ГОМЕР (ΟΜΗΡΟΣ)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЭПОС

— легендарный поэт-певец, которого в античном мире, а также и в более поздние времена считали автором первых и древнейших из дошедших до нас памятников греческой художественной литературы — больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». В основе гомеровского эпоса лежит исторический факт — поход греков на малоазийский город Трою (Илион) на рубеже XIII и XII вв. до н. э., окончившийся взятием и разрушением города. Источником гомеровского эпоса было народное творчество: мифы и предания, народные песни, художественно переработанные в поэмы. написанные античным стихотворным размером — гекзаметром. Обе поэмы с замечательной правдивостью и силой рисуют картины мирного и военного быта древних греков, ярко отображают мировоззрение и понятия людей родового общества в период его наивысшего расцвета.

Илиада (Ίλιάς)

— поэма, повествующая о событиях последнего, десятого года Троянской войны. Главный герой «Илиады», т. е. поэмы об Илионе, — Ахиллес (Ахилл), сын смертного и богини, храбрейший из греческих героев; он был оскорблен предводителем греческой рати Агамемноном и отказался воевать против троянцев. Однако после гибели в бою Патрокла, своего друга, он, обуздав гнев, снова вступает в битву и поражает насмерть Гектора, вождя троянских воинов и сына царя Приама. Вокруг основной сюжетной линии поэмы группируется большое количество эпизодов, где появляются другие вожди и герои. В войне участвуют как люди, так и боги Олимпа. Попутно часто вспоминаются сказания и предания различных времен, предшествовавшие в эпосе мифам о взятии Трои. Творцу «Илиады» присуще глубокое сочувствие человеческому горю. Подлинным гуманизмом проникнуты, например, такие сцены поэмы, как расставание Гектора с женой Андромахой или эпизод, в котором Приам умоляет Ахилла выдать ему тело Гектора.

Одиссея ('Οδύσσεια)

— вторая эпическая поэма Гомера, содержание которой составляет история десятилетних скитаний и возвращения на родину Одиссея, одного из греческих героев, участника Троянской войны. В его воспоминаниях и в рассказах других действующих лиц вновь встречаются многие герои «Илиады». В поэме ярко изображена мирная жизнь греков: пиры. семейные празднества, игры и т. п. Целый ряд эпизодов поэмы также отмечен характерными чертами гомеровского гуманизма. К ним принадлежит, например, сцена встречи Одиссея в царстве мертвых с его матерью Антиклеей, умершей от тоски по любимому сыну, или сцена, в которой Одиссея узнает его старая нянька Эвриклея, и многие другие. Бессмертное обаяние гомеровского эпоса объясняется тем, что он, говоря словами Маркса, отразил «детство человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее».

Произведения

Гомеровы гимны.— В кн.: Эллинские поэты, М.. 1963, с. 37—138: Илиада / Пер. Н. Гнедича;

Одиссея / Пер. В.Жуковского.— М.: Худож. лит., 1967 — 765 с.— (Б-ка всемирн. лит.); Илиада / Пер. В.Вересаева.— М.: Гослитиздат, 1953.— 317 с.

Литература

Лосев А.Ф. Гомер.— 2-е изд.— М.: Мол. гвардия — Соратник, 1996.— 400 с.— (Жизнь замечат. людей); Преображенский П.Ф. «Илиада» и Гомер; «Одиссея» и Гомер.— В кн.: Преображенский П. Ф. В мире античных идей и образов, М.. 1965, с. 13—40; Сахарный Н. Л. Илиада: Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы.— Архангельск, 1957.— 379 с.— В надзаг.: Арханг. пед. ин-т; Шталь И.В. Гомеровский эпос: Опыт текстол. анализа «Илиады».— М.: Высш. шк., 1975. — 244 с.; Шталь И. В. «Одиссея» — героическая поэма странствий. — М.: Наука, 1978. — 168 с.;

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса.— М.: Наука, 1983.— 94 с.


Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV