Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров"
Статья в газету (Занятие 30)

Статья в газету (Занятие 30)

Занятие 30

Цель занятия

Подготовить учащихся к написанию статьи для школьной стенной газеты на актуальную и важную для жизни данной школы тему. Тема может быть предложена учащимися.

Оборудование

Магнитофон.

Занятие по теме "Статья в газету" является логическим продолжением предыдущих занятий и составляет с ними единое целое. Поэтому сразу же после возвращения сочинений и краткого сообщения учителя о результатах работы следует перейти к работе по теме.

Основные этапы работы

Чтение вводной статьи. Устные сообщения учащихся по статье Г. Медынского "О еже, двух Толях и о Пушкине". Сравнительно небольшой объем статьи и, следовательно, краткость выступлений учащихся позволяет выслушать несколько высказываний. Для удобства последующего обсуждения их следует записать на магнитофон. Методика обсуждения устных выступлений прежняя.

Автор не сформулировал поставленную им проблему, но судя по тому, как он ее решает, как формулирует тезис, мы можем сказать: основным вопросом этой статьи является проблема взаимоотношения людей, проблема отношения человека к человеку. Что должен положить человек в основу своей жизни, на каких принципах должен он строить взаимоотношения с окружающими? Этот вопрос решает писатель так, как решен он в моральном кодексе советского человека: "Человек человеку друг, товарищ и брат", в основу своей жизни человек хочет положить добро, помощь друг другу, товарищу.

Таков тезис. Доказывая его справедливость, Г. Медынский использует не только положительные примеры (девочка и птица, письмо Ф. Э. Дзержинского и строки А. С. Пушкина), но и факты из писем школьников, говорящие об отдельных отрицательных поступках детей. Эти факты вызывают осуждение и негодование автора, который восклицает: "Нет, такого не должно водиться среди людей!"

Логическим завершением рассуждения становится последняя фраза-вывод: "Пусть люди откликаются на доброту и любовь всегда и во всем!"

Чтение и анализ статьи Л. Лиходеева "Попробуй удивиться" (упр. 121). Проблема, которую ставит статья Л. Лиходеева: каким должен быть человек, творцом или потребителем, каким должно быть его отношение к жизни, к людям - находится в одном ряду с проблемами, рассмотренными на предыдущих занятиях, продолжает и развивает их.

Анализ композиции статьи указывает учащимся на возможность разнообразного и интересного построения их собственных рассуждений. Учащиеся отмечают, что автор начинает статью с примера, подводящего к формулировке вывода (тезиса): "... все открытия происходят оттого, что люди не равнодушны, что они умеют удивляться".

Следующий пример (об открытии Ньютона) использован автором для того, чтобы развить и дополнить выдвинутый тезис прямым обращением к читателю: "Если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете".

Новые примеры (положительные и отрицательные) подтверждают высказанную мысль и в то же время служат обоснованием тезиса:

"Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит".

Статья Е. Дунаевой (упр. 122) может послужить основой для интересного диспута. Задание подготовиться к диспуту учащиеся получают предварительно и готовятся к выступлениям дома (готовят план, тезисы, рабочие материалы к устным выступлениям). Желательно диспут записать на магнитную ленту.

Самостоятельная письменная работа - подготовка статьи для школьной стенной газеты. Трудно и, очевидно, нецелесообразно предлагать здесь какую-то определенную тему для написания статьи в школьную стенгазету. В каждой школе, в каждом ученическом коллективе свои проблемы, свои "больные" вопросы. Наиболее разумным будет предоставить выбор темы (следовательно - и проблемы) учащимся. Перед группой ставится вопрос: какие проблемы школьной жизни волнуют учащихся, о чем бы они хотели написать статью в школьную газету? В результате обсуждения выявляется вопрос, представляющий наибольший интерес, причем таких проблем может быть несколько. Нужно дать учащимся возможность написать статью на самостоятельно избранную тему - такие статьи будут намного интереснее. Обсуждение статей (на что следует выделить время из следующего занятия) поможет отобрать материал, достойный опубликования в стенной газете.

Постановка задачи. Учащимся предлагается подготовить сообщение на основе материала упр. 123-124 и закончить работу над статьей для стенгазеты.