Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров"
Юмористический рассказ (Занятие 33)

Юмористический рассказ (Занятие 33)

Известно, что дети любого возраста любят слушать смешные рассказы, живо реагируют на юмор, но сами, как правило, не умеют строить юмористические рассказы, даже тогда, когда имеется налицо смешной эпизод, когда они бывают свидетелями или участниками забавного происшествия. Это объясняется многими причинами, в частности тем, что учащиеся не владеют приемами, которые используют писатели для создания комического эффекта: не умеют начать рассказ неправдоподобной завязкой, повернуть неожиданно для читателя или слушателя развитие действия, ввести смешные подробности, преувеличения и т. д. Поэтому надо показать учащимся, как строится юмористический рассказ.

Наиболее трудным, как показывает опыт, является сочинение учащимися собственных юмористических рассказов, когда они самостоятельно должны найти тему, без посторонней помощи собрать необходимый материал, продумать композицию рассказа и его речевое оформление. Эта работа требует от учащихся умения вглядываться в жизнь, овладения техникой построения рассказа, достаточно развитого творческого воображения и чувства юмора.

Занятие 33

Познакомить учащихся с особенностями юмористических рассказов; развить умение видеть смешное и создавать юмористические рассказы.

Оборудование

Плакат "Под юмором разумеется такой подход к жизни, при котором читатель смеется, но смеется ласково, добродушно" (А. В. Луначарский).

Основные этапы работы

и многие другие создали неповторимые юмористические и сатирические образы, которые стали нарицательными: Митрофанушка, Репетилов, Хлестаков, Толстый и Тонкий, Победоносиков, дед Щукарь.

Читаем начало рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника":

"В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола". Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства... Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите..."

Ироническое отношение к своему герою Чехов дает почувствовать с первой же строки. Писатель раскрывает комическое противоречие между ничтожностью факта ("чихнул, как видите...") и его оценкой чиновником (сначала сконфузился, потом пошел извиняться... еще раз, потом еще раз); остроумным развитием сюжета автор раскрывает внутреннее ничтожество, трусость "прекрасного экзекутора", смехом вершит суд над чинопочитанием ("Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...").

В заключение руководитель факультатива или один из учащихся читает отрывок из книги известного детского писателя

"Иронические юморески":

"Поэты - очень милые, симпатичные ребята, свойские парни, очень добродушные и непосредственные люди. Пишут они о том, что с ними случается, без каких-либо хитростей и задних мыслей... Поэт, что ни увидит, про то и напишет. Увидит на небе звезды - напишет про звезды, увидит луну - напишет про луну. Заметит у себя на голове седой волос и сразу - готово! - уже о седине пишет и близкой старости... В общем, у него все идет в дело: и чернозем, и весна, и еловые шишки, и почтальонша, и няня из родильного дома, и снегоочиститель, и электропоезд, и космические лучи. В этом смысле поэт - необыкновенное существо. Он не может даже прогуляться по улице, где ему на глаза попадаются то парикмахерская, то пошивочная мастерская, то фотоателье или гастрономический магазин. Простой человек гуляет спокойно, а поэт только и ищет, с какой бы стороны прицепиться к этим предметам, чтобы получились стихи.

Весь запас жизненных наблюдений, вся широта интересов и глубина мыслей поэта отпечатывается в его стихах, как на фотографической пленке, конечно, в той степени, в какой все это у него имеется, что читатель обычно и обнаруживает, читая стихи (от этого никуда не уйдешь, раз уж захотел быть поэтом)...

Покончив с вопросом о том, что пишут поэты, мы переходим к вопросу, как они пишут. Иными, словами, переходим от содержания к форме. Говоря о форме, необходимо в первую очередь принять к сведению, что поэты - народ очень порывистый и горячий. Они все очень остро переживают и во всем любят хватать, как говорится, через край. Вот, например, какую дерзкую мысль высказывает один поэт:

На небо взглянешь - звезд полночных тыщи.

Но яростнее, чем потребность в пище,
Была для нас потребность в красоте.

Если бы поэт остался на денек без пищи, он сразу узнал бы, что яростнее - потребность в пище или потребность в красоте. Из приведенных стихов можно сделать вывод, что изучаемые нами поэты на голодный желудок стихов, конечно, не пишут, а вот на сытый желудок фантазия у них работает гораздо яростнее, чем полагается".

