ф-т ЛГУ. Участвовал в Великой Отеч. войне, награжден медалями. Затем преподавал в ЛГУ и ЛГПИ им. Герцена (1945-50). В период кампании по "борьбе с космополитизмом" 1950-54 преподает в Ульяновском пед. ин-те. С 1955 - науч. сотр. Ин-та археологии и Ин-та востоковедения в Ленинграде. С кон. 50-х гг. интересы А. сосредоточиваются на новооткрытых текстах Кумрана ("рукописей Мертвого моря"), к-рым он посвятил ок. 100 работ. Рассматривал идеологию кумранской общины как своего рода посредствующее звено между ветхозаветным иудаизмом и христианством.

Соч.: Рукописи Мертвого моря. М., 1960; Находки у Мертвого моря. М., 1964; Тексты Кумрана / Пер. с др.-евр., введение, комментарии И. Д. Амусина. Вып. 1, М., 1971; Кумранская община. М., 1983.

Амфибрахий

АМФИБРА́ХИЙ (греч. букв. - с двух сторон краткий) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами, в к-рых сильным является второй слог; сильное место обычно заполняется ударным слогом, слабое - безударными (схема А.: АмфибрахийАмфибрахийАмфибрахий, где Амфибрахий - сильный слог, Амфибрахий - слабый). Кол-во стоп определяет размер амфибрахич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Средь шу́много ба́ла случа́йно / В трево́ге мирско́й суеты́..." - А. К. Толстой). Как самостоят. стопу рус. метрики А. впервые выделил А. П. Сумароков ("О стопосложении"), до этого амфибрахич. стихи называли "ямбо-анапестич." (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов). Первые А. на рус. яз. появляются в 18 в. сначала в эксперим. стихах иностранцев (И. В. Паус, Ода на обручение царевича Алексея Петровича, 1711), а затем и рус. поэтов (А. П. Сумароков и др.). Популярность обретает лишь в нач. 19 в. в балладном стихе, где становится ведущим метром; гл. размеры - 4-стопный и чередование 4- и 3-стопного (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков и др.). В этот же период А. широко распространяется в лирике, особ. романсной, осваивая новые размеры, напр., 5-стопный (М. Ю. Лермонтов, Дубовый листок оторвался от ветки родимой), разностопный (он же. И скучно, и грустно), вольный А. (А. С. Пушкин, Вакхическая песня). В сер. 19 в., опираясь на балладный жанр, А. начинает употребляться в эпосе (Н. А. Некрасов, Мороз Красный нос). Наиб. популярные в это время размеры - 3-стопный и 3-4-стопный. В нач. 20 в. впервые появляются сверхдлинные размеры А. (напр., 6-стопный у К. Д. Бальмонта и 7-стопный у В. Я. Брюсова). В совр. рус. поэзии из амфибрахич. размеров чаще всего используется 4-сложный (иногда - с цезурными наращениями или усечениями).

Амфитеатр

АМФИТЕА́ТР (лат. amphiteatrum от греч. αμφι - с обеих сторон и θεατρον - зрелище) - 1) др. монумент. сооружение для публичных зрелищ: массовых театрализов. представлений, боев гладиаторов, скачек и т. п. Наиб. значит. А. как по размерам, так и по архитект. технике был Колизей (Рим, 80 г. н. э., длина 188 м, ширина 156 м, высота 48 м; длина арены 86 м, ширина 54 м; предположительно вмещал ок. 50 тыс. зрителей). Техника стр-ва А. широко вошла в практику при сооружении стадионов и спортивно-концертных комплексов сов. времени (например, Спорткомплекс "Олимпийский" в Москве (1980), имеющий сходство со знаменитым др.-рим. А. Флавиев); 2) в совр. т-ре - места, поднимающиеся уступами в зрит. зале, расположенные за партером.

Амфитеатров Ал-др Вал

АМФИТЕА́ТРОВ Ал-др Вал. (1862-1938) - писатель, драматург, публицист. Сын священника Архангельского собора в Моск. Кремле. Окончил юрид. ф-тет Моск. ун-та (1885). С нач. 1880-х гг. сотрудничал в юмор. журналистике ("Будильник", "Осколки"). Впоследствии печатался в "Рус. ведомостях", "СПб. ведомостях", "Новом времени" и др. газетах и журналах различных направлений, что вызвало упреки в идейной неразборчивости. С 1899 издавал (совместно с В. М. Дорошевичем) газету "Россия", 13 янв. 1902 опубликовал в ней фельетон "Господа Обмановы", высмеивающий царскую династию, после чего был сослан в Минусинск. После рев-ции эмигрировал (бежал через Финский залив на лодке в 1921), последние годы жил и умер в Италии.

Лит. наследие А. велико и многообразно. Для А. характерна установка на документальность, журнализм - злободневное, предельно широкое и натуралистически-точное воспроизведение действительности как в чисто публи-цистич. формах (А. много путешествовал и печатал корреспонденции из Италии, с Балкан и Дальнего Востока), так и в форме многотомных романов-хроник, отличающихся "изумительным знанием быта" (Горький). В цикл "Концы и начала. Хроника 1880-1910 годов" входят романы "Восьмидесятники" (Т. 1-2. 1907), "Девятидесятники" (Т. 1-2. 1910-11), "Закат старого века" (Т. 1-2. 1910), "Дрогнувшая ночь" (1914). А. принадлежат также многочисл. произв. о "женском вопросе" ("Виктория Павловна", 1903, "Марья Лусьева", 1903) и др., истор. роман из жизни Рима эпохи Нерона "Зверь из бездны" (Т. 1-4. 1911-1914), воспоминания и крит. статьи о Толстом, Чехове, Горьком, Андрееве и др., театр. рецензии. А. - автор пьес "Полоцкое разорение" (1897), "Отравленная совесть" (1897), "Оруженосец" (1901), "Чортушка" (1906) и др. Критич. статьи собраны в сб. "Маски Мельпомены" (1911) и "Склоненные ивы" (1913). Переводил на рус. яз. пьесы итал. классиков (Макиавелли, Гольдони). У современников А. имел репутацию "русского Золя".

А. В. Амфитеатров

А. В. Амфитеатров

Анабаптисты

АНАБАПТИ́СТЫ ("перекрещенцы") - сектанты эпохи Реформации. Отрицая крещение младенцев, требовали крещения взрослых, т. е. осознанного принятия человеком апостольских обязанностей. Движение возникло в 16 в. в г. Цвиккау (Саксония) и было возглавлено суконщиком Николаем Шторхом, одним из первых т. н. цвиккауских пророков. В 1525 в Цюрихе состоялось первое крещение взрослых. Движение не имело единой программы, и уже в 16 в. все А. дробились на сорок сект. Единым, кроме крещения взрослых, для всех А. было сознание возвращения к церкви апостольских времен, вера в милосердие Божие, добрые дела и учение о свободе воли человека. Соц. система А. требовала неогранич. свободы для человека, абсолютного равенства в об-ве, отмены частной собственности. А. отрицали присягу, суд, воен. службу, повиновение пр-ву; при этом одни сектанты призывали к пассивному противлению, др. требовали насильств. свержения существующих порядков. А. принимали участие в Крестьянской войне 16 в. в Германии (1524-25), где особенно выделился Томас Мюнцер. В 30-х гг. 16 в. А. подверглись гонению: в Германии, Австрии, Тироле принадлежность к А. каралась смертной казнью. После поражения нар. движений агрессивный период анабаптизма закончился, А. удалились из своих стран в др., в т. ч. в Англию. Основывались новые общины, потерявшие полит. характер, - меннониты, мельхиориты, община моравских братьев. Соврем. последователи А. разделяются на многочисл. секты, разбросанные в Германии, Нидерландах, Швейцарии, США, Канаде. В России с конца 17 в. проживают меннониты, сохранившие нек-рые черты анабаптизма - крещение взрослых, отрицание воен. службы, строгость нравов.

