ЭСХИЛ (ΑΙΣΧYΑΟΣ. 525-456 гг. до н. э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ДРАМА

— первый великий драматург Древней Греции. Эсхил жил в значительную для его родины эпоху становления афинской демократии и греко-персидских войн, в которых принимал непосредственное участие. Это наложило отпечаток на его творчество, полное откликов на современную ему действительность. Язык трагедий Эсхила отличается необычайной яркостью и образностью. Характеры его героев полны монументального величия, даны с огромной художественной силой. Эсхил был плодовитым писателем — им написано около 80 пьес, из которых до нас дошло только 7.

Прометей прикованный (Προμηθεύς δεσμώτης)

— самая значительная из трагедий Эсхила (часть трилогии о Прометее), в ней выражено мировоззрение художника-гуманиста. В основу сюжета положен миф о борьбе между богом Зевсом и титаном Прометеем, совершенно по-новому разработанный Эсхилом. Прометей против воли Зевса принес людям небесный огонь и тем самым пробудил в них стремление к сознательной жизни. Культура человечества: грамота и счет, земледелие, ремесла, науки — все это плоды подвига Прометея, друга человечества. Разгневанный Зевс обрекает Прометея на жестокую казнь: он приказывает навеки приковать его к скале. Выполнение казни поручается Богу-кузнецу Гефесту, которому должны помогать власть и насилие. Каждый день орел Зевса прилетает терзать печень Прометея. Но природа на стороне титана, она скорбит о его страданиях. Благородному образу Прометея Эсхил противопоставил образ жестокого и мстительного Зевса, которого наделил чертами, типичными для современных ему тиранов. Сюжет о борьбе Прометея с Зевсом за счастье людей неоднократно использовался крупнейшими поэтами нового времени — Гёте, Байроном, Шелли, Шевченко.

Орестея (Όρεστεια)

— единственная дошедшая до нас целиком древнегреческая драматическая трилогия. Герой произведения — Орест, сын царя Агамемнона, предводителя греков, воевавших с Троей. Действие первой части трилогии («Агамемнон») развертывается в Аргосе, на родине царя. Возвратившись из троянского похода, Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником. Убийцы воцаряются в Аргосе. Но по велению бога Аполлона сын убитого царя Орест, воспитывавшийся на чужбине, должен возвратиться на родину, чтобы отомстить за кровь отца. Во второй части трилогии («Хоэфоры») развертывается трагический конфликт: долг мести за отца повелевает Оресту совершить тягчайшее из преступлений — убить свою мать. Проникнув во дворец под видом странника, Орест убивает Клитемнестру и ее любовника Эгисфа. Но после этого убийства его начинают преследовать Эринии, богини кровной мести. В заключительной части трилогии («Эвмениды») изображена борьба богов вокруг Ореста. Оринии требуют наказать Ореста за матереубийство. Аполлон берет его под защиту, так как Орест, убив мать, восстановил поруганную честь отца. Тогда Афина поручает разбор дела Ореста ареопагу — так назывался государственный орган. который в Афинах времен Эсхила был судилищем по религиозным делам. Сама богиня Афина становится участницей суда и требует оправдания Ореста. Отныне Эринии — мстительницы — превращаются в богинь милостивых — Эвменид. В «Орестее» отражены политические воззрения самого драматурга, высоко ставившего ареопаг — этот «корысти чуждый, милостивый и грозный совет». Оптимистический исход трагедии свидетельствует о глубоком гуманизме поэта, о победе гражданских идеалов справедливости над архаическими законами кровной мести.

Произведения

Трагедии / Пер. С.Апта.— М.: Худож. лит., 1971.— 381 с.— (Б-ка античн. лит. Греция); Трагедии / Пер. Вяч. Иванова; Изд. подгот. Н. И. Балашов и др. — М.: Наука, 1989. — 589 с. — (Лит. памятники);

Орестея / Пер., послесл. и примеч. С.Апта.— М.: Гослитиздат, 1961.— 215 с.; Персы; Прометей прикованный / Пер. С.Апта.— В кн.: Античная драма, М., 1970, с. 35—116.

Литература

Ярхо В. Эсхил.— М.: Гослитиздат, 1958.— 285 с.; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии,— М.: Худож. лит., 1978.— 301 с.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV