ЭЗОП (ΑΙΣΩΠΟΣ. Предположительно VI в. до н. э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЭПОС

— легендарный зачинатель жанра басни в греческой литературе. Историк Геродот сообщает, что Эзоп был рабом самосца Иадмона, жил во время правления египетского царя Амасиса (570—526 гг. до н. э.) и был убит дельфийцами. Независимо от вопроса об историчности Эзопа, можно утверждать, что VI в. до н. э. был важнейшей стадией формирования басенного жанра. Этому способствовала социальная обстановка. Именно в это время во всех областях общественной жизни шла ожесточенная борьба между аристократами и демосом, и басня явилась литературным оружием угнетенных низов. Прозаическая житейская мудрость басенной морали противопоставлялась возвышенным аристократическим идеалам; иносказательность делала басню менее опасной для тех, кто ее использовал, нежели прямые нападки на власть имущих, — отсюда возникло выражение «эзопов язык». Когда в греческих полисах победил демос, басня перестала быть орудием борьбы, ее гражданское звучание ослабело. Басня начинает восприниматься как шуточный жанр. Первый упоминаемый в источниках сборник эзоповских басен составлен Деметрием Фалерским (IV—III вв. до н. э.). До нас дошло большое количество поздних рукописей таких сборников. Басни написаны прозой, просто и кратко, сюжет дается без всяких второстепенных подробностей. Басни, хотя и назывались эзоповскими, никогда не имели твердо установленного, канонического текста, и до нас дошло множество вариантов. Сюжет большинства басен построен по такой схеме: некто захотел нарушить положение вещей в свою пользу, но только навредил себе. Например, верблюд, увидев, как бык чванится своими рогами, позавидовал ему, стал просить у Зевса рогов и для себя, но в наказание лишился и ушей. Герои басен весьма разнообразны: животные, растения, люди различных профессий, боги и мифологические персонажи. Но они интересуют баснописца не сами по себе, а как носители сюжетных функций, поэтому они взаимозаменяемы; отсюда — басни-двойники, где один и тот же сюжет, но разные герои. Эзоповские сюжеты легли в основу европейской басни и были использованы классиками — от Федра и Бабрия до Ж.Лафонтена и И.А.Крылова.

Произведения

Басни Эзопа / Пер. ст. и коммент. М, Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1968. — 320 с, — (Лит. памятники);

Жизнеописание Эзопа: [Басни] / Пер. М. Гаспарова. — В кн.: Античная басня, М., 1991, с. 25—206.

Литература

Ленцман А. Я. Элементы идеологии рабов в баснях Эзопа.— В кн.: Вопросы античной литературы и классической филологии, М., 1966, с. 70—79.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV