Наши партнеры

Shefcook.ru - shefcook.ru

Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИКТ"-"ИОА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИКТ"-"ИОА")

ИКТ

ИКТ (от лат. ictus — удар, ударение), или арсис (см. Арсис и тезис), сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение; чередование таких сильных мест со слабыми (междуиктовыми интервалами) образует метр стиха. В русских трехсложных размерах И. почти всегда совпадает с ударным слогом, в двусложных размерах — не всегда («У лукоморья дуб зелёный…», А. С. Пушкин).

См. также Сильное место и слабое место.

М. Л. Гаспаров.

ИЛАРИОН

ИЛАРИО́Н, русский проповедник и церковный деятель 11 в. С 1051 митрополит киевский. «Слово о законе и благодати» (1037—50). По гипотезе Д.С. Лихачева — свод преданий (6 рассказов), условно наз. «Сказанием о распространении христианства на Руси» (1-я пол. 40-х гг. 11 в.).

■ Молдован А.М., «Слово о законе и благодати» Илариона, К., 1984.

● Лихачев Д., Великое наследие, 2 изд., М., 1980, с. 33—46.

ИЛАЧАНДРА ДЖОШИ

ИЛАЧА́НДРА Джоши (р. 1902), индийский писатель (на яз. хинди). Ром. «Презренная» (1929), «Отшельник» (1941), «Призрак и тень» (1944), «Приговоренный к ссылке» (1946), «Путь к свободе» (1948), «Цыганка» (1952), «Скиталец» (1955), «Времена года» (1969) и др. Сб. рассказов «Пожелтевшие страницы дневника» (1951), «Колючие цветы и стыдливые шипы» (1957) и др. Стихи. Лит. критика (сб. «Размышление о литературе», 1955, «Увидел, оценил», 1957).

ИЛЕМНИЦКИЙ ПЕТЕР

ИЛЕМНИ́ЦКИЙ (Jilemnický) Петер (1901—1949), словацкий писатель. Чл. КПЧ с 1921. Ром. «Победоносное падение» (1929, п. 1972), «Звенящий шаг» (1930), «Поле невспаханное» (1932, п. 1936), «Кусок сахару» (1934, п.1950), «Компас в нас» (1937), «Хроника» (1947, п. 1948). Рассказы.

■ Избр., М., 1972.

«ИЛИАДА»

«ИЛИАДА» - «ИЛИА́ДА», древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру (см. Гомеровский вопрос). По-видимому, возникла в IX—VIII вв. до н. э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (XIII в. до н. э.). Сложена гекзаметром (около 15700 стихов). Как и «Одиссея», бытовала с VIII в. до н. э., по-видимому, в устной традиции, судя по формульности поэтического языка и типическим местам, характерным для фольклора.

«И.» повествует об осаде греками-ахейцами Илиона — Трои. Композиция поэмы и сюжеты подчинены поэтике героического эпоса: поход начат из-за похищения троянцем Парисом Елены, жены ахейского царя Менелая; центральный сюжет поэмы — гнев главного героя Ахилла, обделенного предводителем похода Агамемноном (ср. сходные сюжеты в древнеиндийских «Махабхарате» и «Рамаяне» и других эпосах). Ахилл отказывается участвовать в сражениях до тех пор, пока от руки вождя троянцев Гектора не погибает его друг Патрокл (типичная фигура «заместителя» главного героя). Ахилл убивает Гектора в поединке; поэма заканчивается описанием тризны по Патроклу и Гектору (существует предположение, что погребальные плачи с перечислением подвигов павших героев — один из источников героического эпоса). В «И.» во все события вмешиваются боги. Однако в гомеровском эпосе они выступают в сниженном, иногда бурлескном виде. Центральные персонажи поэмы — герои, выделяющиеся своими идеальными качествами из массы рядовых воинов (иногда противопоставленные «низам» — ср. сцену избиения Терсита, поносящего Агамемнона и других царей) и осмеливающиеся поднять оружие даже на богов (Диомед, ранящий Ареса и Афродиту — сторонников троянцев). Такое уравнивание героев и богов свидетельствует о подчинении мифологии эстетике героизма. В «И.» людьми правит судьба; героизм человека — в славных деяниях и сознательном приятии своей судьбы («доли»).

Классический русский перевод «И.» — Н. Гнедича в гекзаметрах (1829).

Издания:

Гомер, Илиада, пер. Н. Гнедича, М.-Л., 1935;

в том же пер., БВЛ, т. 3, М., 1967.

Литература:

Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960;

Шталь И. В., Гомеровский эпос, М., 1975;

Гринцер П. А., Эпос древнего мира, в кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971.

В. П.

ИЛИЧ ВОИСЛАВ

И́ЛИЧ́ Воислав (1860—1894), сербский поэт. Три одноим. сб. «Стихи» (1887, 1889, 1892).

ИЛЛЕШ БЕЛА

И́ЛЛЕШ́ (Illés) Бела (1895—1974), венгерский писатель. Чл. Коммунистич. партии Венгрии с 1919. В 1919—45 в эмиграции. Ром. «Записки доктора Пала Утриуша» (1917), «Тисса горит» (п. с рукописи, 1929—33; на венг. яз. 1957), «Карпатская рапсодия» (трил., п. с рукописи, 1941; на венг. яз. 1945), «Обретение родины» (кн. 1—3, 1952—54, п. 1959). Повести и рассказы.

■ Избр., М., 1974.

ИЛЛЕШ ЭНДРЕ

И́ЛЛЕШ́ (Illés) Эндре (р. 1902), венгерский писатель. Сб. новелл «Шулеры» (1958), «Сто рассказов» (т. 1—2, 1966), «Меж водоворотов» (1975). Драмы «Песочные часы» (1961), «Тот, кто боится любить» (1964), «Анонимные письма» (1974), «Изабелла Испанская» (1976).

■ Избр., М., 1979.

ИЛЛИРИЗМ

ИЛЛИРИ́ЗМ (ilirizm), общественно-политическое и культурное движение 30—40‑х гг. XIX в. в Хорватии, Славонии, нашедшее отклик и в других югославских землях. Сложилось в борьбе против германизации и мадьяризации. Национально-культурная программа И. основывалась на идее родства южных славян (считавшихся потомками древнего населения западной части Балканского п-ова — иллирийцев), сходства их исторических судеб и вытекающей отсюда идее общности задач культурного развития, литературно-языкового объединения и защиты национальной самобытности. На почве И. развивалась национальная хорватская литература с ее романтическим воспеванием прошлого «иллиров», разработкой патриотических исторических сюжетов, обращением к фольклору (Л. Гай, С. Враз, П. Прерадович, И. Мажуранич, Д. Деметер и др.).

Литература:

История Югославии, т. 1, М., 1963, с. 388—96;

Лещиловская И. И., Иллиризм, М., 1968.

ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ

ИЛЛЮСТРАТИ́ВНОСТЬ в искусстве, условное понятие, обозначающее использование «образной», беллетристической формы, художественных приемов для иллюстрирования какой-либо идеи или проблемы, уже известной из других форм общественного сознания (идеологии), т. е. создание художником конъюнктурных «откликов» на те или иные явления жизни. А. В. Луначарский предупреждал (1928): «Плох художник, который своими произведениями иллюстрирует уже выработанные положения нашей программы. Художник ценен именно тем, что он поднимает новину, что он со своей интуицией проникает в область, в которую обычно трудно проникнуть статистике или логике» (Статьи о литературе, 1957, с. 110). И. следует отличать от тенденциозности, которая выстрадана художником и органически входит в произведение искусства, обогащая его идейное содержание (см. Тенденция в литературе).

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛУС ВЯЙНО

И́ЛУС́ Вяйно (р. 1929), эстонский советский писатель. Сб. повестей и рассказов «Во времена изменчивой погоды» (1965), «По ночам думать вредно» (1969), «Сразу после детства» (1976). Ром. «Твоя собственная жизнь» (1964), «Посевы ветра» (1968), «Проигрышное положение» (1973), «Хозяева хутора Кинсли» (1978).

■ Избр. произв., т. 1—2, Тал., 1981—82 (на эст. яз.).

ИЛЬИН М.

ИЛЬИ́Н М. (наст. имя фам. Илья Яковлевич Маршак) (1896—1953), русский советский писатель. Брат С. Я. Маршака. Популярные науч.-публицистич. кн. для детей и юношества «Солнце на столе» (1927), «Черным по белому» («Рассказы о книгах», 1928), «Сто тысяч почему» (1929), «Как автомобиль учился ходить», «Рассказ о великом плане» (обе — 1930), «Сегодня и вчера. Рассказы о Родине» (1937), «Как человек стал великаном» (ч. 1—3, 1940—48; совм. с Е. А. Сегал), «Путешествие в атом» (1948) и др.

■ Избр. произв., т. 1—3, М., 1962.

● Ивич А., Творчество М. Ильина, М., 1956; Жизнь и творчество М. Ильина. [Сб. материалов], М., 1962.

ИЛЬИН ЯКОВ НАУМОВИЧ

ИЛЬИ́Н Яков Наумович (1905—1932), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1924. Ром. «Большой конвейер» (1934); сб. очерков «Комсомолец, на трактор» (1925), «Жители фабричного двора» (1928), «Шестое чувство» (1933). Очерк «Вызов чиновничеству и расточительству» (1928). Сост. и ред. сб. «Люди Сталинградского тракторного» (1933) и др. Публицистика.

■ Яков Ильин. Воспоминания современников, М., 1967.

ИЛЬИНА ЕЛЕНА

ИЛЬИНА́ Елена (наст. имя и фам. Лия Яковлевна Прейс) (1901—1964), русская советская писательница. Сестра М. Ильина и С. Я. Маршака. Пов. «Четвертая высота» (1945), «Это моя школа» (1955), «Неутомимый путник. Детство, юность и молодые годы Карла Маркса» (1964). Рассказы (в т.ч. кн. «Медведь-гора», 1936). Очерки. Стихи для детей. Сказки (в т.ч. кн. «Шум и Шумок», 1953). Переводы.

ИЛЬИНА НАТАЛЬЯ ИОСИФОВНА

ИЛЬИНА́ Наталья Иосифовна (р. 1914), русская советская писательница. Сб. фельетонов «Иными глазами. Очерки шанхайской жизни» (Шанхай, 1946), «Внимание: опасность!» (1960), «Не надо оваций!» (1964), «Что-то тут не клеится» (1968), «Светящиеся табло» (1974). Ром. «Возвращение» (кн. 1—2, 1957—65). Кн. воспоминаний «Судьбы. Из давних встреч» (1980), «Дороги» (отд. изд. 1983). Статьи о лит-ре. Переводы.

ИЛЬОСКИЙ ВАСИЛИЙ

ИЛЬО́СКИЙ Василий (р. 1902), македонский писатель, драматург. Пьесы «Беглянка» (1928), «Чорбаджия Теодос» (1936), «Честь» (1953), «Первые на Марсе», «Палатка и телефон» (обе 1964), «Свадьба» (1976). Произв. для детей.

ИЛЬФ ИЛЬЯ И ПЕТРОВ ЕВГЕНИЙ

ИЛЬФ Илья (наст. имя и фам. Илья Арнольдович Файнзильберг) (1897—1937) и ПЕТРО́В Евгений (наст. имя и фам. Евгений Петрович Катаев) (1902—1942, погиб на фронте; чл. КПСС с 1940), русские советские писатели. Ром. «Двенадцать стульев» (1928), «Золотой теленок» (1931). Пов. «Светлая личность» (1928). Путевые очерки «Одноэтажная Америка» (1936). Цикл сатирич. новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929). Рассказы. Фельетоны. Очерки. Статьи. Киносценарии «Барак» (пост. 1932), «Однажды летом» (1932). «Записные книжки» Ильфа (опубл. 1939), «Фронтовой дневник» Петрова (1942).

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1938; Собр. соч., т. 1—5, М., 1961.

● Галанов Б.Е., Илья Ильф и Евгений Петров, М., 1961; Яновская Л.М., Почему вы пишете смешно?, 2 изд., М., 1969; Воспоминания об Илье Ильфе и Евгении Петрове, М., 1963.

ИЛЬЧЕНКО АЛЕКСАНДР ЕЛИСЕЕВИЧ

И́ЛЬЧЕНКО́ Александр Елисеевич (р. 1909), украинский советский писатель. Очерки «Днепрэльстан» (1932). Пов. «Сердце ждет» (1939; переработ. изд. в п. — «Петербургская осень», 1941; одноим. пьеса, пост. 1954, — о Т. Шевченко), «Обыкновенный мальчишка» (1947), «Неаполитанка» (1963). Лирико-юмористич. фольклорный ром. «Казацкому роду нет переводу, или Мамай и Огонь-Молодица» (кн. 1—2, 1958). Пьеса «Завтра утром» (1952).

■ Соч., т. 1—2, К., 1979 (на укр. яз.); Багряный лист. Повести. Рассказы. Очерки, М., 1969.

ИМАД-АД-ДИН АЛЬ-ИСФАХАНИ

ИМА́Д-ад-дин аль-ИСФАХА́НИ (1125—1201), арабский литератор, филолог. Сост. антологии араб. лит-ры 11—12 вв. «Жемчужина дворца».

ИМАЖИЗМ

ИМАЖИ́ЗМ (от англ. image — образ), школа в англоязычной поэзии 1910‑х гг. Объединяла англичан Т. С. Элиота, Ф. М. Флинта, Д. Г. Лоренса, Р. Олдингтона, американцев Эми Лоуэлл, Э. Паунда, Хилды Дулитл, Дж. Г. Флетчера.

Принципы И. («точное изображение», основанное на предметности и конкретности, «чистая образность», несущественность тематики) были изложены в сборнике статей английского философа Т. Э. Хьюма «Размышления» (1924). И. противопоставил романтическому переживанию объективное воспроизведение вычлененных из системы связей и отношений «объектов», особенности которых составляют для И. первоматерию образа. Стихотворение — цепочка подобных образов, выражающих действительный порядок вещей в мире в противоположность «неточному» эмоциональному мировосприятию романтиков. Поэтика И. требовала ясности языка, отказа от традиционной метрики, строфики, поскольку в них запечатлевается переживание, а не сама реальность. Ассоциативность стихов имажистов (см. Ассоциативный образ) родственна принципам, утвердившимся в классической поэзии Японии и Китая. Там И. видел модель поэзии XX в., соответствующую духу механистической и технизированной реальности, порождающей однотипность психологии и мироощущения.

