Актуальная политическая энциклопедия
ВОЙНА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ВОЙНА

ВОЙНА - организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами, начинающаяся когда исчерпываются ненасильственные формы разрешения противоречий и ведущаяся для достижения определенных политических и экономических целей.

За последние 5,5 тыс. лет произошло около 14,5 тыс. больших и малых войн (в т. ч. две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода свыше 3,6 млрд чел.

Проблема понимания войны и мира с древнейших времен остается одной из ключевых в планетарном общественном сознании. На протяжении веков многие мыслители задавались вопросом: является ли война неизбежным спутником человеческой истории в силу биологической предрасположенности людей к агрессии, или же она - лишь следствие социальных причин, обусловленных разделением общества на классы, сословия, кланы, религиозные сообщества, племена и нации, и с исчезновением (стиранием) этих различий станет невозможной и ненужной.

Еще Гераклит заявлял: «Война - мать всех вещей», доказывая, что только в войне определяется, кто станет свободным, кто рабом, каким будет государственное устройство, а значит, и экономика.

Г. Гегель уподоблял войны ветру, что проносится над рекой человеческой истории, без которого река превратилась бы в болото.

Ф. Ницше считал, что война - это естественный способ существования человека, а насилие, эксплуатация, стремление к взаимоистреблению являются атрибутивными свойствами рода человеческого. «Сама жизнь, - утверждал он, - есть в основе своей присвоение, нанесение вреда, преодоление чуждого и более слабого, подавление, твердость и, по меньшей мере, даже в самом мягком виде эксплуатация».

Солидарен с ним и О. Шпенглер, утверждавший: «Жизнь - это вечная борьба между растениями, животными и людьми, борьба между отдельными классами общества, народами и государствами, в какой бы форме - хозяйственной, социальной, политической или военной - она не разыгралась… Пока существует человеческое развитие, до тех пор будут войны».

В том, что стремление к уничтожению заложено в самой биологической природе человека, убежден был и основоположник психоанализа З. Фрейд, учивший, что ведущими силами человеческого поведения являются инстинкт агрессии и инстинкт смерти.

Его идеи развивал В. Дайм, писавший: «Человек носит в себе тенденцию собственной гибели. Она состоит из агрессии против себя самого и против окружающего мира».

Полностью противоположного мнения придерживались мыслители, утверждавшие, что война - лишь следствие вполне преходящих социальных, экономических и иных условий человеческого бытия. Уже просветители XVIII в. учили, что человек по своей природе добр и миролюбив, и в справедливом обществе, построенном на разумных принципах свободы, равенства и братства, войн не будет.

Так, например, И. Кант доказывал, что «вечный мир» есть закономерный итог прогресса, и связывал его с глобализацией, с объединением человечества, преодолением всех границ, различий и возможных споров.

И. Фихте, соглашаясь с Кантом по вопросу необходимости мира, наоборот, настаивал, что мир может обеспечить только автономность всех государств, тогда как международная торговля и колониализм в любых формах ведут к войнам.

Сторонники марксизма были убеждены, что в войнах повинно несправедливое социальное устройство общества, основанного на эксплуатации - капитализм. Отсюда и вывод В. Ленина, что война есть продолжение политики насильственными средствами, включая, кроме, собственно военных, экономические, дипломатические, идеологические.

Явление это присуще исключительно классовым обществам, в которых противоречия между основными классами носят антагонистический характер. Отсюда и ленинское деление войн на «справедливые», направленные на свержение господства правящего класса, и «несправедливые», целью которых является сохранение этого господства.

Тезис о необходимости «справедливой» революционной войны с империалистическими державами, с помощью которой Россия могла бы избежать изоляции и в перспективе обеспечить победу мировой революции, стал официальной составной частью большевистских взглядов и в 1917 г. был записан в программу партии.

Деление войн на справедливые и несправедливые актуально и в современном мире. Статья 51 Устава ООН, например, относит к справедливым войнам индивидуальную или коллективную самооборону против агрессии (освободительные войны), борьбу против колонизаторов в осуществление права на самоопределение.

Вместе с тем вооруженные действия сепаратистов считаются формально справедливыми, но неодобряемыми (Чеченские войны, Ольстер, Кашмир и т. д.). К несправедливым войнам относятся захватнические (агрессивные), квалифицируемые международным правом как международное преступление.

