Актуальная политическая энциклопедия
ОФФШОР

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОФФШОР

ОФФШОР (офшор, offshore, от англ. «вне берега») - юридическое лицо с нулевым или пониженным уровнем налогообложения, зарегистрированное в одной из свободных экономических (оффшорных зон).

К оффшорным компаниям применяются ежегодная пошлина или сбор. Согласно требованию стран, где разрешена регистрация оффшоров, такая компания не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы оффшоров являются нерезидентами этих стран. Нерезидентный статус означает, что центр управления и офис оффшорной фирмы находится за рубежом либо вообще отсутствует.

Часто оффшорная фирма - это всего лишь купленный пакет документов о регистрации (средняя цена - 1000 долларов), а ее зарегистрированный офис - просто адрес, по которому власти могут вступить в контакт с представителем оффшорной компании. Конфиденциальность владения оффшорной компанией обеспечивается в т. ч. за счет того, что в регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц.

Впервые в современном смысле термин «оффшор» был применен, по-видимому, в 1950-е гг. к некой американской компании, переместившей свою деятельность на территорию с благоприятным налоговым климатом.

Таким образом, «оффшор» - понятие, скорее, экономико-географическое, но не юридическое. В законодательстве оффшорных зон такие компании как правило называются «международные предпринимательские компании» (IBC).

Оффшорные зоны - это территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым, режим хозяйственной деятельности с гарантированной коммерческой тайной. Создавая такие зоны, государство, по каким-либо причинам не имеющее возможности обеспечить экономическое развитие иным способом, преследует цель увеличения роста валютных поступлений, а также развития финансовых институтов, социальной инфраструктуры, туризма.

К оффшорным странам (или оффшорным юрисдикциям) можно отнести Британские Виргинские острова (БВО), Сейшельские острова, Невис, Панаму, Доминику, Белиз, Каймановы о-ва, Бермудские о-ва и ряд других стран, в основном небольших островных государств Карибского бассейна и Тихоокеанского региона.

К странам (регионам) с умеренным налогообложением относят Кипр, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Гибралтар, Уругвай.

Регистрация оффшорной компании помогает предпринимателю существенно (и совершенно законно) минимизировать налогообложение его местной фирмы, практически ликвидировать выплаты по налогу на прибыль и значительно снизить выплаты по социальному и подоходному налогам за счет «серых схем».

Для многих предпринимателей получать не облагаемую налогами прибыль через оффшоры представляется предпочтительнее, чем зарабатывать деньги легально, развивая производство или финансовые институты в юридическом поле России. Кроме того, через оффшоры зачастую отмываются деньги, имеющие откровенно криминальное или, как минимум, не совсем легитимное происхождение.

Первооткрывателями оффшоров и основными пользователями долгое время были наркобароны, американская и итальянская мафия, мошенники разных видов. Для всего цивилизованного мира регистрация в оффшоре была символом нечистоплотности владельцев, акции таких компаний не котировались, банки отказывали в выдаче кредитов, были и другие издержки, связанные с репутацией. Однако, начиная с 1970-80-х гг. оффшорным налогообложением стали пользоваться и крупные ТНК. По всему миру стало возникать достаточно могущественное космополитическое сообщество, неуязвимое для национального законодательства даже могущественных государств. ТНК даже стали существенно влиять на мировою политику и экономику.

Правительства разных стран уже давно начали выступать против оффшоров, но настоящая борьба с ними развилась после терактов 11 сентября. США объявили, что будет искать счета террористов по всему миру и не примут никакие ссылки на «коммерческие тайны». Ряд известных оффшорных государств отреагировали на эти требования приведением законодательств в соответствии с нормами цивилизованности и прозрачности. За ними последовали другие. Сейчас можно говорить о закате эпохи оффшоров на Западе.

В России же, наоборот, в 1990-2000-е гг. были побиты все мировые рекорды по использованию «серых» оффшорных схем и вывозу капитала. Все российские разговоры о том, что вывоз капиталов в оффшоры происходит лишь по причине макроэкономической нестабильности и слишком высокого налогообложения в России, являются обычной демагогией: неофициальный вывоз капитала возможен и даже неизбежен при любом инвестиционном климате. Что, в частности, демонстрирует опыт одной из трех наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран мира, согласно исследованию

A. T. Kearney - США, вывоз капитала из которых превышает 5% национального ВВП.

Развитые государства, борясь с транснациональной преступностью, ужесточают контроль за финансовыми операциями в оффшорах, но полного запрета не установлено практически нигде в мире.

На состоявшемся 2-3 апреля 2009 г. в Лондоне саммите G20 (расширенный формат «Большой восьмерки»), посвященном выработке мер для противостояния мировому финансовому кризису, лидеры 20 крупнейших экономик мира сошлись во мнении о необходимости введения санкций в отношении оффшоров, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов,

В России вывоз капитала в оффшоры превратился за последние 15 лет в настоящее бедствие. За это время из страны вывезено, по разным оценкам, 100-500 млрд долларов. В этом процессе приняли активное участие финансовые институты Запада, благоприятствовавшие приему российского капитала, обучавшие российских банкиров работе в оффшорах, содействовавшие реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день через оффшоры проходит до 80% сделок по продаже российских активов на фондовом рынке. Между тем, большой рост IPO российских предприятий и выход бизнеса из тени со временем снижает роль оффшорных схем.

В начало энциклопедии