Наши партнеры

Все подробности рециркулятор бактерицидный у нас.
Recircular-office.ru - Бактерицидные облучатели и рециркуляторы.

Актуальная политическая энциклопедия
ПРЕЗИДЕНТ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПРЕЗИДЕНТ

ПРЕЗИДЕНТ (от лат. prae (перед) и sedere (сидеть) - «председатель») - выборная должность главы государства, территориально-административного образования или руководителя общественной или коммерческой организации.

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Его правовой статус определен главой 4 Конституции. Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 г. срок полномочий президента был сокращен до 4-х лет. После принятия поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий будет составлять 6 лет.

Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.

Президент РФ наделен самыми широкими полномочиями и, как глава государства, определяет основные направления внешней и внутренней политики.

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (премьерминистра), имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета министров и принимает решение об отставке правительства. Глава государства по представлению главы правительства назначает и освобождает от должности заместителей премьерминистра и федеральных министров. По его представлению Госдума утверждает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России. К исключительным полномочиям главы государства относится также назначение высшего командования Вооруженных Сил страны.

Он формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распустить ее. Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству.

С 2004 г. президент представляет органам законодательной власти субъектов федерации кандидатуру на пост губернатора, он может отправить губернатора в отставку и распустить Законодательное Собрание, трижды отвергнувшее кандидатуру, предложенную им на пост руководителя исполнительной власти региона.

Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания.

Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. в Чечено-Ингушетии (не утверждено Верховным Советом), в 1992-95 гг. - в Северной Осетии и Ингушетии (продлялось каждые 2 месяца, отменено после того, как Совет Федерации его не продлил).

В исключительной компетенции высшего должностного лица государства - решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура (импичмент) осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства (премьер-министр). Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. и отражает изменения в структуре государственной власти, произошедшие в России после распада СССР.

После 1917 г. в стране установилась республиканская форма правления в виде Республики Советов. Номинально коллективным главой государства считался Президиум ВЦИК (а позднее Верховного Совета СССР). Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке.

Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. Исключение составляла РСФСР, в которой не было республиканской парторганизации: российские обкомы и крайкомы подчинялись напрямую Центральному Комитету КПСС.

При Горбачеве в 1989 г. в союзных республиках был учрежден пост высшего должностного лица - председателя Верховного Совета.

В России председатель ВС избирался Съездом народных депутатов (в остальных 14 республиках - Верховным Советом).

15 марта 1989 г. Союзный съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. Горбачева. 16 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал в третьем туре Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина.

Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение - путем референдума - поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г.

Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства. Для регистрации необходимо было собрать 100 тыс. подписей. Кандидаты от общественных объединений могли вместо сбора подписей заручиться поддержкой 1/5 состава Съезда народных депутатов России (214 депутатов) - именно так поступил председатель ЛДПСС В. Жириновский.

Порядок избрания предполагал наличие «в связке» и кандидата в вице-президенты. В состоявшихся 12 июня 1991 г. выборах Президента РСФСР участвовали В. Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Макашов, Н. Рыжков, А. Тулеев. Победу одержал Б. Ельцин, набравший 57,3% голосов избирателей. 10 июля он вступил в должность. Вице-президентом стал А. Руцкой.

Дополнительные полномочия, не предусмотренные действующей конституцией РСФСР 1978 г. (право издавать указы в сфере экономики, противоречащие действующему законодательству, самостоятельно, без согласования с парламентом, формировать правительство и назначать глав администраций во всех регионах, кроме республик и др.) Ельцин получил от Съезда народных депутатов 1 ноября 1991 г.

В дальнейшем ВС и Съезд народных депутатов, напротив, стали ограничивать полномочия президента путем принятия соотв. поправок к Конституции и т. п. Это привело к конфликту по поводу разделения полномочий между президентом и Съездом народных депутатов, принявшему форму вооруженного противостояния во время октябрьских событий 1993 г.

9 октября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета, демонтировав остатки существовавшего до этого времени государственного устройства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации на основе ее президентского варианта, предполагавшая в т. ч. изменение порядка выдвижения кандидатов в президенты.

