Актуальная политическая энциклопедия
ТРАЙБАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ТРАЙБАЛИЗМ

ТРАЙБАЛИЗМ (от англ. tribe - племя) - культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность.

Подобный уклад жизни характерен для первобытного строя. В большинстве развитых стран родовой строй давно трансформировался в более совершенные формы. Однако клановая структура общества все еще свойственна народам ряда стран Африки, Азии, Океании и некоторых других регионов.

Родовые кланы как важные социальные институты встречаются ив Европе - особенно в Италии, в Испании, в кавказском регионе России, в регионах Сибири.

Функция этих образований в основном заключается в организации контроля и распределения благ среди своих членов, а также в защите внутриклановых интересов от внешнего вмешательства. В этом смысле кланы, роды, тейпы, улусы и т. п. служат инструментом объединения людей в пределах родового сообщества. Однако в масштабах нации или государства кланы играют деструктивную, разделяющую роль. Характерно, что английское слово tribe - племя, происходит от лат. tribuo - разделять.

Трайбализм традиционно негативно оценивался политиками и государственными деятелями всех политических взглядов. Если какой-либо народ живет на территории данного государства, он должен соблюдать законы этого государства, стремиться к благу этого государства, а не ставить племенные интересы выше государственных.

Среди представителей народов, чей жизненный уклад основан на племенной обособленности, есть немало теоретиков, отстаивающих преимущества трайбализма перед этатизмом и объявляющих войну принципу государственности. По словам одного из идеологов «свободной Ичкерии» Хож-Ахмеда Нухаева, «только возрождение кровнородственных ячеек общества во всей их структурной завершенности устраняет не просто извечный в государствах антагонизм между личностью и социумом, но и само государство».

Большинство прогрессивных общественных деятелей, в т. ч. в странах, где родоплеменные отношения традиционно сильны, выступают против трайбализма, считая его источником социального неравенства, коррупции и гражданских конфликтов. Что не мешает этому явлению в несколько трансформированном виде набирать силу в ряде развитых странах.

Одним из предтеч неотрайбализма иногда считают канадского социолога М. Маклюэна (1911-1980), утверждавшего, что современные коммуникации превратили наш мир в глобальную деревню, где достаточно нескольких секунд, чтобы вступить в информационный контакт с теми, кто живет на другой стороне земли, и возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возродит родоплеменную общность. Фактически это размывает государственные границы, а вместе с ними и авторитет государства.

Идейные корни неотрайбализма кроются в классическом анархизме. Неотрайбалисты пророчат скорое отмирание государства как устаревшего института и торжество локальных сетевых сообществ. Авторы бестселлера «Нетократия» А. Бард и Я. Зодерквист пишут: «Национальное государство… не пользуется доверием в информационном обществе, в котором общение строится вокруг племенной общности и субкультур, основанных на совершенно других принципах… В таком обществе вряд ли кому-то придет в голову умереть за свою страну. Государственные границы, а вместе с ними и их физические защитники - военные организации - исчезают. В виртуальном мире устанавливаются новые границы между социальными группами».

Неотрайбалисты считают, что процесс глобализации и распространения интернета послужит образованию все большего числа субкультур, «племен» с более узкой идентичностью и лояльностью. Люди будут вступать в объединения вне зависимости от государственных границ, самоорганизуясь в сообщества, игнорирующие геополитические реалии. Объединительным принципом такого рода сообществ может быть что угодно - от увлечения компьютерными играми до принадлежности к определенной секте или маргинальному политическому движению.

Расширению движения неотрайбализма способствует духовный кризис и эрозия традиционных ценностей, свойственные современному обществу потребления и многократно усиленные глобальными интеграционными процессами.

Идеалистический по сути характер идей неотрайбализма рождает резонный скепсис в отношении предлагаемых им путей дальнейшего развития человечества. Однако недооценка неотрайбализма как новой силы может привести к печальным последствиям: хорошо известно, что самые радикальные террористические организации существовали и существуют на основе идеалистических идей и гуманистического мировоззрения.

В начало энциклопедии