Актуальная политическая энциклопедия
БУДДИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ - самая древняя (ей более 25 веков) мировая религия.

В мире насчитывается не менее 1 млрд буддистов. Буддизм получил широкое распространение не только в традиционном ареале - Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, но, начиная со второй половины XIX в., - в Европе, сначала среди интеллектуалов, а затем и в более широких слоях населения.

Основателем учения, ставшего основой буддийской религиозной доктрины, был индийский принц из династии Шакьев, правящей в Капилавасте (современный Южный Непал) - Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой («просветленным»).

О жизни Будды известно из многочисленных письменных источников, записанных спустя века после его жизни. По одним данным, годы его жизни - 623-544 до н. э., другие считают, что он появился на свет столетием позже. Согласно буддийскому канону, в возрасте 29 лет принц Сиддхартха покинул семью, несколько лет провел в лишениях, подвергая себя суровому телесному посту, и, наконец, достиг «духовного пробуждения» в результате продолжительной медитации.

Он осознал, что окружающий мир - просто иллюзия, а все вещи мира - лишь комбинации дхарм - мгновенных сущностей. Эти комбинации несвободны, они предопределены особым законом - кармой. Человек - единственное существо, которое может до известной степени управлять своей кармой, в его случае - суммой собственных поступков и помыслов. Их качество и определяет, какой станет после нашей смерти комбинация составляющих нас дхарм. В череде перерождений мы можем стать камнем, духом, растением, животным и с наименьшей вероятностью - человеком. Вот почему надо особенно ценить человеческое бытие: только в нем мы сможем достичь спасения.

Путь к спасению может быть только один - выход из «колеса сансары» - кармически обусловленной череды перерождений. Лишь встав на путь успокоения дхарм, мы уничтожим свою карму и сможем достичь состояния, при котором новое рождение станет невозможным - нирваны. Она и является окончательным избавлением от страданий.

Центром буддийской доктрины являются т. н. «четыре благородные истины»:

1) страдания определяют жизнь человека и все ее события - рождение, болезнь, старость, любовь, встреча с неприятным и потеря приятного, невозможность достичь желаемого, смерть;

2) страдание порождается жаждой, ведущей через радости и страсти к перерождению;

3) чтобы избавиться от страданий, нужно устранить жажду;

4) средство для этого - т. н. благой «восьмеричный путь», заключающий в себя правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение.

Соблюдение этих принципов предполагает образ жизни, одинаково далекий как от чувственных удовольствий, так и от изнуряющей плоть аскетической практики и самоистязания.

Буддийский канон впоследствии был подробно развит и прокомментирован в обширной религиозной литературе, а разделы «восьмеричного пути» самосовершенствования основательно разработаны в священных текстах и стали нормативными для повседневной деятельности миллионов буддистов - как монахов, так и обычных последователей учения. Подробно в буддийском каноне разработана практика духовного самосовершенствования, включая медитативную.

Буддизм менее всего напоминает классические монотеистические (авраамические) религии, возникшие на Ближнем Востоке - иудаизм, христианство, ислам. В буддизме отсутствует понятие Творца, буддизм не знает истории и, соответственно, не может мыслить ни о начале ее - акте творения, ни о ее завершении, связанном со Страшным Судом. Это самая «атеистическая» религия из всех мировых.

Но неправильно было бы сводить буддизм только к совокупности этических норм и описанию разнообразных медитативных практик. За сотни лет существования идеи, изложенные Буддой в своих проповедях, стали основой десятков школ и течений, многие из которых превратились в мощные духовно-религиозные сообщества со своими служителями культа, разветвленной иерархией, прихожанами.

На своей родине, в Индии, новая религия пережила наибольший расцвет в первых веках нашей эры. К XII в. буддизм почти полностью исчезает из Индии, уступая место индуизму. Однако к этому времени буддизм уже стал мировой религией, проникнув во многие страны.

Двумя основными направлениями современного буддизма являются хинаяна («малая колесница», «узкий путь») и махаяна («большая колесница»).

Хинаяна имеет более 100 млн последователей в Шри Ланке и большинстве государств Юго-Восточной Азии - Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Термин «хинаяна» введен сторонниками махаяны, сами же его последователи называют свое течение «тхеравада» («учение старейших»).

В хинаяне нет обожествления Будды, а спасение путем нравственного совершенствования и достижения нирваны возможно только для монахов. Совершенная личность - архат - достигает духовной гармонии индивидуально, не заботясь о благе окружающих. Поэтому в хинаяне Будда - главным образом учитель и совершенная личность, объект для подражания, но никак не божество.

В хинаяне за многие века, как и в любом учении, сложились элементы религиозного культа, но он не носил и не носит тотального характера, накладывающего отпечаток на все сферы жизни общества, как в случае преобладания монотеистических религий.

Носителями религиозного сознания в странах, где население исповедует буддизм в форме хинаяны, выступают монахи. Для массового сознания граждан государств, где эта форма буддизма является господствующей, характерны политеистические воззрения, уживающиеся с учением Будды - пережитки языческих представлений, индуизма во всех его многообразных проявлениях, от древнего брахманизма до кришнаизма.

Махаяна («большая колесница», «широкий путь») - наиболее массовое течение в буддизме. Сотни миллионов его сторонников проживают в Непале, Бутане, Китае, Японии, Монголии, а также в Бурятии и Калмыкии (на территории России).

В отличие от хинаяны, махаяна является развитой религиозной системой с разветвленной клерикальной иерархией. До середины XX в. религиозный лидер буддистов Тибета - далай-лама - являлся и светским главой государства. В Монголии до 1921 г. светским правителем также являлся глава местных ламаистов - богдо-гэгэн.

В доктрине махаяны важную роль играет культ бодхисатв - святых, достигших возможности войти в нирвану, но не делающих этого, чтобы помочь другим достичь совершенства. Они добровольно будут страдать до тех пор, пока не избавятся от страданий все люди.

Для последователей махаяны Будда - не историческая личность, основатель учения, а божественное существо, воплощающее абсолют. Сущность Будды проявляется в трех телах, из которых лишь одно его проявление - в образе человека - наполняет все живое. В отличие от хинаяны, махаяна предполагает возможность достижения нирваны любым мирянином.

Разновидностью махаяны является ламаизм, который его сторонники предпочитают именовать «традиционным буддизмом». Его исповедуют монголы, буряты, тувинцы, калмыки. Для ламаизма характерен упрощенный характер обрядов: для неграмотного населения, не способного выучить молитвы и мантры, сделали специальные колеса хурдэ с фрагментами религиозных текстов. Вращая эти колеса, верующий «общается» с божеством.

Ламаисты сохраняют и языческие верования: в буддийский пантеон они включают и национальных героев, таких, например, как Чингисхан.

Ваджраяну («Алмазную колесницу»), зародившуюся в недрах махаяны, принято называть «третьим путем» буддизма, хотя сами приверженцы ее школ подчеркивают свою верность махаяне.

Ваджраяна распространена в Непале, Бутане, Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. Ее практикуют в некоторых школах китайского и японского буддизма, а также на Западе.

От остальных буддистских направлений ваджраяну отличает особая мистическая практика, отличная от традиционной монастырской. Она предполагает получение специального посвящения от достигшего духовного совершенства учителя и достижение т. н. «расширенного сознания». Считается, что вступить на этот путь способен лишь тот, кто изучил духовный опыт махаяны.

Особая роль учителя, наставника в достижении высшей истины распространена и в практике дзэн-буддизма. Основанная в Китае в V в. индийским монахом Бодхидхармой, эта буддийская секта огромное внимание уделяет самодисциплине и психическому тренингу.

В рамках последнего немаловажную роль играют логические упражнения, основанные на парадоксах (коаны), которые, по замыслу учителей, должны раскрепостить мышление ученика и способствовать достижению им конечной цели духовного пути - просветления, озарения (сатори).

Чань-буддизм (в японской транскрипции - дзэн-буддизм) в 1960 х гг. превратился в одну из основных составных частей эклектической идеологии нонконформистов на Западе и, шире - леворадикальной интеллигенции. Западные последователи дзэн - битники, хиппи - увидели в этой буддистской школе средство достичь полного духовного, социального, интеллектуального освобождения без целенаправленной политической борьбы посредством «расширения сознания» через наркотики, психоделическую музыку, нарочито эпатажные формы искусства - попи оп-арт, подчеркнуто асоциальный образ жизни (см. Эскапизм).

«Паломничество на Восток» стало обязательным знаком принадлежности к «мыслящим людям», модой, оказавшей и продолжающей до сих пор оказывать значительное влияние на духовную жизнь бездуховного в своей основе западного общества. Но куда более основательно и глубоко эта буддистская школа повлияла на ментальность целой нации.

На своей родине, в Китае, чаньбуддизм не прижился и остался одной из многочисленных сект, ярко проявившись, пожалуй, только в изощренном искусстве единоборств, практикуемых в китайском монастыре Шаолинь.

В Японии же, оказавшейся невосприимчивой к конфуцианским нормам, привнесенным из Китая, теория и практика дзэн не просто укоренилась, фактически став частью национальной религии - синто, но во многом сформировала характер японцев, определила пути развития национального искусства и принципы известной на весь мир специфической эстетики Страны Восходящего Солнца.

Парадоксы дзэнских чудаков превратились в принципы духовной организации не только родовой аристократии и самурайства, но и всего японского общества. В конце концов, они на долгие годы определили первенствующую роль Японии в системе современного капиталистического строя и конфигурацию модели, называемой «японским экономическим чудом».

В Российской империи официальное признание буддизма как религии бурят состоялось в 1741 г. В 1763 г.

был утвержден институт Хамбо-ламы - главы ламаистской церкви. Русские царицы, утвердившие буддизм в России - Елизавета Петровна и Екатерина II - вошли в пантеон российских ламаистов в качестве богинь. В 1913 г. в Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе.

В конце 1920-х гг. на российских буддистов начались гонения. По подозрению в организации антисоветских мятежей было уничтожено более 15 тыс. лам. В 1944 г. отношение советской власти к буддийским организациям потеплело, был подписан указ об открытии Иволгинского и Агинского дацанов (монастырей).

Резиденция Центрального духовного управления буддистов России расположена в Иволгинском дацане (Бурятия).

Буддизм играет важную роль в политической жизни многих стран, прежде всего азиатских. Во многих из них национально-освободительные движения разворачивалось под лозунгами этой религии, возникло даже течение «буддийского социализма».

Буддизм становится немаловажным фактором в идейно-политической борьбе и активно используется различными политическими силами для достижения своих целей. Ярким примером политизации буддизма является вовлечение духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV в борьбу на независимость Тибета, оккупированного Китаем в 1950-е гг. В 2008 г. антикитайскими силами с целью сорвать Пекинскую Олимпиаду 2008 г. были организованы по всему миру массовые акции протеста «за свободный Тибет».

В начало энциклопедии