Начиная с избирательной кампании 1996 г. правом выдвижения кандидатов обладали избирательные объединения (с 2004 г. - только политические партии) и группы граждан, собравшие достаточное количество подписей (в 1996 - 1 млн, в 2000 - 500 тыс., т. к. выборы были досрочными; в 2004 и 2008 - 2 млн).

На президентских выборах 1996 г. было зарегистрировано 11 кандидатов. Выборы прошли в 2 тура. В первом (16 июня) Б. Ельцин, действующий Президент РФ, набрал 35,28%, Г. Зюганов (КРПФ) - 32,03%, А. Лебедь (инициативная группа - ИГ) - 14,52%, Г. Явлинский («Яблоко») - 7,34%, В. Жириновский (ЛДПР)- 5,70%, С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся) - 0,92%, М. Горбачев («Горбачев-Фонд») - 0,51%, М. Шаккум (ИГ) - 0,37%, Ю. Власов (ИГ) - 0,20%, В. Брынцалов (ИГ) - 0,16%. А. Тулеев 13 июня снял свою кандидатуру в пользу Зюганова.

Во втором туре (3 июля) президентом был избран Ельцин, получивший 53,82% голосов. Его соперник Г. Зюганов набрал 40,31%.

Следующие выборы были досрочными, так как Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке.

В соответствии с Конституцией они были проведены в трехмесячный срок после прекращения полномочий президента.

Кандидатами было зарегистрировано 11 чел., включая исполняющего обязанности Президента РФ, премьер-министра В. Путина. Он был избран главой государства, получив 52,94% голосов избирателей. Его главный соперник Г. Зюганов (КПРФ) получил 29,21%. Голоса остальных избирателей распределились так: Г. Явлинский («Яблоко») получил 5,80%, А. Тулеев - 2,95%, В. Жириновский (ЛДПР) - 2,70%, К. Титов - 1,47%, Э. Памфилова («За гражданское достоинство») - 1,01%, С. Говорухин («Отечество - Вся Россия») - 0,44%, Ю. Скуратов - 0,43%, А. Подберезкин («Духовное наследие») - 0,13%, У. Джабраилов - 0,10%. Для участия в президентских выборах 2004 г. было зарегистрировано 6 кандидатов. Они состоялись 14 марта 2004 г. В. Путин набрал 71,31% голосов избирателей, Н. Харитонов (КПРФ, «Аграрный союз») - 13,69%, С. Глазьев - 4,10%, И. Хакамада (СПС) - 3,84%, О. Малышкин (ЛДПР) - 2,02%, С. Миронов (Российская партия Жизни) - 0,75%.

В избирательной кампании 2008 г. право выдвигать кандидатов на пост президента было предоставлено только парламентским партиям, а также инициативным группам граждан, собравшим 2 млн подписей в пользу кандидата. Партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также не представленные в Госдуме Аграрная партия и партия «Гражданская сила» выдвинули кандидатом в президенты Д. Медведева, первого вице-премьера российского правительства. Эту кандидатуру поддержал и Президент РФ В. Путин. КПРФ кандидатом выдвинула Г. Зюганова, ЛДПР - В. Жириновского. Еще одним претендентом стал А. Богданов, лидер Демократической партии России, зарегистрированный после того, как собрал 2 млн подписей в свою поддержку.

Выборы, состоявшиеся 2 марта 2008 г., убедительно выиграл Медведев (70,28%). Зюганов набрал 17,72%, Жириновский - 9,34%, Богданов - 1,29%. Явка составила 69,78% - в выборах участвовали почти 75 млн россиян.

5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию президент РФ Д. Медведев предложил увеличить срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы - до 5 лет, что дало бы дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. 11 ноября Д. Медведев внес в Госдуму законопроекты об изменении сроков полномочий президента и парламента. Депутаты Госдумы РФ одобрили эти поправки в первом (14 ноября) и втором (19 ноября) чтении.

16 ноября 2008 г., выступая перед журналистами в Вашингтоне после антикризисного совещания «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), Д. Медведев уточнил, что предложенная им конституционная реформа не коснется его нынешнего срока, который останется четырехлетним.

В начало энциклопедии