Анаграмма

АНАГРА́ММА (от греч. ανα - пере, γραμμα - буква) - слово, образованное перестановкой букв (фонем) другого слова. В поэтике - термин, введенный Ф. де Соссюром (в записях, при жизни не опубликов.), обозначающий особый прием в поэзии: зашифровывание нек-рого слова ("ключевое слово"), как правило имени собственного, путем "расчленения" его на отдельные фонемы или комплексы фонем, которые располагаются в тексте в другом порядке, "прячутся", но в то же время могут находиться в заметных точках стиха, нагнетаются с повышенной частотностью (по сравнению с обычной частотностью в речи) или располагаются близко друг от друга в рамках строки. Первонач. А. была несомненно приемом сакральной поэзии (в частности, Соссюр и позднейшие исследователи находили А. в гимнах "Ригведы"), где использовалась для зашифровки имени божества. Хорошо известна в фольклорной загадке (в загадку входит А. "разгадки", т. е. загаданного слова): "Черный конь прыгает / скачет в огонь" (кочерга); "Туша у ней уши, а головы нет" (Ушат); "Стоит копытце полно водицы (Колодец). Иногда "ключевое слово" может и присутствовать в тексте, как в стихотворении Мандельштама "Пусти меня отдай меня Воронеж" ("Воронеж - ворон, нож") или в сонете Вяч. Иванова "В морях горит - Сирена Маргарита". Вероятно, у Иванова и младших поэтов, учившихся у него теории поэзии (особенно развита А. у акмеистов) использование А. было не просто осознанным приемом, но фактом науч. рефлексии: Иванов учился у Соссюра санскриту и, вероятно, был знаком с его идеями. Относит. продуктивности и правомочности понятия А. нередко высказываются сомнения, отчасти обоснов., поскольку границы между достоверными, вероятными и сомнит. (иногда просто невероятными) случаями остаются зыбкими, а критерии - весьма относит., отчасти же - преувеличены и вызваны просто неумеренным и неумелым использованием анализа А., к-рый при должной осторожности может быть надежным и ценным инструментом.

Анакреонтика

АНАКРЕО́НТИКА - тематико-стилистич. направление в рус. поэзии 18 - нач. 19 в., объединяющее в себе переводы произв. др.-греч. поэта Анакреонта и позднеантичных подражаний ему, а также имитацию и стилизацию античной А. Включала в себя прежде всего эротич. и гедонич. мотивы, также обладая нек-рыми формальными признаками (безрифменный стих, преимущ. 4-стопный хорей и 3-стопный ямб с женской клаузулой, синтаксич. и тематич. параллелизм, система повторов), не всегда соблюдавшимися. С А. связан жанр анакреонтич. оды. Расцвет рус. А. относится к 18 в. (М. В. Ломоносов и др.), выражая различное содержание: гедонизм (В. К. Тредиаковский, И. Ф. Богданович), идеи рационально-стоической философии (М. М. Херасков), близость к натуре и естественность в выражении чувств (Н. А. Львов, М. Н. Муравьев), мотивы внутр. независимости человека, удалившегося от света, живущего с окружающим миром и наслаждающегося жизнью (Г. Р. Державин, В. В. Капнист). Анакреотич. мотивы встречаются в нач. 19 в. в поэзии А. С. Пушкина и поэтов т. н. пушкинского круга (К. И. Батюшков - гл. анакреотич. направления в рус. лирике и др.).

Анакруса

АНАКРУ́СА, АНАКРУ́ЗА(от греч. ανακρουσιζ, букв. - отталкивание назад) - в силлабо-тонике - безударные слоги в нач. стиха до первого сильного места (икта). Вид А. определяется по объему предударной группы. Так, в хорее и дактиле нулевая ("Бу́ря мглою небо кроет", А. С. Пушкин; "Се́ятель знанья на ниву народную", Н. А. Некрасов); в ямбе и амфибрахии - односложная ("Блести́т зима дряхлеющего мира", Е. А. Баратынский; "Полно́чной порой камыши шелестят", К. Д. Бальмонт); в анапесте - двухсложная ("Соловьи́ная песня унылая", А. К. Толстой). А. В рус. поэзии использовались урегулиров. и неурегулиров. чередования стихов с разными А. Напр., двухсложники с переменной А. (С. А. Есенин):

Улицы печальные,

Сугробы да мороз.

Сорванцы отчаянные

С лотками папирос,

трехсложники с переменной А. (Саша Черный):

Бодрый туман, мутный туман

Так густо замазал окно

А я умываюсь!

Бесится кран, фыркает кран...

Прижимаю к щекам полотно

И улыбаюсь.

Аналой

АНАЛО́Й (аналогий, в простореч. налой, - греч. αναλογειον, αναλογιον - подставка для книг, пюпитр) - высокий и узкий столик, как правило, переносной, с наклонной верхней доской, на который в храме кладут иконы, богослуж. книги и иные церк. принадлежности. Перед А., стоящим посреди храма, проходит значит. часть чина венчания, отсюда выражение "привести к аналою", т. е. жениться, вступить в брак.

Анапест

АНА́ПЕСТ (от греч. αναπιπτω - обратный (дактилю), букв. - отраженный назад) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые - безударными слогами (схема А.: АмфибрахийАмфибрахийАмфибрахий, где Амфибрахий - ударный слог, Амфибрахий - безударный слог). Кол-во стоп определяет размер анапестич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу / В стороне́ от весе́лых подру́г?" - Н. А. Некрасов). Пропуски метрич. ударений в А. встречаются крайне редко (напр., "Русоку́драя, голубоо́кая"), часты сверхсхемные ударения. В рус. стихосложении А. как самостоят. стопу "восходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним - В. К. Тредиаковский. Первые стихи, написанные А. на рус. яз., появляются в 18 в. (А. П. Сумароков, А. А. Ржевский). В нач. 19 в. из эксперимент. А. становится равноправной формой, получая наряду с амфибрахием и дактилем распространение в балладном стихе; гл. размеры - чередующиеся 3-4-стопники (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др.). В сер. 19 в. А. (гл. обр. 3-стопный и 5-стопный) широко употребителен в лирике (Л. А. Мей, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, К. М. Фофанов); в это же время входит в поэтич. практику вольный А. ("Размышления у парадного подъезда" Н. А. Некрасова). В нач. 20 в. 5-стопный А. переходит из лирики в эпос (Б. П. Пастернак. Девятьсот пятый год); впервые появляются сверхдлинные анапестич. размеры (напр., 8-стопник у В. Я. Брюсова); начинает широко использоваться 4-стопный А. с цезурными наращениями (напр., "У хоро́шенькой ла́сточки / Перело́мана ла́почка" - И. Северянин). В совр. рус. поэзии А. - самый популярный из 3-сложников, особенно распространены 2- и 5-стопные размеры (последние - часто с цезурными наращениями).

Анархизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анастасевич Вас. Григ

АНАСТАСЕ́ВИЧ Вас. Григ. (1775-1845) - книговед и теоретик библиографии. Род. в Киеве в семье судебного чиновника. Был секретарем мецената Н. П. Румянцева, а с 1826 цензором, после увольнения с этой должности в 1830 служил библиотекарем Румянцевского музея в Петербурге. Библиографическая деятельность А. началась в 1811 изданием журнала "Улей", прекратившего свое существование в 1812, в связи с Отечественной войной и содержавшего главным образом его личные работы по библиографии: народному образованию: истории книгопечатания и т. д. В статье "О библиографии", первой в России теоретической работе в этой области, он дал определение термина "библиография", подразумевая под ним "науку знать книги по их содержанию, полагать в приличных разрядах по общей или принятой системе". А. отмечал культурно-историческую роль библиографии: подчеркивая ее образовательные задачи как средства учета успехов просвещения и критического ознакомления с литературой. А. был инициатором введения в России государственной библиографической регистрации, создания библиографического об-ва, организации работы по расписыванию журнальных статей.

Осн. библиограф. указатели, составленные А.: "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавилыцикова, систематическим порядком расположения" (1820), "Список всех российских светских писателей от Рюрика до наших дней, по азбучному порядку" (1822), "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина" (1828).

