Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭНР"-"ЭЮБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭНР"-"ЭЮБ")

ЭНРИКЕС УРЕНЬЯ МАКС

ЭНРИ́КЕС УРЕ́НЬЯ (Henríquez Ureña) Макс (1885—1968), доминиканский литературовед, поэт, публицист. Брат П. Энрикеса Уреньи. Сб. стихов «Амфоры» (1914), «Свечение» (1930). Иссл., в т. ч. «Историческая панорама кубинской литературы (1492—1952)» (1963).

ЭНРИКЕС УРЕНЬЯ ПЕДРО

ЭНРИКЕ́С УРЕ́НЬЯ (Henríquez Ureña) Педро (1884—1946), доминиканский публицист и литературовед. Брат М. Энрикеса Уреньи.

ЭНЦЕНСБЕРГЕР ХАНС МАГНУС

Э́НЦЕНСБЕРГЕР ́(Enzensberger) Ханс Магнус (р. 1929), немецкий писатель (ФРГ). Поэтич. сб-ки («Защита волков», 1957). Документ. пьеса «Допрос в Гаване» (1970), комедия в 33-х песнях «Гибель Титаника» (1978) и др.; радиопьесы, лит.-муз. композиции. Рассказы, публицистика, лит. критика, переводы.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПАНЬЯ-ЙОНДО ЭЛОЛОНГЕ

ЭПАНЬЯ́-ЙОНДО́ (Epanya-Yondo) Элолонге (р. 1930), камерунский поэт (на франц. яз.). Сб. «Камерун! Камерун!» (1960, п. 1963).

ЭПИГОНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИГРАФ

ЭПИ́ГРАФ (от греч. epigraphē — надпись), надпись, короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения или его части и представляющая собой цитату из к.-л. авторитетного для него источника — произведения художественной литературы, народного творчества, изречений. В афористически-краткой форме Э. часто выражает основную коллизию, тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем. Например, Э. к «Анне Карениной» Л. Н. Толстого — из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам». Н. В. Гоголь через 6 лет после 1-го издания и постановки «Ревизора», в издании 1842, в ответ на критику предварил комедию Э.: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива. — Народная пословица». Иногда авторы сами сочиняют Э., снабжая их ложной отсылкой, мистифицирующей читателя (например, у Стендаля и В. Скотта).

Э. обладает всеми свойствами цитаты, создает сложный образ, рассчитанный на восприятие также и того контекста, из которого Э. извлечен. Э. может выполнять и роль экспозиции, вводя действие, давая предварительные разъяснения. Так, Э. к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» представляет собой маленькую интермедию («Разговор в вагоне»), без которой были бы непонятны субъект и характер последующего повествования.

При пародиях Э. — характерная цитата из пародируемого сочинения, которая затем и обыгрывается в пародии.

Э. таит в себе опасность публицистически-прямолинейного истолкования основной мысли сочинения, и поэтому писатели иногда снимают его (И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» или А. А. Блок, отказавшийся от Э. — из Тютчева — к стихотворению «Русь»).

А. Л. Гришунин.

ЭПИЗОД

ЭПИЗО́Д (от греч. epeisódion, букв. — вставка), относительно самостоятельная единица действия эпических, лиро-эпических и драматических произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени. Э. могут соответствовать основным компонентам сюжета (см. Сюжет и Фабула); но иногда компонент сюжета не развертывается в Э. либо, напротив, подается в нескольких Э. Расположение Э. в тексте — важная грань композиции произведения. В древнегреческой драме Э. разделялись выступлениями хора. Впоследствии они стали выделяться в драматические произведения наряду с актами и явлениями.

В. Е. Хализев.

ЭПИЛОГ

ЭПИЛО́Г (греч. epílogos, букв. — послесловие), заключительный компонент произведения, финал, отделенный от действия, развернутого в основной части текста. В театрально-драматическом искусстве (преимущественно комедиях) — итоговая характеристика актерами-персонажами смысла изображаемого либо их обращение к публике с поучением, благодарностью, просьбой о снисхождении и т. п. (нередкое у Шекспира, в эпической драме Брехта) или заключительный песенно-плясовой эпизод (например, «Господин де Пурсоньяк» Мольера). В древнегреческой драматургии роль Э. выполнял заключительный монолог хора в эксоде (завершающем эпизоде). В Э. многих романов и повестей, обычно следующем за развязкой, изображается жизнь героев через значительный промежуток времени после завершения действия («Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Порой в Э. обсуждаются нравственные, философские, эстетические аспекты изображаемого («Война и мир» Л. Н. Толстого), освещается личность автора («Цыганы» А. С. Пушкина).

В. А. Калашников.

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИТАЛАМА

ЭПИТАЛА́МА, эпиталамий (от греч. epithalámios — свадебный) или гименей, стихотворение или песня в честь свадьбы. Развилась из народных обрядовых песен; литературное оформление получила в античной поэзии, где разрасталась порой до целых поэм (Клавдиан); писались как в честь реальных лиц, так и на мифологические темы. В новоевропейской поэзии встречается редко (Э. Спенсер, В. К. Тредиаковский). Обычные мотивы литературной Э. — похвалы новобрачным, благосклонность к ним богов, пожелания счастья.

М. Л. Гаспаров.

ЭПИТАФИЯ

ЭПИТА́ФИЯ (от греч. epitáphios — надгробный), надгробная надпись, преимущественно стихотворная; существовала и как реальная надпись, и как фиктивная (в сборнике стихов). В литературу вошла как разновидность античной эпиграммы, пользовалась популярностью в эпохи Средневековья, Возрождения и классицизма. Приметы Э. — малый объем, обращение к покойнику или от покойника к прохожим, формулы типа «Здесь лежит…» и пр. Наряду с традиционными похвальными, часты пародийные, сатирические Э. (Р. Бёрнс и др.); первые близки к мадригалу и другим жанрам панегирической поэзии; вторые — к сатирической эпиграмме.