Однако в 1990-е гг. появилось понятие «гуманитарной войны», трактуемой как агрессию «во имя высших целей»: предотвращение этнических чисток или насаждение в стране режима управляемой демократии. К подобным войнам относятся, в частности, агрессия НАТО против суверенной Югославии весной - летом 1999 г., начатая под предлогом защиты албанцев в Косово, а также вторжения в Афганистан (2001) и Ирак (2003).

Естественно, что зачастую «праведным гневом» и «гуманитарными интересами» оправдываются банальные экономические и политические интересы. Так, США важны Балканы для контроля над Европой, а Ирак - для контроля над нефтью Персидского залива.

Ход и исход войны, формы и способы ее ведения зависят от экономических возможностей воюющих государств, уровня развития науки и техники, морального духа народа и армии, боевой мощи вооруженных сил и других факторов. Кроме того, в войне используются и такие формы борьбы как организация саботажа и террористической деятельности на территории противника, а также давление с помощью экономических, политических и информационных рычагов (т. н. «информационная война» ).

В сущности, любая война - война информационная, так как смысл войны состоит не в том, чтобы убить как можно больше народа или уничтожить как можно больше ресурсов, а в том, чтобы сломить волю и сознание сопротивляющихся. Если у кого-то из противников есть средство заставить соперника покориться без борьбы, сдать свои интересы, действовать против себя или в интересах другого, то никакие боевые действия не нужны. Отсюда и важность идеологии во время войны, она не вспомогательное, а центральное средство воздействия на волю и сознание соперника.

Идеологическое воздействие особенно эффективно не в период начавшегося противостояния, а до него, в латентной фазе. Как говорил крупнейший китайский военный стратег Сунь Цзы, «лучший полководец - тот, кто побеждает до всякого сражения и без всяких сражений». То есть тот, кто создает ситуацию, в которой соперник понимает, что сопротивляться бесполезно, либо вообще не понимает, зачем ему сопротивляться, и сам действует в интересах противника.

Война тесно связана с политикой и экономикой. Политика определяет цели и социальный характер войны, решающим образом воздействует на ее интенсивность и способы ведения, направленность сосредоточения основных усилий, степень мобилизации людских и материальных ресурсов. Вместе с тем война оказывает обратное воздействие на политику, замедляет или, наоборот, ускоряет развитие общественно-политических процессов, является катализатором технических инноваций.

Чуть ли не все научно-технические достижения были во многом обусловлены именно необходимостью совершенствования оружия, а не орудий труда. Символично, что первой появилась именно атомная бомба (1945, США), а не атомная электростанция (1954, СССР). И программы по запуску космических аппаратов, используемых ныне в мирных целях, выросли из военных проектов.

До сих пор правом на самые новейшие разработки обладает именно военно-промышленный комплекс. По словам канадского ученого М. Маклюэна (1911-1980), «милитаризм - главный путь технического образования и ускорения прогресса для народов».

Научно-техническая революция XIX-XX вв. привела к изменению как характера, так и масштабности войн. Оружие массового уничтожения нивелировало элемент личного противоборства, война навсегда потеряла «обаяние», приобретя характер массового производства и превратив уничтожение в массово-производимый товар (М. Хайдеггер).

Войны ХХ в., прежде всего две мировые, были связаны с беспрецедентными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями. Если общие потери всех европейских стран в войнах XVII в. составляли порядка 3,3 млн чел., XVIII в. - 5,4 млн, в XIX и начале XX вв. (до Первой мировой войны) - 5,7 млн, то только Первая мировая война (1914-18) унесла свыше 9 млн, а Вторая мировая (1939- 45) - свыше 50 млн человек!

Если в Первую мировую войну под ружье было поставлено 74 млн чел., и основную часть погибших составляли военнослужащие, то в ходе Второй мировой войны общее число мобилизованных достигло уже 110 млн чел., и на каждого убитого солдата приходился один погибший мирный житель.

Мировые войны закрепили практику всеобщей мобилизации, являвшейся детищем Великой французской революции - теперь за оружие брались не профессионалы, а вся нация. Окончание в 1945 г. Второй мировой войны не привело к установлению всеобщего мира и стабильности. Напротив, создание ядерного оружия, ставшего угрозой для всего живого на Земле, привело к началу активной гонки вооружений и холодной войне, длившейся до начала 1990-х гг.

В современных условиях в связи с окончанием холодной войны уменьшилась опасность мировой ядерной войны. Однако продолжаются т. н. локальные войны - военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами, племенной рознью и т. д.

Международное сообщество, ООН, неправительственные структуры типа ОБСЕ стремятся к созданию системы отношений между государствами, исключающей угрозу силой и ее применение.

В начало энциклопедии