Анатомический театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анатомия

АНАТО́МИЯ (греч. ανατομη - рассечение, расчеление) - наука о форме и строении органов, систем и организма в целом. Основы А. заложены в эпоху Возрождения (16 в. - Леонардо да Винчи, А. Везалий, Г. Фаллопий, Б. Евстихий; 17 в. - У. Гарвей, М. Мальпиги). В России известна с 17 в.: Е. Славинецкий перевел "Эпитом" - труд Везалия "О строении человеч. тела" (1657-58). Открытия в обл. А. в значит. степени сформировали менталитет барокко. Поскольку осн. методом старой А. было исследование трупов, предмет А. оказался близок филос. размышлениям на темы взаимопереходов живого и мертвого, суетности и бренности мира (vanitas vanitatis), присущим эпохе барокко, и это ввело А. в число осн. культурных интересов 17 - нач. 18 в., проявившись в создании анатомических т-ров и коллекций. В России, однако, увлечение А. не привилось, что является одним из показателей отличия рус. барокко, для к-рого тема vanitas не была определяющей, от зап.-еропейского. В сер. 19 в. на волне увлечения вульгарным материализмом ("позитивизмом") А. стала излюбленным занятием естеств.-научных исследователей - "нигилистов". Образ Базарова из тургеневского ром. "Отцы и дети" стал для поколения "детей", включая ринувшихся в науку барышень, образцом для подражания, и даже в 1960-х гг. в нек-рых сов. школах учителя биологии предлагали учащимся "резать лягушек". В дальнейшем А. как наука освободилась от подобных культурных коннотаций, однако слово "анатомировать" переносно применяется как отрицательно-оценочное (так, оно было излюбленной партийной оценкой структурно-семиотич. литературоведения Ю. М. Лотмана и его школы).

Анафема

АНА́ФЕМА (греч. αναθεμα - отлучение от ανατιθημι - откладывать, отставить назад) - формула отречения от церкви, произносимая в первый "сборный" воскресный день Великого Поста. А. произносится лицам, сомневающимся в Символе Веры: "отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен и всё в нем без Промысла Божия; глаголющим Бога, не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосердна, премудра, всеведуща, и подобные хуления произносящим; дерзающим глаголати, что как Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, так же и Дух Святой, и исповедывающим, что они не Бог Единый; безумие глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение; не приемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, как единственного нашего к оправданию перед Богом средства; дерзающим глаголати, как Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве дева; не верующим, что Дух Святый умудрил пророков и апостолов и через них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину; отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение; отмещущим все таинства святая, Церковью Христовой содержимая; отвергающим Соборы святых отец и их Предания, Божественному Откровению согласная, и православно-кафолическою Церковью благочестно хранимая; промышляющим, как православные государи возводятся на престолы не по особому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего знания в них не изливаются и тако дерзающим против них на бунт и измену, как Гришке Отрепьеву, Ивану Мазепе и прочим подобным; ругающим хулящим святые иконы, их же святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оные, к благочестию и к оных подражанию приемлет, и глаголящим: оные быти идолы".

Среди преданных А. Рус. Правосл. Церковью - С. Разин, Е. Пугачев, Л. Н. Толстой (см. рассказ А. И. Куприна "Анафема", 1913).

Лит.: Быстротоков А. А. Анафема или Торжество Православия... СПб., 1863.

Анафора

АНА́ФОРА (от греч. αναφορα - вынесение, отнесение) - 1) повтор слов, словосочетаний или иных эл-тов в нач. строки, строфы или абзаца для усиления эмоц. воздействия худ. текста; ср.: "Познал я глас иных желаний, / Познал я новую печаль" (Пушкин); 2) обозначение объекта посредством отсылки к значению др. языкового выражения в предшеств. или - (реже) послед. контексте; ср.: "Быть знаменитым некрасиво. /Не это подымает ввысь" (Пастернак); "Так складывается жизнь: либо безбоязненность полная, либо - банкрот" (Вересаев). С помощью А. может выражаться как тождественность объектов, так и наличие у разных объектов сходных или различающихся свойств: ср.: эти книги; такие книги; другие книги; Возможна отсылка и к такому объекту, к-рый назван прямо (ср.: "Иду в гостиную: /Там (т. е. в гостиной) слышу разговор" (Пушкин), и к такому, к-рый подразумевается (ср.: "Продам мешок огурцов - на эти деньги курицу куплю" (Л. И. Толстой). Служит одним из осн. средств, обеспечивающих связи текста. Для выражения отношений, основывающихся на А., используются прежде всего такие местоимения и местоимен. слова, как он, это, этот, такой, так, там, туда, а также слова др. грам-матич. классов: поэтому, потому, напротив, наоборот, тоже, также, иначе, последний (в значении "только упомянутый"), остальные, да, нет, смысл к-рых раскрывается только в контексте. У местоимений эта функция считается вторичной по отношению к дейктической; А. в этом случае интерпретируется как "контекстный дейксис".