М. Л. Гаспаров.

ЭПИТЕТ

ЭПИ́ТЕТ (от греч. epítheton, букв. — приложенное), один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), Э. либо выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо — как метафорический Э. — переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный Э., отличающийся простотой и неизменностью («добрый молодец», «чистое поле», «красна девица»). Профессиональная литература приходит к индивидуализированным, уникальным Э. В системе Э. отражается стиль писателя, эпохи, данного литературного направления (например, «сладкогласный певец», «хладный прах» характерны для сентиментализма; «желтая заря», «снежное вино» принадлежат поэтической системе А. А. Блока).

В. С. Баевский.

ЭПИТРИТ

ЭПИТРИ́Т, в ст. Античное стихосложение.

ЭПИФОРА

ЭПИ́ФОРА (от греч. epiphorá — добавка), повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф, колонов или фраз («Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики», Н. В. Гоголь). В чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном (параллелизм синонимов или грамматических форм в окончаниях) довольно часто.

М. Л. Гаспаров.

ЭПИХАРМ

ЭПИХА́РМ (2-я пол. 6 — 1-я пол. 5 вв. до н. э.), древнегреческий драматург-комедиограф и философ-пифагореец. Сохранились незначит. фрагменты.

ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ЭПИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, один из древнейших жанров эпоса — большая группа объективно-повествовательных произведений, объединенных историко-героической тематикой и стихотворной формой. Э. п. пелись и, как правило, сопровождались игрой на музыкальном инструменте. Их создателями были непрофессиональные и профессиональные сказители (аэды, рапсоды, жонглеры, шпильманы, ашуги и др.). К Э. п. относятся: стихотворный героический эпос (2-й раздел), например: «Илиада», древнеисландских Эдда Старшая, французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», русские былины, киргизский «Манас», Нартский (Нартовский) эпос (стихотворный вариант) и др., народные баллады и предания, исторические песни. Э. п. часто объединяются в циклы (например, сербские юнацкие песни, былины об Илье Муромце). Основное содержание Э. п. — воспроизведение в монументальной, идеализированной форме поведения и деяний человека героического времени (которое характеризуется как время начальное, «золотой век») и исторических героев. Э. п. оказали воздействие на развитие национальных литературных стихотворных эпических и лиро-эпических форм и жанров.

В. А. Сапогов.

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕ́Я (греч. epopoiïa, от épos — слово, повествование и poiéō — творю), монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики. На ранних стадиях развития словесности — преобладающая разновидность героического эпоса (см. Эпос); изображала наиболее существенные (по Гегелю — «субстанциальные») события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племен и народов. Древние и средневековые Э. — большие стихотворные произведения — возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития (разрастания) центрального события. Позднее народной Э. подражали некоторые поэты в своем индивидуальном творчестве («Энеида» Вергилия, «Генриада» Вольтера).

В «нравоописательной» эпической литературе, раскрывающей не героическое становление национального общества, а его комическое состояние, возникали прозаические Э. («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Остров пингвинов» А. Франса). В XIX—XX вв. романтическая литература (раскрывающая становление характеров отдельных личностей, см. Роман), углубляясь до осмысления национально-исторических проблем, пришла к созданию «романов-Э.». В одних «романах-Э.» становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова). Другие романы являются «героико-романтическими» Э., в которых становление характеров главных героев происходит в процессе их сознательного и активного участия в исторических и революционных событиях («Пётр I» А. Н. Толстого, «Коммунисты» Л. Арагона и др.).

Г. Н. Поспелов.

ЭПОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ

Э́ПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ, условное название древнейшего эпоса Месопотамии (в ст. Шумеро-аккадская литература). Гильгамеш — полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (XXVIII в. до н. э.). Эпические песни о Гильгамеше возникли в 3-м тыс. до н. э. Наиболее сохранившаяся аккадская версия — «О все видавшем…», запись которой восходит к XIX—XVIII вв. до н. э.: стихосложение тоническое (в основном 4 ударных слога в стихе). Э. о Г. свойственны многие характерные черты героического эпоса: традиционные сюжеты — буйная молодость героя, встреча с противником-дикарем, ставшим затем другом-соратником Энкиду; героические странствия, во время которых друзья совершают подвиги (убийство чудовищного хранителя кедров Хумбабы и др.); богоборческие мотивы (убийство быка, посланного богиней Иштар, которой Гильгамеш отказал в любви). Главная коллизия эпоса — смерть Энкиду, которая потрясла Гильгамеша, обратившегося к поискам бессмертия: он проходит путем бога солнца на остров блаженного Утнапишти (традиционный мифологический мотив «шаманского» путешествия в иной мир в эпосе подчинен героическим целям), пережившего всемирный потоп, добывает цветок вечной молодости, но цветок похищает змея. В Э. о Г. впервые в истории всемирной литературы встает проблема смертности человека и смысла его жизни: трагическое чувство неизбежности смерти преодолевается эпическим утверждением бессмертия героических деяний. Легенда о Гильгамеше получила распространение также у хеттов, хурритов, в Палестине и др.

Издания:

Эпос о Гильгамеше, перевод и комментарии И. М. Дьяконова, М. — Л., 1961;

Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии, перевод с аккадского, М., 1981.

В. П.

«ЭПОХА»

«ЭПОХА» - «ЭПО́ХА», русский ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Петербурге (1864 — 1865) М. М. Достоевским (1820 — 1864) и Ф. М. Достоевским. В «Э.» публиковались Ф. М. Достоевский («Записки из подполья»), Н. С. Лесков («Леди Макбет Мценского уезда»), И. С. Тургенев, Я. П. Полонский, А. Н. Плещеев, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, переводная литература. «Э.» пропагандировала идеи почвенничества (также «Время»), выступала против материалистического и социалистического направления «Современника» и «Русского слова», которые обвиняла в утилитарном подходе к искусству. Политическую программу «Э.» критиковали представители революционно-демократической журналистики (М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович, Д. И. Писарев).

Литература:

Нечаева В. С., Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». 1864 — 1865, М., 1975.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

ЭРА́ЗМ РОТТЕРДА́МСКИЙ (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (1469—1536), нидерландский латинский писатель, философ-гуманист и богослов. Жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии и др. Сатирич. соч. «Похвала Глупости» (1509, п. 1884, 1902, 1960), «Разговоры запросто» (1516, п. 1969). Богослов, соч. «Метод истинного богословия» (1519), «О свободе воли» (1524). Соч. по педагогике «О разумном обучении и воспитании юношей» (1529) и др., по филологии «О правильном произношении латинских и греческих слов» (1528), «Язык, или Об употреблении языка на благо и во вред» (1525), «Цицерониан» (1528). Издание греч. текста Нового завета с комментариями (1516), патристики, антич. авторов (Аристотель, Цицерон, Сенека, Теренций, Демосфен и др.). Лат. переводы Нового завета (1516), Еврипида, Ксенофонта, Исократа и др. Комм. к Библии. Сб. изречений антич. авторов «Адажии» (1500), «Апофтегмы» (1531), «Подобия» (1514). Письма (1515). В России переводится с 17 в.

■ Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто, М., 1971.

● Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом» из Роттердама, М., 1971.

ЭРАЛИЕВ СУЮНБАЙ

ЭРАЛИ́ЕВ Суюнбай (р. 1921), народный поэт Киргизской ССР (1974). Чл. КПСС с 1942. Сб. стихов и поэм «Первое звучание» (1949), «Родная земля» (1950), «Белые запахи» (1969), «Киргизская душа» (1974), «Сельские мотивы» (1976), «Наши реки» (1980). Поэмы «Поэма о любви» (1958), «Путешествие к звездам» (1966), «Путешествие в жизнь» (1967).

■ Избр., т. 1—2, Ф., 1981—83 (на кирг. яз.); Земное время. Стихотворения и поэмы, М., 1973; Сверкающий перевал. Стихотворения и поэмы, М., 1981; Избранное. Стихи и поэмы, М., 1981.

ЭРБЕН КАРЕЛ ЯРОМИР

Э́РБЕН́ (Erben) Карел Яромир (1811—70), чешский поэт, фольклорист. Иностр. чл. Петерб. АН (1856). Поэтич. сб. «Букет народных сказаний» (1853, расшир. изд. 1861), сатира, сказки. Фольклорные сб. «Чешские народные песни» (т. 1—3, 1841—45), «Чешские простонародные песни и пословицы» (т. 1—2, 1862—1864). Переводы из др.-рус. лит-ры.

■ Баллады. Стихи. Сказки. М., 1948.

ЭРГАШ ДЖУМАНБУЛБУЛ-ОГЛЫ

ЭРГА́Ш ДЖУМАНБУЛБУ́Л-ОГЛЫ́ (1868—1937), узбекский советский поэт-импровизатор. Исполнитель дастанов «Ровшан», «Кундуз и Юлдуз», «Далли», «Кунтугмыш», «Хушкелди», «Холдорхон», «Кыз Жибек». Автор дастанов «Автобиография», «Товарищ Ленин» (1927, изд. 1935), стихотворений.

■ Песни Бульбуля, т. 1—5, Таш., 1971—73 (на узб. яз.); Песни Бульбуля, т. 1—3, Таш., 1974—77.

ЭРДМАН НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ

Э́РДМАН́ Николай Робертович (1902—70), русский советский писатель. Пьесы «Мандат» (1925), «Самоубийца» (1928, не опубл.). Киносценарии, в т. ч. «Волга — Волга» (1938, совм. с Г. А. Александровым, М. Вольпиным; Гос. пр. СССР, 1941), «Смелые люди» (1950, совм. с М. Вольпиным; Гос. пр. СССР, 1951).

ЭРДНИЕВ БАДМА ЭРДНИЕВИЧ

ЭРДНИ́ЕВ Бадма Эрдниевич (1906—79), калмыцкий советский драматург. Чл. КПСС с 1927. Пьесы «Дорога счастья» (1934), «Сяяхла» (пост. 1938, опубл. 1941), «Белый месяц» (1961), «На стройке» (1961); одноактные пьесы «Сваты», «Любовь», «Водка портит все, кроме посуды» (все — 1964), «На колхозной ферме» (1973) и др.

■ Избр. пьесы, Элиста, 1961 (на калм. яз.).

ЭРДУРАН РЕФИК

ЭРДУРА́Н (Erduran) Рефик (р. 1928), турецкий драматург. Пьесы, в т. ч. «Сумасшедший» (пост. 1957), «Мост Караер» (1957), «Килограмм чести» (пост. 1958), «Наручники» (пост. 1967), «Свирепый Джафер» (пост. 1973). Ром. «Молитва о дожде» (1954).

ЭРДЭНЭ СЭНГИЙН

ЭРДЭНЭ́ Сэнгийн (р. 1929), монгольский писатель. Чл. МНРП. Сб. новелл и повестей «Пыль из-под копыт» (1964); цикл эпич. пов. «Год синей мыши» (1970, п. 1974), «Ее зовут Сэмджуэдэй» (1976), «Девичье лето» (1978), «Вдали, где голубые горы» (1981). Ром. «Жизнь» (1983).

