Актуальная политическая энциклопедия
МЭР

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МЭР

МЭР (от лат. major - главный) - глава города или иного муниципального образования, избираемый на определенный срок в результате голосования жителей либо членов органа местного самоуправления.

Основная функция мэра - осуществление руководства административно-хозяйственной деятельностью на территории управляемого им муниципального образования, управление административным аппаратом, в т. ч. назначение и смещение ключевых должностных лиц, а также представительские функции.

Должностные обязанности мэра обычно закрепляются в специальном документе, утверждаемом органом местного самоуправления. Формирование института мэрства в современном виде связывают с процессом освобождения европейских городов от феодальной зависимости, происходящим на фоне зарождения крупной городской буржуазии, заинтересованной в большей свободе правил и норм торговли, а также в возможности личного участия в процессе управления.

Своего высшего воплощения институт мэрства достиг в Средние века в Венеции, Генуе и городах Ганзейского союза, где избираемые главы городов фактически были главами независимых государств-республик.

В Российской империи функции мэра долгое время исполнял чиновник (воевода), назначаемый царем и совмещающий административнохозяйственную деятельность с военными и судебными полномочиями, впоследствии переданными губернаторам и генерал-губернаторам.

В СССР в сфере городского управления, как и во многих других сферах, существовало двоевластие: если номинально главой города являлся председатель горисполкома, то фактически гораздо большими полномочиями обладал глава городского комитета КПСС.

Должность мэра в европейско-американском виде возникла в России в начале 1990-х гг. на фоне крушения партократической системы и общей демократизации государства. В большинстве городов, обладающих статусом столиц регионов, мэр избирается населением сроком на 4 года с правом последующего переизбрания.

Полномочия мэров российских городов не всегда одинаковы и закреплены в Уставах этих городов, однако, как правило, функции мэра не выходят за рамки административно-хозяйственных. Мэр Москвы и Санкт-Петербурга назначается президентом, что связано с особым статусом этих городов, которые одновременно являются субъектами Российской Федерации. Согласно Уставу Москвы, мэр непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством и в этих целях устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных бюджетом города; от имени Москвы своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности; выражает согласие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на назначение прокурора Москвы и начальника Главного управления внутренних дел Москвы, руководителей территориальных органов исполнительной власти РФ и др.

По вопросам своей компетенции мэр издает распоряжения. В результате отделения сферы местного самоуправления от государственной власти (согласно Конституции РФ от 1993 г.) мэры получили большие полномочия и остались фактически бесконтрольными. Это привело к коррупции и многочисленным злоупотреблениям. Большое количество мэров стали фигурантами уголовных дел.

Сегодня реформа местного самоуправления ставит своей задачей с одной стороны, поставить мэров под контроль государства и депутатов, с другой стороны, высвободить инициативу широких масс избирателей.

В начало энциклопедии