Анахарсис

АНАХА́РСИС - один из семи мудрецов, персонаж "скифской" (4-й) кн. "Истории" Геродота, скиф царского рода, явившийся в Грецию за наукой, прославившийся мудростью и подлинно филос. образом жизни и убитый после возвращения в Скифию за попытку внедрить греч. обряды. Будучи удачным воплощением архетипа "благородного дикаря", А. был воспринят в этом качестве антич., а позднее европ. традицией. В России А. пользовался симпатией еще и как скиф. Популярности А. способствовал роман франц. писателя Бартелеми "Странствования молодого А.".

Ангажемент

АНГАЖЕМЕ́НТ (франц. engagement - обязательство, наем) - приглашение артиста или группы артистов на опре-дел. срок для участия в спектаклях или концертах на заранее оговоренных условиях.

Ангелы

А́НГЕЛЫ (греч. αγγελοι - вестники) - по верованиям иудеев, христиан и мусульман, бесплотные сверхъестеств. существа, сотворенные Богом прежде видимого мира, назначение к-рых заключается в служении Богу, борьбе с его врагами, воздавании ему почестей и посредничестве между Богом и человеком, передаче людям Божеств. воли. В раннехрист. лит-ре А. также именуются главы церквей (Откр., 2-3), однако уже в этом раннем памятнике доминирует осн. значение слова. Согласно принятой христ-вом классификации Дионисия Ареопагита (по традиции считающегося современником апостола Павла), А. располагаются по чинам в зависимости от возможности богопознания и составляют 3 разряда, в каждый из к-рых входят три чина: первая триада - серафимы, херувимы, престолы; вторая - господства, силы, власти; третья - начала, архангелы и ангелы. Согласно апокрифам, существовал еще и 10-й ангельский чин во гл. с Сатаниилом, который согрешил перед Богом и был низвергнут из рая в ад.

А. описываются через сопричастность стихиям, прежде всего огня и света, и символически изображаются в идеально прекрасных человеч. образах, Наиб. почитанием в христ. культе пользуются архангелы Гавриил, возвестивший Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа, Михаил, гл. небесного воинства, и архангел-целитель Рафаил. Гавриил и Михаил входят в деисусный ряд иконостаса, располагаясь вслед за Иоанном Предтечей и Богоматерью. В системе росписи христ. храма А. обычно представлены в куполе, барабане, апсидах, на предалтарных столбах ("Благовещение") и на зап. стене ("Страшный Суд"). Среди др.-рус. иконных изображений А. наиб. известны "Ангел Златые Власы" и "Архангел Михаил" из звенигородского чина работы Андрея Рублева.

Ангел. Миниатюра из Евангелия Хитрово

Ангел. Миниатюра из Евангелия Хитрово

Английские клубы

АНГЛИ́ЙСКИЕ КЛУ́БЫ (чаще а́нглийские, также а́глинские) - аристократич. клубы в Пб. и Москве. Уставы не предусматривали сословных ограничений, однако на деле клубы были чисто дворянскими, элитарными и закрытыми сообществами, принадлежать к к-рым считалось большой честью. В них выбирали по баллотировке, и не прошедший в один из клубов (Моск. или Петерб.) не мог рассчитывать попасть в др. собрание.

В СПб. А. К. появился в 1770 на Галерной улице в англ. колонии, рядом с домом посла, англ. трактиром, домами купцов и капитанов. В дальнейшем, кроме англичан, в него стали входить представители рус. аристократии. Моск. клуб открыт приблизительно в то же время (оба клуба закрывались во время царствования Павла I, возобновлены в 1802). В моск. А. К. дамы (жены и дочери членов клуба) допускались лишь на торжеств. завтраки по случаю коронации. В петерб. А. К. дамы не допускались вообще. Прислуга в А. К. была исключительно мужская; здесь не танцевали и не устраивали муз. вечеров. Члены клуба обедали и играли в карты в умеренно азартные игры, поэтому самым важным служащим А. К. был повар. Моск. А. К. - традиц. место встреч фрондирующей аристократии.