■ Солнечный журавль. [Повести и рассказы), М., 1980; Эрдэнэ С., Мягмар Д., Избр., М., 1982.

ЭРЕДИА ЖОЗЕ МАРИЯ ДЕ

ЭРЕДИА́ (Hérédia) Жозе Мария де (1842—1905), французский поэт. Сб. сонетов «Трофеи» (1893, п. 1973).

ЭРЕДИЯ ХОСЕ МАРИЯ

ЭРЕ́ДИЯ, Эредия-и-Эредия (Heredia y Heredia) Хосе Мария (1803—39), кубинский поэт. Поэмы и оды «На Теокалли в Чолуле» (1820, п. 1959), «Испания свободная» (1820), «Второе мая» (1821), «Гимн изгнанника» (1825), сб. «Стихи» (1825).

ЭРЕНБУРГ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЭРЕНБУ́РГ Илья Григорьевич (1891—1967), русский советский писатель, общественный деятель. Ром. «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (1922), «Трест Д. Е.» (1923), «Любовь Жанны Ней» (1924), «Рвач» (1925), «Бурная жизнь Лазика Роитшванеца» (1928), «Москва слезам не верит» (1932), «День второй» (1934), «Не переводя дыхания» (1935), «Книга для взрослых» (1936), «Что человеку надо» (1937), «Падение Парижа» (1941—42; Гос. пр. СССР, 1942), «Буря» (1947; Гос. пр. СССР, 1948), «Девятый вал» (1951—52). Пов. «Шесть повестей о легких концах» (сб.; 1922), «Лето 1925 года» (1926), «В Проточном переулке» (1927), «Заговор равных» (1928), «Хлеб наш насущный» (1932), «Оттепель» (1954—56). Сб. новелл «Тринадцать трубок» (1923), «Вне перемирия» (1936), «Рассказы этих лет» (1944). Кн. очерков и публицистич. статей, в т. ч. «Испания» (1932), «Война» (ч. 1—3, 1942—44). Сб. лит.-критич. статей и эссе («Портреты русских поэтов», 1922, «Французские тетради», 1958). Поэтич. сб. «Стихи о канунах» (1916), «Молитва о России» (1918), «Раздумья» (1921), «Зарубежные раздумья», «Опустошающая любовь» (оба — 1922), «Звериное тепло» (1923), «Верность» (1941), «Стихи о войне» (1943), «Дерево» (1946). Поэмы. Пьесы. Воспоминания «Люди, годы, жизнь» (кн. 1—6, 1961—65). Стихотв. переводы. Междунар. Лен. пр. (1952).

■ Полн. собр. соч., т. 1—8, М.—Л., 1928—29; Собр. соч., т. 1—9, М., 1962—67; Стихотворения, Л., 1977; Летопись мужества. Публицистич. статьи военных лет, 2 изд., М., 1983.

● Трифонова Т. К., Илья Эренбург, М., 1954; Рубашкин А. И., Публицистика Ильи Эренбурга против войны и фашизма, М.—Л., 1965; Воспоминания об Илье Эренбурге, Сб., М., 1975.

ЭРЕНДЖЁНОВ КОНСТАНТИН ЭРЕНДЖЕНОВИЧ

ЭРЕНДЖЁНОВ Константин Эрендженович (р. 1912), народный поэт Калмыцкой АССР (1973). Чл. КПСС с 1959. Сб. стихов и поэм «Сокруши тельная победа» (1932, совм. с Ц. Леджиновым), «Искра степи» (1935), «Здравствуй, Москва» (1957), «Первая весна мира» (1961), «Озаренные Лениным» (1962), «Озаренная земля» (1966), «Вечный корень» (1971), «Крылья жизни» (1981). Ром. «Береги огонь» (кн. 1—2, 1963—65). Пов. «Песнь чабана» (1931), «Поощрение» (1935), «Сын охотника» (1974). Кн. рассказов «Дубовая трубка» (1961).

■ Родник мудрости, Элиста, 1980 (на калм. яз.); Шаги по огненным тюльпанам. Стихи и поэмы, Элиста, 1976.

ЭРИА ФИЛИПП

ЭРИА́ (Hériat) Филипп (наст. имя — Раймон Жерар Пейель, Payelle) (1898—1971), французский писатель. Тетралогия «Буссардели»: «Семья Буссардель» (1944, п. 1961), «Испорченные дети» (1939, п. 1962), «Золотая решетка» (1957, п. 1962), «Время любить» (1968, п. 1971). Ром. «Невинный» (1931), «Паутина поутру» (1933), «Протянутая рука» (1933), «Ярмарка праздных гуляк» (1934), «Зеркала» (1936). Кн. «Театр» (т. 1—3, 1950—69).

ЭРИСТАВИ ГЕОРГИЙ ДАВИДОВИЧ

ЭРИСТА́ВИ Георгий Давидович (1811—64), грузинский писатель, режиссер, актер, переводчик. Комедии «Помешанная» (1839, опубл. 1862), «Тяжба» (1840, пост. 1850), «Раздел» (1850), «Скупой» (пост. 1851), «Картины старого времени» (1863—64, опубл. 1936).

■ Соч., Тб., 1966 (на груз. яз.).

ЭРИСТАВИ РАФАЭЛ ДАВИДОВИЧ

ЭРИСТА́ВИ Рафаэл Давидович (1824—1901), грузинский поэт и этнограф. Гражд. лирика. Поэмы «Родина хевсура» (1881), «Тамариани» (1887). Соч., Тб., 1974 (на груз. яз.).

ЭРКЕНЬ ИШТВАН

Э́РКЕНЬ́ (Örkény) Иштван (1912—80), венгерский писатель. Сб. новелл и рассказов «Танец моря» (1941), «В снежном вихре» (1954), «Рассказы-минутки» (1968, п. 1971). Повести «Семья Тотов» (1966, п. 1970), «Выставка роз» (1977, п. 1980). Драмы «Тоот и другие» (1967, п. 1978), «Кошки-мышки» (1969, п. 1979), «Кровная родня» (1975), «Ключеискатели» (1977).

■ Избр., М., 1981.

ЭРККО ЮХАНА ХЕЙККИ

Э́РККО́ (Erkko) Юхана Хейкки (1849—1906), финский поэт, драматург. Сб. стихов «Стихи» (1870—76), «Я заметил» (1886). Драмы «Волхв» (1887), «Айно» (1893), «Куллерво» (1895).

● Хурмеваара А., Творчество Ю. Х. Эркко и «Калевала», Петрозаводск, 1957.

ЭРКМАН-ШАТРИАН

ЭРКМА́Н-ШАТРИА́Н (Erckmann-Chatrian), литературное имя французских писателей-соавторов — Эмиля Эркмана (1822—99) и Шарля Луи Гартьена Александра Шатриана (1826—1890). Историч. ром., в т. ч. «История одного крестьянина» (т. 1—4, 1868—70), «История плебисцита…» (1872), «Капрал Фредерик…» (1874), «Изгнанник…» (1882). Фантастич. повести и рассказы (в сб. «Фантастические рассказы», 1860—72; «Сказки гор», 1860; «Сказки с берегов Рейна», 1862). Драмы «Война» (1866), «Польский еврей» (пост. 1869), «Братья Ранцау» (пост. 1882, инсценировка ром. «Два брата», 1873); мелодрама «Друг фриц» (пост. 1876, инсценировка одноим. романа, 1864); либретто комич. опер. Кн. «Несколько слов о человеческом духе» (1880), «Искусство и великие идеалисты» (1885).

■ Собр. соч., [кн. 1—20], П., [1915]; История одного крестьянина, т. 1—2, М., 1967.

ЭРКУЛАНУ АЛЕШАНДРИ

ЭРКУЛА́НУ, Эркулануди Карвалью-и-Араужу (Herculano de Carvalho e Araujo) Алешандри (1810—77), португальский писатель. Ист. ром. «Монах-цистерцианец» (1848), «Шут» (1843), «Пресвитер Эурику» (1844). Сб. «Легенды и повести» (1851). Кн. «История Португалии» (т. 1—4, 1846—53).

■ Ист. повести, п. — М., 1922; Сантаренский алькальд. Рассказы, Л., 1974.

ЭРЛИНГССОН ТОРСТЕЙНН

Э́РЛИНГССОН́ (Erlingsson) Торстейнн (1858—1914), исландский поэт. Сб. «Тернии» (1897, 1905); поэмы («Клятва», 1913).

ЭРНАНДЕС АМАДО

ЭРНА́НДЕС (Hernández) Амадо (1903—70), филиппинский писатель (на тагальск. яз.), общественный деятель. Поэмы «Филиппины» (1939), «Свободная страна» (изд. 1955), стихи (сб. «Коричневая кожа», 1940; «Клочок неба», 1961), ром. «Хищные птицы» (1959, п. 1976), «Крокодиловы слезы» (1963); рассказы. Лит. критика.

ЭРНАНДЕС ГАСПАР ОКТАВИО

ЭРНА́НДЕС (Hernández) Гаспар Октавио (1893—1918), панамский поэт. Сб. стихов «Мелодии былого» (1915), «Иконография» (1916), «Аметистовый бокал» (опубл. 1923).

ЭРНАНДЕС КАТА АЛЬФОНСО

ЭРНА́НДЕС КАТА́ (Hernández Catá) Альфонсо (1885—1940), кубинский писатель, дипломат. Ром. «Пелайо Гонсалес» (1909), «Юность Аурелио Сальдивара» (1911), «Кожа» (1913), «Блуждающие звезды» (1921), «Сердце» (1923). Сб-ки рассказов.

■ Жемчужина. Рассказы, М., 1962.

ЭРНАНДЕС МИГЕЛЬ

ЭРНА́НДЕС (Hernández) Мигель (1910—42, умер в фаш. тюрьме), испанский поэт. Чл. КП Испании с 1936. Сб. «Знаток луны» (1933), «Неугасающий луч» (1936), «Ветер народа» (1937), «Человек на страже» (1939). Стихотв. драма «Пастырь смерти» (1937), пьесы (сб. «Театр на войне», 1937).

■ Стихи, М., 1970.

ЭРНАНДЕС ХОСЕ РАФАЭЛЬ

ЭРНА́НДЕС, Эрнандес Пуэйрредон (Hernández Pueyrredón) Хосе Рафаэль (1834—86), аргентинский поэт, политический деятель. Эпич. поэма «Мартин Фьерро» (ч. 1—2, 1872—79, п. 1972). Поэмы «Старик и девушка», «Два поцелуя», «Куплеты столяра» (все — 1878). Худож. биография «Жизнь Чачо» (1875).

ЭРО ХАВЬЕР

Э́РО́ (Ero) Хавьер (1942—63), перуанский поэт. Поэма «Река» (1960); сб. «Путешествие» (1960), «Все времена года» (1961).

ЭРРЕРА СЕВИЛЬЯНО ДЕМЕТРИО

ЭРРЕ́РА СЕВИЛЬЯ́НО (Herrera Sevillano) Деметрио (1902—50), панамский поэт. Сб. стихов «Мои первые трели» (1924), «Кодак» (1937), «Песнь раба» (1947), «Окно» (1950).