И. способствовал обогащению форм английского стиха и изживанию эпигонской образности и ритмики поздних романтиков. Однако эксперименты И. были, как правило, чисто формалистическими по своей природе, чем и был вызван распад школы уже в середине 10‑х гг.

И. — одно из ранних проявлений тенденции деперсонализации, свойственной модернистской литературе (см. Модернизм).

А. М. Зверев.

ИМАЖИНИЗМ

ИМАЖИНИ́ЗМ, литературное течение в России 1920‑х гг. (название восходит к английскому имажизму). В 1919 с изложением его принципов выступили С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич и др.; они организовали издательство «Имажинисты», выпускали одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922 — 1924; вышло 4 номера). Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политической ориентации в послеоктябрьский период (в частности, допускали резкие выпады против В. В. Маяковского). Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа (поэзия — «ритмика образов»), фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

Литература:

Лит. манифесты. От символизма к Октябрю, [2 изд.], М., 1929.

ИММАНУИЛ РИМСКИЙ

ИММАНУИ́Л РИ́МСКИЙ (ок. 1268 — ок. 1330), еврейский поэт (на иврите и араб. яз.). Жил в Италии. Сонеты, макамы, пародии, новеллы, эпиграммы, двустишия. Поэма «Ад и рай» вошла в «Мехаберот» («Собеседования»). Впервые соч. И.Р. опубл. в 1491.

■ Мехаберот, Львов, 1870 (на иврите).

ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860 — начала 1870‑х гг. (название возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»). Применительно к литературе И. рассматривается широко — как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, и узко — как течение с определённым методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже XIX—XX вв.

Признаки «импрессионистического стиля» — отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности «первого впечатления» давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей «боковой» правдой (см. Ассоциативный образ) сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художественной идее — неожиданную разветвленность и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у крупных писателей (напр., Г. де Мопассан, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки художественных принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и в неуклонно возраставшем искусстве описаний (черты И., присущие поэзии А. А. Фета).

К началу XX в. возникло несколько стилевых разновидностей И. на общей реалистической основе. Братья Ж. и Э. Гонкур («поэты нервов», «ценители незаметных ощущений») явились родоначальниками «психологического И.», изощренную технику которого можно наблюдать в романе К. Гамсуна «Голод», ранних новеллах Т. Манна, у С. Цвейга, в лирике Р. М. Рильке, И. Ф. Анненского. «Пленэрная», трепетная живописность ощущается у братьев Гонкур, у Э. Золя в описаниях Парижа («Страница любви»), у датского писателя Е. П. Якобсена (в новелле «Могенс»). По своим эстетическим принципам и техническим приемам И. часто сближается с неоромантизмом (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Г. фон Гофмансталь) и символизмом (П. Верлен, С. Малларме, С. Георге, М. Метерлинк, К. Д. Бальмонт).

В дальнейшем у Гамсуна, П. Альтенберга и некоторых других писателей начала XX в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистических принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод), частично предвосхитившие литературу «потока сознания» (творчество М. Пруста).

Культ «впечатления» замыкал человека в самом себе; ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолетно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Художественный образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намеках, приоткрывавших «завесу» над роковой игрой бессознательной стихий в жизни человека. К середине XX в. И. как самостоятельный метод исчерпал себя.

Литература:

Корецкая И. В., Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма, в кн.: Литературно-эстетич. концепции в России кон. XIX — нач. XX вв., М., 1975 (в ст. приводится обширная библ.);

Андреев Л. Г., Импрессионизм, М., 1980 (библ.).

Н. Р.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗА́ЦИЯ (итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), особый вид творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, танце, театральном искусстве, поэзии и др.). Процесс вдохновенной поэтической И. воссоздан в «Египетских ночах» А. С. Пушкина. Истоки И. восходят к народному творчеству (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В поэзии И. обычно связана с заданностью темы; искусством И. прекрасно владели А. Мицкевич, В. Я. Брюсов и др. К И. относится жанр экспромта.

ИМРУ-УЛЬ-КАЙС

И́МРУ-уль-КАЙС́ (ок. 500 — между 530 — 540), арабский поэт.

ИНАМ АДИБ

ИНА́М АДИ́Б (псевд.; наст. имя неизв.), современный пакистанский поэт (на яз. панджаби).

ИНАНИШВИЛИ РЕВАЗ КОНСТАНТИНОВИЧ

ИНАНИШВИ́ЛИ Реваз Константинович (р. 1926), грузинский советский писатель. Сб. рассказов, в т.ч. для детей: «Из писем к другу» (1958), «Бибо» (1964), «Где живет сказочник» (1970), «Волчата» (1973), «Летит над долиной сойка» (1974), «Далекая белая вершина» (1976). «Добрая земля» (1980). Киносценарии.

■ Рассказы, Тб., 1978 (на груз. яз.); Капли на листьях. Новеллы, М., 1967; Зарисовки вечерней поры. Рассказы, М., 1978.

ИНБЕР ВЕРА МИХАЙЛОВНА

И́НБЕР́ Вера Михайловна (1890—1972), русская советская поэтесса. Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Печальное вино» (1914), «Бренные слова» (1922), «Цель и путь» (1925), «Сыну, которого нет» (1927), «Путевой дневник» (1939), «Душа Ленинграда» (1942), «Путь воды» (1948), «Апрель. Стихи о Ленине» (1960), «Анкета времени» (1971). Поэмы «Путевой дневник» (1938), «Овидий» (1941), «Пулковский меридиан» (1941—43; Гос. пр. СССР, 1946). Пов. «Место под солнцем» (1928). Рассказы. Очерки (кн. «Америка в Париже», 1928). Кн. «Почти три года (Ленинградский дневник)» (1946). Кн. о творчестве «Вдохновение и мастерство» (1957). Воспоминания («Страницы дней перебирая…», 1967). Произв. для детей (в т.ч. пов. «Как я была маленькая», 1954). Комедия в стихах «Союз матерей» (1938).

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1965—66; Избранное, М., 1981.

● Гринберг И.Л., Вера Инбер, М., 1961.

ИНВЕКТИВА

ИНВЕКТИ́ВА [позднелат. invectiva (oratio) — бранная речь, от лат. invehor — бросаюсь, нападаю], резкое обличение (в частности, сатирическое осмеяние) реального лица или группы лиц; противостоит панегирику (в широком значении). Литературные формы И. многообразны: эпиграмма, полемические статьи и речи («Филиппики» Цицерона) и др. Пример И. — у М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта»: «А вы, надменные потомки…».

ИНВЕРСИЯ

ИНВЕ́РСИЯ (от лат. inversio — переворачивание, перестановка), фигура слова: нарушение «естественного» порядка слов. Два основных вида И. — перестановка смежных слов (анастрофа) и разъединение их (гипербатон) для выделения их во фразе: «И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости» (т. е. гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью) (А. С. Пушкин). Может эмфатически или логически выделять слово или часть предложения; применяется также в целях ритмико-мелодической организации речи. По аналогии со стилистической И. иногда говорят о ритмической И. (см. Синкопа), о композиционной И. (перестановка временной последовательности событий в сюжете) и пр.

М. Л. Гаспаров.

ИНГАМЕЛС РЕКС

И́НГАМЕЛС́ (Ingamells) Рекс (полное имя Реджиналд Чарлз) (1913—1955), австралийский поэт. Поэтич. сб. «Эвкалиптовые вершины» (1935), «Забытый народ» (1936), «Йера» (1945), «Большая южная страна» (1951) и др.

ИНГЛЕС ДИ СОЗА ЭРКУЛАНУ

ИНГЛЕ́С ди СО́ЗА (Inglês de Sousa) Эркулану (1853—1918), бразильский писатель. Ром «История рыбака» (1876), «Полковник Санграду» (1877), «Плантатор», «Миссионер» (оба — 1888) и др.

ИНГОЛИЧ АНТОН

И́НГОЛИЧ́ (Ingolič) Антон (р. 1907), словенский писатель. Ром. «Лукари» (1936), «Матевж Височник» (1945), дилогия — «Виноградный холм» (1946), «Забастовка» (1951); «Первые ступеньки» (1962, п. 1967), «Прадеды» (1975). Повести, рассказы, пьесы.

ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИНГУ́ШСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература ингушского народа. Как письменная литература развивается после Октябрьской революции на ингушском языке в тесном взаимодействии с чеченской литературой, близкой ей по языку, фольклорным источникам и сходству исторических судеб ингушского и чеченского народов. Первым печатным произведением И. л. была пьеса З. Мальсагова, опубликованная в 1923. В годы становления И. л. преобладают малые жанровые формы: стихи, очерки, рассказы (С. И. Озиев, Х.-Б. Муталиев, Х. С. Осмиев). В период Великой Отечественной войны на центральное место выдвигается патриотическая и антифашистская тематика (стихи Дж. Яндиева, пьесы И. Базоркина). С 50‑х гг. И. л. вступает в период интенсивного роста. Выходят сборники стихов, рассказов и повестей Муталиева, А. А. Веджизева, Б. Х. Зязикова и др. Проблемам нравственного воспитания и борьбе с пережитками прошлого посвящен в И. л. роман «Золотые столбы» (1966) С. Чахкиева. На историко-революционную тему написаны романы Чахкиева, А. Бокова, М.-С. Плиева; историческая эпопея Базоркина «Из тьмы веков» (1968) охватывает более ста лет жизни народа. Современная ингушская драматургия, зародившаяся в 20‑х гг., представлена пьесами Базоркина, Чахкиева и др.

Издается альманах «Лоаман Пуйре» (на ингушском языке, с 1958).

Литература:

Очерк истории чеч.-ингуш. литературы, Грозный, 1963.

М. Д. Чентиева.

ИНДЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНДЕ́ЙСКИЕ ЛИТЕРАТУ́РЫ, устная и письменная поэзия и проза индейцев Америки. Задолго до открытия Америки европейцами у индейцев сложились эпические предания о судьбах племен [некоторые из них сохранились в пиктографической (рисунчатой) записи], а также мифы, сказки, трудовые песни, пословицы. В Центральной Америке и Андах — областях, где возникло раннеклассовое общество, И. л. достигли наибольшего развития. Ведущими темами здесь стали прославление правителей и знати, воспевание военных побед и всемогущества божеств; вырабатывались литературные каноны. Религиозно-мифологические представления пронизывали многие литературные произведения: гимны богам (у ацтеков, майя, инков и др.), стихотворные изложения мифов, молитвы, пророчества (книга «Чилам-Балам»), дидактические сочинения.

Становление классового общества дало толчок развитию светской литературы, изменило идеологическую направленность старых литературных жанров, например эпоса («Пополь-Вух» киче). Хроники майя, ацтеков, чичимеков и др. излагают в ритмизованной прозе историю того или иного города-государства. Последующие хронисты (Гарсиласо де ла Вега и др.), после завоевания Америки писавшие уже латиницей, широко использовали эти хроники. Большое распространение имели драматические произведения, мифологические и исторические по содержанию, тесно связанные с танцами. Сохранились «Рабиналь-Ачи» (майя) и «Апу-Ольянтай» (инки). Из поэтических текстов дошли военные песни, включающие мольбы богам о победе, поэмы о весне, стихи на темы краткости жизни и переменчивости судьбы, любовная лирика. Современные народные И. л. представлены драматическими балетами (главным образом на темы испанского завоевания и христианских легенд), сказками, лирикой. Влияние И. л. заметно в творчестве некоторых современных североамериканских, мексиканских, гватемальских и перуанских писателей (М. А. Астуриас и др.).

Литература:

Культура индейцев, М., 1963;

Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971;

Голоса Америки. Из народного творчества США, М., 1976.

Р. В. Кинжалов.

ИНДИЙСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДРАНЕ ИЛЗЕ

И́НДРАНЕ́ Илзе (наст. имя и фам. Ундина Ятниеце) (р. 1927), латышская советская писательница. Ром. «Зыбкие мостки» (1963), «Каска с каштанами» (1966), «Водонос» (1971), «Айсма» (1980). Пов. «Хлеб» (1966). Сб. лирич. миниатюр «Босиком» (1970).

ИНЖИНАШ ВАНЧИНБАЛЫН

ИНЖИНА́Ш Ванчинбалын (1837—1892), монгольский писатель. Произв. И. распространялись в списках и ксилогр. изд. Ром. «Синяя книга» (ист.; т. 1—3, полн. изд. 1957; первые 8 гл. написаны отцом И.), «Одноэтажный павильон» (изд. 1957), «Палата красных слез» (изд. 1958).

ИНКЛАН ЛУИС

ИНКЛА́Н (Inclán) Луис (1816—1875), мексиканский писатель.

ИННЕРХОФЕР ФРАНЦ

И́ННЕРХОФЕР́ (Innerhofer) Франц (р. 1944), австрийский писатель. Ром. «Прекрасные дни» (1974), «Теневая сторона» (1975).

«ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

«ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА» - «ИНОСТРА́ННАЯ ЛИТЕРАТУ́РА», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал СП СССР. Выходит в Москве с 1955. Продолжает деятельность журнала «Интернациональная литература» (1933 — 1943). Публикует произведения писателей разных стран и континентов, уделяет большое внимание теме строительства новой жизни в странах социализма. В разделе «Литературное наследство» публикуются художественные произведения, а также дневники, письма, воспоминания. Статьи в критических и публицистических отделах посвящены обзорам литератур зарубежных стран, проблемам современных литературных течений и направлений, критике различных буржуазных идейно-политических и эстетических концепций. Журнал публикует хронику культурной жизни; практикует выпуск тематических номеров. Главными редакторами были Б. С. Рюриков, А. Б. Чаковский; с 1970 — Н. Т. Федоренко.