В Москве А. К. с 1831 помещался в быв. доме графов Разумовских, построенном предположительно арх. А. Менеласом на Тверской ул. Петерб. А. К. нанимал аристократич. дворцы - Демидовых, Юсуповых (одним из условий было наличие сада при дворце, где строилась терраса для чаепитий). В 1890-х гг. А. К. приобрел дворец кн. Урусовых на Дворцовой наб., 16: здесь также устроили сад. Членами клуба были как ист. лица (Пушкин, Крылов, Некрасов - карточной игры), так лит. персонажи: (граф И. А. Ростов, П. А. Фамусов).

Английские клубы. Здание бывшего Московского английского клуба

Английские клубы. Здание бывшего Московского английского клуба

Английские парки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Английский рожок

АНГЛИ́ЙСКИЙ РОЖО́К - см. Гобой.

Англиканство

АНГЛИКА́НСТВО - одно из направлений в протестантизме, более близкое к католицизму, чем др. протестанские церкви.

Зародилось во времена правления Генриха VIII (1509-47), при к-ром принят ряд законов о юрисдикционной, финансовой и адм. независимости англ. церкви от Рима и утверждении короля ее земным главой. Реформация в Англии завершилась при королеве Елизавете (1550-1603): были закрыты монастыри, а их земли переданы в казну; отменено безбрачие духовенства и епископата, введено причащение под двумя видами; для оформления вероучения составлена "Книга молитв" (1549), являющаяся и доныне основой богослужения. Первонач. формулировка вероучения изложена архиеп. Крэмером в 42 гл. в 1552, а позднее оформлена в 39 гл.

Еще в 1-й четв. 18 в. (при Петре I) Свящ. Синод России приглашал англиканских епископов для собеседования о соединении с Рус. Православной Церковью (РПЦ). Эта инициатива получила продолжение во 2-й пол. 19 в., когда представители англиканского духовенства часто посещали Россию. До 1917 существовало "Рус. об-во ревнителей сближения англиканской церкви с православною". Совр. экуменич. контакты не обещают тем не менее полного единства с РПЦ из-за принятия рядом англиканских церквей. жен. священства, а нек-рыми церквами - и епископства.

Анданте

АНДА́НТЕ (итал. andante, букв. - идущий шагом) - 1) обозначение спокойного характера музыки и умеренного темпа, приблизительно соответств. скорости неторопливого шага. На шкале муз. темповых обозначений А. занимает промежуточное место между медленным адажио и б. оживленными андантино и модерато 2) назв. пьесы или части цикла соответств. характера.

Андеграунд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анджапаридзе Зураб Ив

АНДЖАПАРИ́ДЗЕ Зураб Ив. (род. 1928) - певец (тенор). Нар. артист СССР (1966). Окончил Тбилисскую конс. (1952, кл. проф. Д. Я. Андгуладзе). В 1952-59 и с 1970 - солист Тбилисского т-ра оперы и балета им. Палиашвили (в 1979-82 - дир.). В 1959-70 - солист Большого т-ра. Лучшие партии: Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Радамес ("Аида" Дж. Верди). Обладал сильным голосом красивого тембра, прекрасной вок. школой. В 1964 исполнил партию Германа ("Пиковая дама" П. И. Чайковского), к-рую озвучил в одноим. ф.-опере. Гастролировал в Чехословакии, Болгарии, Италии, Франции, Югославии, Канаде, Румынии и др. странах.

Анджолини Доменико Мария Гаспаро

АНДЖОЛИ́НИ Доменико Мария Гаспаро (1731-1803) - итал. балетмейстер, артист, либреттист и композитор. С 1748 работал во мн. европ. городах. Иск-ву балетмейстера учился у Ф. Хильфердинга, вслед за к-рым отдавал предпочтение действенному пантомимному балету, отрицая развлекат. "фигурные танцы". Уделяя большое внимание музыке в балете, сотрудничал с К. Глюком. Автор балетов "Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифигения" и комич. балета "Приключения в Серале". В 1766-72, 1782-86 А. работал в Пб. и Москве. Поставил "Оставленную Дидону" (1766), "Семиру" по трагедии А. Сумарокова (1772), а также "Ариадну и Тезея" (1776), "Китайского сироту" (1777) по трагедии Вольтера на собств. музыку. На основе рус. нар. танца сочинил балет "Забава о святках" (1767).

Предыдущая страница Следующая страница