ЭРРЕРА-И-РЕЙСИГ ХУЛИО

ЭРРЕ́РА-и-РЕЙСИ́Г (Herrera y Reissig) Хулио (1875—1910), уругвайский поэт. Сб. «Пасха времени» (1900), «Баскские сонеты» (1901), «Ночные рассветы» (1902), «Фиалковые стихи» (1906), «Башня сфинксов» (1909), «Каменные пилигримы» (1909), «Сумеречные рояли» (1910).

ЭРСИЛЬЯ АЛОНСО ДЕ

ЭРСИ́ЛЬЯ, Эрсилья-и-Суньига (Ercilla y Zúñiga) Алонсо де (1533—94), испанский поэт. Поэма «Араукана» (ч. 1—3, 1569—89).

ЭРТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Э́РТЕЛЬ́ Александр Иванович (1855—1908), русский писатель. Ром. «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» (т. 1—2, 1889, нов. изд. 1960), «Смена» (1891). Очерк «Два помещика» (1879), цикл рассказов и очерков «Записки Степняка» (1880—82, нов. изд. 1958). Пов. «Волхонская барышня» (1883), «Пятихины дети» (1884), «Повесть о жадном мужике Ермиле», «Минеральные воды» (обе — 1886), «Две пары» (1887), «Духовидцы» (1893), «Карьера Струкова» (1895). Рассказы. Драма «Бабий бунт» (1884).

■ Собр. соч., т. 1—7, М., 1909; Волхонская барышня. Смена. Карьера Струкова, М.—Л., 1959.

● Спасибенко А. И., А. И. Эртель — писатель-восьмидесятник, Алма-Ата, 1966.

ЭРЬЯСЕТЕР ТУРЕ

Э́РЬЯСЕТЕР́ (Ørjasæter) Туре (1886—1968), норвежский писатель. Сб. стихов «Родовое наследство» (1908), «Песня реки» (1932), «Жизнь победит» (1939); поэтич. трилогия «Гудбранн Ланглсйте» (1913—27, опубл. 1941). Пьесы «Йу Йенне» (1917), «Кристофорос» (1948), «Долгое свадебное путешествие» (1949).

ЭСА ДИ КЕЙРОШ ЖОЗЕ МАРИЯ

Э́СА ди КЕЙРО́Ш́, Эса ди Кейруш (Eca de Queirόz) Жозе Мария (1845—1900), португальский писатель. Ром. «Преступление падре Амару» (1875, перераб. изд. 1880, п. 1935), «Кузен Базилиу» (1878, п. 1911), «Реликвия» (1887, п. 1922, 1963), «Семейство Майа» (1888), «Знатный род Рамирес» (1897, п. 1965), «Город и годы» (опубл. 1901, п. 1917).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1985; Преступление падре Амаро. Переписка Фрадике Мендеса. Романы, М., 1970; Новеллы, М., 1976.

ЭСКИМОССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭСКИМО́ССКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР.

ЭСКОБАР ГАЛИНДО ДАВИД

ЭСКОБА́Р ГАЛИ́НДО (Escobar Galindo) Давид (р. 1943), сальвадорский поэт. Сб. «Подводная впадина» (1972), «Первая антология» (1977).

ЭСПЕРАНТО

ЭСПЕРА́НТО, самый распространенный из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого стал названием языка. Э. использует корни европейских языков, от которых с помощью нескольких десятков аффиксов создаются обозначения различных понятий. С 1905 ежегодно проводятся международные конгрессы в рамках Всеобщей эсперантской ассоциации. Ассоциация эсперантистов СССР участвует во «Всемирном движении эсперантистов за мир». На Э. выходят журналы, сборники оригинальных научных работ, художественные произведения; переведены Библия, басни Эзопа, «Энеида», «Гамлет», «Фауст» и др. Художественное творчество на Э. как филологический эксперимент еще недостаточно изучено.

Литература:

Сергеев И. В. Основы эсперанто, М., 1961;

Русско-эсперантский словарь, М., 1966;

Исаев М. И., Язык эсперанто, М., 1981;

Бокарев Е. А., Эсперанто-русский словарь, 2 изд., М., 1982.

В. П. Григорьев.

ЭСПИНОСА МЕДРАНО ХУАН ДЕ

ЭСПИНО́СА МЕДРА́НО (Espinosa Medrano) Хуан де (1632? — 88), перуанский писатель, просветитель. «Ауто» на кечуа и исп. яз., нравоучения, лит.-критич. соч.

ЭСПРИУ САЛЬВАДОР

ЭСПРИ́У (Espriu) Сальвадор (р. 1913), каталанский писатель. Поэтич. сб. «Шкура быка» (1960), драма «Первая история Эстер» (1948), рассказы.

ЭСПРОНСЕДА ХОСЕ ДЕ

ЭСПРОНСЕ́ДА, Эспронседа и-Дельгадо (Espronceda y Delgado) Хосе де (1808—1842), испанский писатель. Поэмы «Пелайо» (незаверш., 1823—25), «Саламанкский студент» (1839). Ист. ром. «Санчо Салданья» (1834). Драма «Бланка Бурбонская» (изд. 1870). Стихи.

■ Избр., М., 1958.

● Неупокоева И. Г., «Саламанкский студент» и «Мир-дьявол» Эспронседы, в ее кн.: Революц. романтич. поэма в первой пол. XIX в., М., 1971.

ЭССЕ

ЭССЕ́ (франц. essai — попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора (например, в античных декламациях Лукиана). Как самостоятельный жанр Э. укоренился в литературе после М. Монтеня. Развитию эссеистики содействовали Дж. Донн и Г. Филдинг, Д. Дидро и Вольтер, Г. Э. Лессинг и И. Г. Гердер, Г. Гейне и Г. Д. Торо, Т. Карлейль и Г. К. Честертон, Г. Адамс. В XX в. крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественно-научной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, П. Валери, А. Моруа, Ж. П. Сартр).

