Актуальная политическая энциклопедия
КСЕНОФОБИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КСЕНОФОБИЯ

КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos - чужой и fobos - страх) - ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Многие антропологи полагают, что ксенофобия имеет биологическую природу. Нежелание вступать в половые отношения для продолжения рода с существами иного облика и происхождения характерны для мира животных. Инстинкт сохраняется и в глубинах человеческой психики и лежит в основе межрасовых и межнациональных отношений.

Доказано, что слишком близкая степень родства в этнической единице (роде, племени, народе) ведет к серьезным отрицательным последствиям для генетического здоровья социума. Оттого в религиозной традиции, в культуре всех без исключения народов запрещены браки по прямой линии: между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами.

Но не менее важным обстоятельством является то, что браки между людьми иных рас тоже не привели к появлению жизнестойкого потомства. В этнологии существует многочисленная литература о «метисации» как явлении, отрицательно сказавшемся на общем ходе этнической истории человечества.

История не знает примеров, когда метисные группы населения становились субъектами исторического процесса. Например, совершенно не состоятелен миф о «котле» или «тигле», в котором сплавилась американская нация, представляющая собой единый народ. На самом деле США - это государство, где до сих господствуют т. н. WASP - белые люди англосаксонского происхождения, исповедующие протестантизм. А другие группы населения - католики итальянцы, ирландцы и многочисленные выходцы из стран Латинской Америки («латинос»), потомки вывезенных из Африки рабов, называемых в США «афроамериканцами», выходцы из Азии - японцы, китайцы, индусы, за все время существования государства не имели реального влияния ни в политике, ни в экономике, ни в культуре.

Единственное исключение из многочисленных этносов, которые смогли достичь этого, составляют американские евреи. Но и те, также как и представители других малых этнических групп, называя себя «американцами», продолжают осознавать себя представителями своего народа, стараются жить изолированно от представителей других наций в «чайна-таунах», в Гарлеме, Южном Бронксе, Бруклине, в районе Брайтон-Бич в Нью-Йорке и т. п.

Инстинкт, лежащий в основе ксенофобии, обусловил и принципы организации родоплеменных формирований. «Чужак», пришелец из чужого родаплемени воспринимался как враждебное существо. Даже в человеке, говорящем на языке данного народа, его представители видели врага, если он не являлся частью их мира - рода, клана, фратрии, деревни, общины. Куда ярче ксенофобия проявлялась по отношению к людям, заметно отличавшимся физическим обликом от коренных жителей данной местности.

Неприятие внешних черт чужого - разреза глаз, цвета кожи, формы носа и ушей иноземцев - было обусловлено рядом причин, берущих начало и в биологической природе человека, и в социальных нормах, выработанных тысячелетиями.

В библейской версии мировой истории родоначальниками основных рас человечества являются дети патриарха Ноя. Сим положил начало семитической расе - евреям, арабам, берберам, Хам - прародитель народов африканских, негроидов (хотя понятие «хамитские» относится исключительно к европеоидным североафриканским народам - египтянам (коптам), нилотам и пр.). От Иафета произошли индоевропейцы и представители кавказской языковой семьи народов.

Религиозная санкция неравноправия рас и народов (как разнятся исторические судьбы потомков Сима и Хама!) до сих пор является одним из главных мотивов воспроизведения ксенофобии во всех ее проявлениях. С точки зрения как католиков, так и протестантов, народы нехристианские находятся вне истории и подлежат либо крещению, либо уничтожению.

В православии отсутствуют традиции активного миссионерства, основанного на принуждении. Ненасильственная форма приобщения неверующих к вере во Христа оказала влияние и на то, что враги веры избрали агрессивный метод борьбы с православием.

Одной из развитых форм ксенофобии, имеющей богатую историко-литературную традицию, является русофобия. От других форм ксенофобий ее отличает то, что ее творцами были не только представители малых народов России, но и сами русские - главным образом в лице ее ориентированных на европейские и еврейские ценности литераторов и общественных деятелей: В. Белинского, А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского, Г. Плеханова, В. Ленина, «писателей-шестидесятников», публицистов-«демократов» эпохи М. Горбачева и ельцинского периода.

Ксенофобия, являясь не только социальным продуктом, но и проявлением биологической сущности человека, нередко используется как средство достижения теми или иными силами политических целей. Пропагандируя идею физического истребления ненужных истории наций - евреев, цыган, славян, для того, чтобы восторжествовали правильные народы, к власти в Германии в 1933 г. пришел А. Гитлер (см. Национал-социализм).

Реализуя свой проект о праве «богоизбранного народа» на Палестину, сионисты изгнали с захваченных ими территорий миллионы арабов. Решительные меры против обитателей парижских пригородов арабского и африканского происхождения, устроивших масштабные беспорядки в Париже и пригородах в 2005 г., позволили министру внутренних дел Франции Н. Саркози настолько радикально повысить свой политический рейтинг, что весной 2007 г. он был избран президентом страны.

Попытки использовать ксенофобию в качестве инструмента для достижения политических целей неоднократно предпринимались и в России. Объектом ненависти на национальной почве нередко становились в XIX-XX вв. евреи, представители горских народов Кавказа. Причинами являлись та роль, которую евреи сыграли в разжигании русской революции и сознательно культивируемой ими русофобии, и агрессивность многих кавказских народов по отношению к славянам, выразившаяся и в откровенной поддержке гитлеровцев во время Великой Отечественной войны.

Одной из причин «кавказофобии», нелюбви в России к «лицам кавказской национальности» являются и принципы национальной политики, введенные антирусски настроенными руководителями советского государства, согласно которым республики Кавказа получили преференции, несовместимые с их реальным вкладом в жизнь государства. Отсутствие в горах промышленности не позволило сформироваться на Кавказе «рабочим традициям», поэтому многие из представителей горских народов занялись торговлей, посредничеством. Немало трудоспособных горцев влилось в криминальные структуры. Это стало причиной «ненависти к торгашам» на территории России. Непропорционально (согласно этнической структуре населения) большое количество выходцев с Кавказа и из среднеазиатских республик бывшего Союза в сфере торговли и услуг, их засилье на рынках и других торговых площадках, часто паразитический характер их посреднического бизнеса создают базу для роста негативного отношения к ним среди русского населения.

Неуважение к русским традициям, невнимание государства к вопросам адаптации разных этносов проявилось в карельском городе Кондопога, в Москве, в других регионах России.

Массовая миграция в Россию представителей как азиатских (Китая, Вьетнама), так и африканских государств заметно способствует росту ксенофобии в обществе, что активно используется экстремистскими политическими силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране.

Лозунги ксенофобского содержания используют молодежные формирования скинхедов, футбольных фанатов и иных деструктивных сил. В России уже состоялось несколько судебных процессов, когда к уголовной ответственности были привлечены граждане, совершившие преступления на почве национальной неприязни.

Роль государства в уничтожении ростков естественной ксенофобии очень велика: его задача - культурное просвещение и воспитание разных народов, ознакомление с бытовыми, религиозными и культурными традициями друг друга, формирование атмосферы сближения и сотрудничества.

В начало энциклопедии