Анализ образца. Для коллективного анализа учащимся предлагается рассказ М. Росиньской "Тайна игольного ушка" (упр. 134). Вот некоторые из ответов учащихся на вопросы, поставленные в пособии "Развивайте дар слова":

"В названии "Тайна игольного ушка" есть что-то интересное, неожиданное. Ожидаешь: "Тайна... двух океанов" или "Тайна скифских курганов" и вдруг: "Тайна иголки, даже игольного ушка"... Это вызывает интерес к рассказу, его хочется поскорее прочесть".

"Вызывает смех, что мальчик пользуется молотком. Молотком забивают гвозди. И вдруг... молотком пришивают пуговицы. Об этом сказано в самом начале рассказа - и это настраивает на юмористическое отношение к описываемому в рассказе".

"Комический эффект вызывают действия мальчика. "Оказалось, что без него (молотка) никак не обойтись"; "а у меня никак не просовывается"; "я вколотил иголку в стул"; "вдеть ее (нитку) оказывается еще труднее"; "как уж я ни крутился вокруг стула на коленях"; "даже увеличительное стекло не помогло"; "может быть, здесь есть какая-то тайна..."

..."Не прошло и часа, как я вдел нитку"; "можно браться за шитье, однако не тут-то было"; "опять пришлось пускать в ход молоток"; "стукнул иголку молотком - вошла!"; "не только в курточку, но и в стул"; "раскачал и вытащил иголку из стула, она как будто стала еще короче"; "под конец от нее осталось одно ушко"; "оказывается, я пришил пуговицу и к груди, и к спине курточки насквозь".

Значение отдельных языковых средств в создании юмористического характера рассказа прокомментирует руководитель факультатива:

"Не прошло и часа, как вдел нитку" - усилительная частица и вместе со словом часа создают комический эффект: как будто час для вдевания в иголку нитки - рекордный срок.

"А как же иначе..." - усилительная частица же помогает сделать "комический" вывод: забить иголку в стул - единственный выход из трудного положения.

"Фу ты, не надевается" - междометие фу ты создает ложную ситуацию, как будто дальше последует развязка действия.

"Ну, уж нет!" - эта реплика усиливает впечатление решительности в характере и поступках героя.

"Как я уж ни крутился вокруг стула на коленях..." - частица ни усиливает значение глагола крутился: "я очень долго крутился..."

"Может быть, здесь какая-то тайна" - вводные слова может быть и неопределенное местоимение какая-то подчеркивают комическое в данной ситуации: в пустяковом действии - вдевании нитки в иголку - существует возможность чего-то таинственного.

портрет, сценку, эпизод. Учащиеся на практических примерах убеждаются в том, что в основе юмористических рассказов лежит смешной случай, забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои. Авторы этих рассказов используют различные приемы, чтобы создать нужный комический эффект: неожиданную завязку, непредвиденный поворот в развитии действия, преувеличения, смешные имена и др.

Например, анализируя рассказ "Ответственная роль", учащиеся отмечают, что несоответствие между энергией, затраченной героями рассказа при подготовке к спектаклю, и результатами их "деятельности" приводит к комическому эффекту:

"... Целую неделю репетировал, бабушку извел - а ты поручил роль другому"; "я ждал легкой победы - но не тут-то было!"; "уж как ни старался: и басом лаял, и подвывал, и визжал на все лады, не могу одолеть Игоря - и точка".

Усиливает юмористический характер рассказа неожиданная развязка. Читатель ожидает, что "ответственную" роль поручат или рассказчику, или Игорю; он не может предположить, что эта роль была поручена еще и третьему мальчику.

"театральных" слов, как роль, режиссер, репетиция, репетировать, спектакль.

Работа над сочинением. Во второй части занятия учащимся предлагается написать юмористический рассказ по началу, на основе заключительной части и плана, по данному сюжету и др. (упр. 137-141). Можно предложить одно из упражнений на выбор.

Постановка задачи. Чтобы вызвать интерес учащихся к созданию собственных юмористических рассказов, нужно учитывать их жизненный опыт. С этой целью следует задать им несколько конкретных вопросов: кто из вас умеет варить обед (конкретно: поджарить кабачки, сварить уху, сделать винегрет, приготовить яичницу-глазунью)? Кто из вас стирает белье, моет пол, регулярно ходит в магазин? Кто хоть раз доил корову или козу, запрягал лошадь (или ездил на лошади)? Затем учащиеся рассказывают о каком-нибудь смешном случае, который произошел с кем-либо из них, когда они варили обед или доили козу, - любой смешной эпизод.

Могут быть предложены такие темы: "Как я был самостоятельным", "Случай на контрольной", "Неудачная рыбалка", "Чем кончилось мое увлечение" и др.