Для русской и советской литературы жанр Э. менее характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В нач. XX в. к жанру Э. обращались Вяч. И. Иванов, Д. С. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали А. В. Луначарский, И. Г. Эренбург, Ю. К. Олеша, В. Б. Шкловский, К. Г. Паустовский.

Литература:

Марић С., Пропланци есеjа, Београд, 1979.

В. С. Муравьев.

ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА»

«ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА» - «ЭСТЕТИ́ЧЕСКАЯ КРИ́ТИКА», в ст. Критика литературная.

ЭСТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТУПИНЬЯН БАС НЕЛЬСОН

ЭСТУПИНЬЯ́Н БАС (Estupiñán Bass) Нельсон (р. 1915), эквадорский писатель. Ром. «Когда цвели гуаяканы» (1954, п. 1978), «Рай» (1958), «Последняя река» (1966), «Сверкающие тропы» (1974). Сб. стихов «Песнь негра о свете».

ЭСХЕЛЬ АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЭСХЕ́ЛЬ Аркадий Александрович (р. 1914), чувашский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Сб. очерков, рассказов, повестей «Красота жизни» (1948), «Песня в долине» (1955), «Родной дом» (1959), «Соседи» (1966), «Ночная буря» (1970), «Глубокая борозда» (1974), «На Волге» (1975), «Пульс времени. Годы и люди» (1982) и др. Пьесы «Кремень» (1948), «Три свадьбы» (1951). Сб. лит.-критич. статей «Чувашская советская лит-ра» (1948).

ЭСХИЛ

ЭСХИ́Л (ок. 525 — 456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Участник грекр-перс. войн. (490—479). Написал не менее 80 трагедий, целиком дошли 7: «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467), «Просительницы» (463?), трилогия «Орестея» (458 — «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), «Прикованный Прометей».

■ Трагедии, М.—Л., 1937; Трагедии, М., 1971; Трагедии, М., 1978.

● Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; его же, Дрматургия Эсхила и нек-рые проблемы др.-греч. трагедии, М., 1978.

ЭТВЁШ ЙОЖЕФ БАРОН ФОН

Э́ТВЁШ́ (Eötvös) Йожеф барон фон (1813—1871), венгерский писатель, общественный деятель. Ром. «Деревенский нотариус» (1845, п. 1981), «Венгрия в 1514 году» (ист.; 1847), «Сестры» (1857).

ЭТЕРИДЖ ДЖОРДЖ

Э́ТЕРИДЖ́ (Etherege) Джордж (1634—91), английский драматург. Комедии «Комическое мщение, или Любовь в бочке» (1664, п. 1975), «Она не прочь, если бы смогла» (1668), «Раб моды» (1676).

ЭТИКЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ЭТИКЕ́Т ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, одна из главных особенностей поэтики средневековой литературы, в т. ч. древнерусской, выражающая ее нормативно-идеальное начало; она предписывает изображение определенных явлений в традиционных, устойчивых, обрядовых, каноничных формах.

По определению Д. С. Лихачева (предложившего термин), Э. л. складывался из представлений о том, как должен был совершаться ход событий, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему сословному положению (воина, монаха, придворного) и как должен описывать писатель совершающееся, — этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный. Все вместе сливается в единую нормативную систему, как бы предустановленную, стоящую над автором и предопределяемую не внутренними требованиями произведения — прежде всего жанра, — а предметом изображения. Например, при описании святого обязательны определенные житийные формулы, независимо от того, будет ли оно находиться в житии или летописи. Э. л. диктовал выбор языка (церковнославянского, древнерусского или народно-поэтического). Стремлением подчинить изложение этикету, следовать литературному канону можно объяснить и обычный перенос отдельных описаний, речей, формул из одного произведения в другое; отсюда многочисленные заимствования в средневековой литературе.

Термин «Э. л.» связан с понятием литературная «топика» — набором общих мест, — разработанным Э. Курциусом, но обладает более емким содержанием: церемониальность, этикетность средневековой литературы отражала церемониальность, обрядность жизни феодального общества, когда «взаимоотношение людей между собой и их отношение к богу подчинялись…традиции, обычаю, церемониалу» (Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 1979, с. 80).

Литература:

Творогов О. В., Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси, «Тр. ОДРЛ», т. 20, М. — Л., 1964;

Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 3 изд., М., 1979, с. 80—102;

Буланин Д. М., Некоторые трудности изучения биографии древнерусских писателей, «Рус. литература», 1980, № 3;

Curtius E. R., Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bern, 1954.

Д. М. Буланин.

ЭТИМОЛОГИЗАЦИЯ

ЭТИМОЛОГИЗА́ЦИЯ (лат. figura etymologica), повтор слов нетождественных, но с тождественными корнями и, соответственно, со сходным звучанием: «пыль пылит», «огород городить»; как повтор — сильнее, чем паронимия, но слабее, чем полиптонон; по ощущению избыточности слов — близка к плеоназму.

М. Л. Гаспаров.

ЭТИМОЛОГИЯ

ЭТИМОЛО́ГИЯ (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введен античными философами более 2 тыс. лет назад. Э. в широком смысле — реконструкция звукового и словообразовательного состава слова. Э. называется также результат раскрытия происхождения слова. Культурное, познавательное и прикладное значение Э. весьма велико, например, в антропонимии, топонимии (см. Топонимика) и гидронимии, в изучении слов и обозначаемых ими вещей, а также при прочтении и интерпретации художественного текста. Э. есть частный случай проявления гипотетического характера построений науки объясняющей, в отличие от наук описательных. Основы научной Э. связаны со сравнительно-историческим языкознанием. Наибольшего развития достигла Э. тех языков, которые полнее изучены в сравнительно-историческом плане (индоевропейские, финно-угорские). Народной (или ложной) Э., богато представленной в лексике всех языков и народных диалектов, называют случаи вторичного этимологического осмысления слов, первоначально имевших другое происхождение.