ИНОУЭ ЯСУСИ

ИНО́УЭ ЯСУ́СИ (род. 1907), японский писатель. Ром. «Ледяная стена» (1956), ист. ром. «Синий волк» (1960), «Сны о России» (1968, п. 1980). Повести и рассказы (в т.ч. «Охотничье ружьё», 1949).

■ Охотничье ружьё. Рассказы, М., 1983.

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО

ИНСТИТУ́Т МИРОВО́Й ЛИТЕРАТУ́РЫ И́МЕНИ М. ГО́РЬКОГО АН СССР в Москве (ИМЛИ). Создан по инициативе М. Горького (постановление ВЦИК, 1932). Ведет комплексное изучение проблем развития мирового литературного процесса; издает коллективные труды («История русской советской литературы», т. 1—4, 1967 — 1971; «История советской многонациональной литературы», т. 1—6, 1970 — 1974; истории зарубежных литератур и др.), академические собрания сочинений; организует творческие дискуссии; проводит «Горьковские чтения», публикует серию одноименных сборников, а также серию сборников «Контекст», «Теории, школы, концепции» и др.; осуществляет научные связи с учеными многих стран. В ИМЛИ находятся Музей и Архив Горького, а также отдел рукописей, где хранятся архивы русских и зарубежных писателей. Печатные органы ИМЛИ — журналы «Вопросы литературы» (совместно с СП СССР) и сборники «Литературное наследство».

Литература:

Бердников Г., Над чем работают сов. ученые (ИМЛИ в 1981), «ВЛ», 1982, № 5;

его же, ИМЛИ — 50 лет, «ВЛ», 1982, № 9.

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ)

ИНСТИТУ́Т РУ́ССКОЙ ЛИТЕРАТУ́РЫ (ПУ́ШКИНСКИЙ ДОМ) АН СССР в Ленинграде (ИРЛИ). Основан в 1905 как источниковедческий центр пушкиноведения и хранилище музейного типа; в 1930 преобразован в научно-исследовательский институт АН СССР. ИРЛИ ведет исследования по истории русской литературы с древнейших времен до наших дней, по фольклору, теории литературы, библиографии и текстологии, издает академические собрания сочинений русских классиков, серийные издания «Труды отдела древнерусской литературы», «Русский фольклор», «Пушкин. Материалы и исследования», «Некрасовский сборник», «Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома». Проводит Пушкинские и Некрасовские конференции, организует фольклорные и археографические экспедиции. В составе института Литературный музей, Рукописный отдел с Древлехранилищем, библиотека. Периодическое издание ИРЛИ — журнал «Русская литература».

Литература:

50 лет Пушкинского дома. 1905—1955, М.-Л., 1956 (там же, библ. изданий ИРЛИ за 1913 — 1956);

Баскаков В. Н., Пушкинский дом, 1905—1930—1980. Историч. очерк, Л., 1980;

Пушкинский дом. Библиография трудов, сост. А. К. Михайлова, Л., 1981;

Пушкинский дом. Статьи. Документы. Библиография, Л., 1982.

ИНСТРУМЕНТОВКА

ИНСТРУМЕНТО́ВКА стиха, то же, что фоника в узком значении.

ИНСЦЕНИРОВКА

ИНСЦЕНИРО́ВКА [от лат. in — в, на и scaena (scena) — сцена], переработка для театра недраматического произведения. В отличие от создания пьесы по мотивам повествовательных произведений (напр., обработка У. Шекспиром средневековых новелл и повестей) И. обладают лишь относительной художественной самостоятельностью, ориентируясь на воспроизведение идейного смысла, сюжета и стиля первоисточника, что не исключает его творческого достраивания (см. Интерпретация). И., вызывавшие недоверие В. Г. Белинского и М. Горького, после постановки В. И. Немировичем-Данченко «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (1911) обрели влиятельность и авторитетность. Повествовательные произведения стали перерабатываться в тщательно детализированные сценарии, которые успешно ставятся театрами (напр.: «Петербургские сновидения» Ю. А. Завадского по роману «Преступление и наказание» Достоевского, «История лошади» М. Г. Розовского и Г. А. Товстоногова по повести Л. Н. Толстого «Холстомер»). И. нередко осуществляется писателями, обретая форму пьесы («Мертвые души» М. А. Булгакова для МХАТа; «Брат Алеша» В. С. Розова для постановки А. В. Эфроса). Порой прозаики инсценируют собственные произведения — пьесы «Дни Турбиных» Булгакова, «Бронепоезд 14—69» В. И. Иванова, «Живи и помни» В. Г. Распутина.

В. Е. Хализев.

ИНТЕРЛЮДИЯ

ИНТЕРЛЮ́ДИЯ, см. в ст. Интермедия.

