Актуальная политическая энциклопедия
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - радикальная консервативная идеология, характеризующаяся острой критикой современного состояния общества в связи с его отклонением от некой исторически изначальной, а стало быть, идеальной социокультурной модели, сохраняемой в корпусе особого знания, как правило, эзотерического.

Рассматривает историю бытия, в т. ч. бытия политического, в оптике противостояния Традиции и Модерна, не сводя себя при этом ни к той, ни к другому.

Согласно философии традиционализма, «порча времени» происходит постоянно. Впрочем, различные авторы-традиционалисты подчас указывают более или менее точное время, когда Модерн восторжествовал над Традицией: окончание Средневековья (Р. Генон), начало Просвещения (Е. Головин), Собор 1666 г. (А. Дугин), Великая французская революция (де Местр).

Предшественником современного традиционализма нередко считают Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, Д. Кортеса. Их труды характеризуются критикой идеи народа-суверена, апологетикой монархического государственного устройства, католицизма, патриархальности.

Иногда пытаются сблизить с традиционализмом французский эзотеризм XIX в., прежде всего таких авторов как Фабр д’Оливе (1767-1825) и Сент-Ив д’Альвейдр (1842-1909), писавших о Провидении в истории, а также о синархической модели государственности (совластие Пророка, Жреца и Царя).

Русскими прототрадиционалистами подчас называют совершенно разных мыслителей: Льва Тихомирова, Константина Леонтьева, Елену Блаватскую, Георгия Гурджиева и др. В их трудах заметны радикальные нотки, которые затем будут характерны для немецких консервативных революционеров первой половины XX в. (Шпенглер, Шмитт, Юнгер, ван дер Брук и т. п.), часто сближавшихся с традиционализмом. Основателем современного традиционализма принято считать Рене-Жан-Мари-Жозефа Генона (1883-1951), прошедшего сложный личный религиозный путь от католичества через гностическую церковь и масонерию к мистическому исламу.

В трудах Рене Генона Традиция предстает как супрачеловеческий принцип, передающийся человеку (от лат. trado - «передаю») от Божества и транслирующийся затем от одних полномочных представителей Традиции к другим по цепи преемственности. Традиционализм Генона парадоксально объединяет политику и онтологию. При этом сам Генон остается исключительно на позициях критики современного мира и его проявлений, таких как прогресс, эволюция, эгалитаризм, демократия, а также более частных явлений, известных как рационализм, гуманизм, интуитивизм, рынок и т. д.

Ученик Рене Генона - Юлиус Эвола (1898-1974) напротив, настаивал на необходимости не только констатации «кризиса современного мира», но и «восстания против современного мира». В этом он был сходен с консервативными революционерами. Неслучайно, что он сблизился с итальянскими фашистами (впрочем, оказался ими не понят, отвергнут и даже написал критическую книгу «Фашизм с точки зрения правых»).

В академической науке ярчайшим представителем школы традиционализма является выходец из Румынии Мирча Элиаде (1907-1986). Элиаде легитимировал традиционализм в глазах научной общественности, придав ему академический статус. Именно Элиаде считается основоположником современной истории религии. Дружил с Корнелиу Кодряну, основателем «Железной Гвардии», из-за чего подвергался либеральным репрессиям.

К представителям академического традиционализма можно также причислить Матжиои, А. Кумарасвами, А. Корбена, Ф. Шюона и т. п.

Последователи научного генонизма, такие как Жан Бьес (православный), Клаудио Мутти (исламист), Ален де Бенуа (неоязычник), под влиянием эволаизма политизировали традиционализм, приведя его к наиболее радикальным формам.

В СССР генонизм распространился в 1970-е гг., благодаря философам и переводчикам Ю. Стефанову и Е. Головину, в эзотерическо-философском кружке «Южинского переулка» (помимо названных - Ю. Мамлеев и А. Дугин). В лице А. Дугина, руководителя Международного евразийского движения, традиционализм был введен в контекст других идеологических течений, таких как консервативная революция, национал-большевизм (см. Нацболы), новая правая, новая левая идеологии, постмодернизм, постструктурализм.

Сегодня в России выходит 3 традиционалистских альманаха: «Элементы», «Бронзовый Век» и «Волшебная Гора», пропагандирующих идеи Генона - Эволы - Элиаде.

Молодые последователи генонизма в России (В. Карпец, О. Фомин, А. Малер, Р. Багдасаров) продолжают развивать идею традиционализма, истолковывая ее в самых различных ключах: от цезаро-папистского этатизма до православной теократии.

В начало энциклопедии