О. Н. Трубачев.

ЭТИНГЕР ШЛОЙМЕ

Э́ТИНГЕР́ Шлойме (1801—56), еврейский писатель. Жил в России. Драма «Серкеле». Басни.

ЭТНОНИМИКА

ЭТНОНИ́МИКА (от греч. éthnos — племя, народ и ónyma — имя, название), раздел ономастики, изучающей этнонимы — названия племен, народов и групп населения. В составе этнонимов выделяют самоназвания (ср. «Deutschen») и названия, данные другими народами (ср. общеслав. «немцы»). Этнонимы обычно соотносятся с названием страны или области, занимаемой этносом (Русь — русский, Украина — украинец, Америка — американец). В художественной литературе этнонимы широко используются в исторических романах (романы «Чингис-хан», «Батый» В. Яна), приключенческой литературе (названия индейских племен у Ф. Купера), записках путешественников и в произведениях, где описываются быт и нравы разных народов («Дерсу Узала» В. Арсеньева). Иногда этнонимы выносятся в название произведений — «Последний из могикан» Ф. Купера, «Последний из удэге» А. А. Фадеева. Кроме характеристики национальной принадлежности персонажа, этнонимы могут выступать как прозвища действующих лиц («Цыган», «Турок»). К этнонимам близки названия жителей, образующиеся от топонимов (Москва — москвич), а также неофициальные, прозвищные обозначения групп населения (казаки, москали, хохлы, чалдоны). Последние используются в художественной литературе при изображении особенностей быта жителей различных этнографических районов.

В. П. Нерознак.

ЭТШАР

ЭТША́Р (Etchar C.), мартиникский писатель (на франц. яз.). Ром. «Мир, каков он есть» (1967).

ЭТЬЕН ЖЕРАР

ЭТЬЕ́Н (Étienne) Жерар (р. 1936), гаитянский поэт (на франц. яз.). Сб. «Сильнее мечты» (1960), «Разум и моя любовь» (1961), «Диалог с моей тенью» (1972).

ЭУЛИ САНДРО

ЭУ́ЛИ Сандро (наст. имя и фам. Александр Кишвардович Куридзе) (1890—1965), грузинский советский поэт. Чл. КПСС с 1917 Сб. стихов «На баррикадах» (1929), «Никогда!» (1942), «Симфония морей» (1960). Поэмы «Десять лет» (1927), «Стальной поэт» (1934), «Из орлиного гнезда» (1945).

■ Соч., т. 1—2 Тб 1963—64 (на груз. яз.); Стихи, Тб., 1967.

ЭФЕНДИЕВ ИЛЬЯС МАГОМЕД ОГЛЫ

ЭФЕНДИ́ЕВ Ильяс Магомед оглы (р. 1914), народный писатель Азербайджанской ССР (1979). Сб. по вестей и рассказов «Письма из деревни» (1939), «Ясные ночи» (1945). Ром «Ивы над арыком» (1958), «Три друга за горами» (1964). Пьесы «Светлые пути» (1947), «Вешние воды» (1948), «Семья Алтаевых» (1954), «Ты всегда со мной» (1965), «Моя вина» (1969), «Уничтоженные дневники» (1970), «Песня остается в горах» (1971).

■ Не оглядывайся, старик. Роман, пьеса. Б., 1981 (на азерб. яз.); Избр. произв. в 6-ти тт., т. 1—4—, Б., 1984— (на азерб. яз.); Кизиловый мост. Повести, М., 1976; Повесть о Сарыкейнек и Валехе, М., 1983.

ЭФИОПСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФТАЛИОТИС АРЬИРИС

ЭФТАЛИО́ТИС Арьирис (наст. имя Клеантис Михаилидис) (1849—1923), греческий писатель. Поэмы «Вурдалак» (1900), «История Греции» (1901). Лирич. сб. «Песни на чужбине» (1889), «Старые мотивы» (1909). Рассказы; ист. пов. «Книжки Геродимоса» (1897), «История греков» (1901). Пьесы.

ЭЧЕВЕРРИЯ ЭСТЕБАН

ЭЧЕВЕРРИ́Я (Echeverría) Эстебан (1805—1851), аргентинский писатель, философ, историк, общественный деятель. Поэмы «Эльвира, или Невеста из Ла-Платы» (1832), «Пленница» (1837), «Падший ангел» (1846), «Восстание на Юге» (1849), «Авельянеда» (1849). Сб. стихов «Утешения» (1834), «Рифмы» (1837). Новелла «Бойня» (1838, опубл. 1871, п. 1957).

ЭЭССААРЕ ААДУ

Э́ЭССААРЕ А́АДУ́ (наст. имя и фам. Ян Анвельт) (1884—1937), эстонский советский писатель и публицист, деятель эст. и междунар. рабочего движения. Чл. КПСС с 1907. Пов. «Нагишом» (1917), «На лесной опушке», «В пути» (обе — 1919), «При свете молнии» (1922). Ром. «На птичьих правах» (1922—23).

■ Соч., т. 1—2, Л., 1934—35 (на эст. яз.).

ЭЮБОГЛУ БЕДРИ РАХМИ

ЭЮБОГЛУ́ (Eyuboĝlu) Бедри Рахми (1913—1975), турецкий поэт. Сб. стихов «Письма создателю» (1941), «Трое сразу» (1953), «Четверо сразу» (1956), «Черный тутовник» (1969). Публицистика, проза.

■ Избр. стихи, в сб.: Из тур. поэзии XX века, М., 1979.

Предыдущая страница Следующая страница