ИНТЕРМЕДИЯ

ИНТЕРМЕ́ДИЯ (от лат. intermedius — находящийся посреди), небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между актами основной пьесы. Возникла в XV в. как бытовая сценка-фарс, входивший в состав мистерии, затем школьной драмы (позднее трагедии и комедии). В Англии называлась интерлюдией (от лат. inter — между, ludus — игра). Получила распространение в Западной Европе XVI—XVII вв. (в Испании — как самостоятельный жанр народного театра), в русском театре XVII—XVIII вв. В XIX—XX вв. И. сохранилась как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТИЗАР ХУСЕЙН

ИНТИЗА́Р Хусейн (р. 1922), пакистанский писатель (на яз. урду). Сб. рассказов «Галька» (1955), «Жалкий город» (1972). Пов., в т.ч. «Городишко» (1980).

ИНТОЙО

ИНТО́ЙО (Intojo) (1912—1971), индонезийский поэт и педагог.

ИНТОНАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТРИГА

ИНТРИ́ГА (франц. intrigue, от лат. intrico — запутываю), сложное и напряженное сплетение действий персонажей, преследующих свои цели посредством изощренных уловок и сокрытия намерений. И., которой неизменно сопутствуют перипетии, придает произведению занимательность. Она применяется преимущественно в авантюрных сюжетах, где поведение героев диктуется импульсом личного самоутверждения, «жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью» (Бахтин М., Проблемы поэтики Достоевского, М., 1972, с. 176). И. широко используется также в приключенческой литературе и детективной литературе.

ИНЧАУСТЕГИ КАБРАЛЬ ЭКТОР

ИНЧА́УСТЕГИ КАБРА́ЛЬ (Incháustegui Cabral) Эктор (р. 1912), доминиканский поэт, дипломат. Сб. стихов «Поэмы, полные скорби» (1940), «Удивительные острова» (1952), «Восстание растений и менее горестные поэмы» (1956). Пьесы. Лит. критика.

ИНЬ ФУ

ИНЬ ФУ (наст. имя Сюй Цзухуа) (1909—1931), китайский поэт.

■ Слова, омытые кровью, М., 1964.

● Матков Н.Ф., Инь Фу — певец кит. революции, М., 1962.

ИОАНИДИС ПАНОС

ИОАНИ́ДИС Панос (р. 1935), кипрский греческий писатель. Сб. рассказов «На Кипре ветреном…» (1964), «Кипрские эпосы» (1968), «Кронака» (1970—72). Пьесы. Стихи.

ИОАНН ДАМАСКИН

ИОА́НН ДАМАСКИ́Н (ок. 675 — до 753), византийский поэт; богослов, философ. Идейный противник иконоборчества. Церк. песнопения. Филос.-теологич. компендиум «Источник знания».

■ Полное собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968; PG, t. 94—96.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОА́НН ЗЛАТОУ́СТ (между 344 и 354 — 407), ранневизантийский писатель; церковный деятель, проповедник, получивший (с 6 в.) свое прозвище за красноречие. С 398 патриарх Константинополя, с 403—в ссылке. Моралистич. и обличит. проповеди (в т.ч. «О статуях»), злободневные гомилии. Многочисл. речи, беседы, письма. Соч. И.3. известны на Руси с 12 в. (ср. «Златоусты», «Златоструи» у слав. народов).

■ Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, т. 1—12, СПБ, 1895—1906; Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968; PG, t. 47—64.

ИОАНН ЗОНАРА

ИОА́НН ЗОНАРА́, византийский писатель 1-й пол. 12 в. Придворный, позднее монах. «Сокращенная история» войн охватывает события до 1118. Проповеди, жития святых, комментарии к гимнам, лексикон трудных слов греч. яз., труды по церк. праву.

ИОАНН КАНТАКУЗИН

ИОА́НН КАНТАКУЗИ́Н (7—1382), византийский писатель. Император Византии (1341—55); после низложения постригся в монахи. Историч. мемуары о событиях 1320—56. Теологич. соч. в защиту православия против ислама и иудаизма.

ИОАНН МАЛАЛА

ИОА́НН МАЛА́ЛА (ок. 491 — ок. 578), византийский писатель. По-видимому, сириец. Христ. «Хронография» (18 кн.), вобравшая библейские сюжеты, предания антич. мира (в т ч. события Троянской войны) и историч. эпизоды.

■ Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968.

ИОАНН МОСХ

ИОА́НН МОСХ (? — 619), византийский писатель, ученый Монах (Палестина) Составил антологию монаш. фольклора «Луг духовный» (новеллы, монастырские предания, изречения) по следам посещения монастырей Палестины, Сирии, Египта и др.; на Руси пер. 11—12 вв. под назв. «Лимонарь», или «Синайский патерик».

■ Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968; PG, t. ST.

Предыдущая страница Следующая страница