СОФОКЛ (ΣΟΦΟΚΛΗΣ. 496-406 гг. до н. э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ДРАМА

— второй великий драматург античной Греции, поэт периода расцвета Афин — «века Перикла». Примыкая к политической группировке Перикла, Софокл был его личным другом и занимал ряд высоких государственных должностей. В течение всей своей долгой жизни Софокл пользовался большой любовью современников, которые после смерти драматурга причислили его к лику героев. Софокл продолжил дело Эсхила в создании греческой драмы, внеся в нее новые черты. В построении его пьес человек, его чувства и переживания выдвинуты на первый план. Человек показан в конфликте с роком.

Царь Эдип (Οιδίπους τύραννος)

— трагедия, оказавшая большое влияние на развитие европейской классической драмы, считается шедевром Софокла. Поэт построил ее на трагическом противоречии между нравственным богатством личности и ограниченностью ее возможностей, предопределенной не зависящими от человека закономерностями объективной действительности. Эта непознанная во времена Софокла сила представлялась ему непреодолимым роком. Эдипу еще до рождения был предсказан оракулом ужасный жребий — убить своего отца и жениться на собственной матери. Выросший на чужбине, Эдип делает все возможное, чтобы избежать исполнения предсказания. Но все его поступки, сознательно направленные на то, чтобы не дать свершиться велению судьбы, приводят к обратному: сам того не зная, Эдип оказывается невольным убийцей своего отца Лая и мужем своей матери Иокасты. Узнав страшную правду, мудрый и справедливый Эдип в отчаянии выкалывает себе глаза. С замечательным искусством нарисовал Софокл образ Эдипа — страдающего, умного, волевого человека. Эдип сам казнит себя за невольно совершенное преступление и оказывается морально выше богов, обрекших его на муки.

Антигона (Αντιγόνη)

— самый значительный из женских образов в трагедиях Софокла. Героиня пьесы — дочь царя Эдипа — жертвует жизнью во имя долга и любви. Она предает земле тело своего убитого в бою брата, несмотря на то что новый фиванский царь Креонт под страхом смерти запретил хоронить его как изменника родины. Разгневанный Креонт приказывает заживо замуровать Антигону в каменном склепе. В сцене допроса жестокому тирану Креонту противопоставлена нежная, любящая и мужественная Антигона, которая объясняет, что, нарушив приказ земного властителя, она выполнила неписаный закон богов, повелевающий предавать мертвых погребению. Боги наказывают Креонта за нарушение закона. Его приказание — освободить Антигону — опаздывает: она повесилась в склепе. Сын Креонта Гемон закалывается над трупом своей невесты Антигоны, а мать Гемона в отчаянии лишает себя жизни.

Произведения Трагедии / Пер. С. В. Шервинского; Вступ. ст. В. Ярхо; Коммснт. Ф. Петровского и В. Ярхо.— М.: Худож. лит., 1988.— 495 с.— (Б-ка античн. лит. Греция); Драмы / Пер. Ф.Ф.Зелинского; Изд. подгот. М.Л.Гаспаров и В.Н.Ярхо.— М.: Наука, 1990.— 605 с.— (Лит. памятники); Царь Эдип / Пер. А.И.Пиотровского.— В кн.: Древнегреческая драма. Л., 1937. с. 149—222; Эдип-царь / Пер. С. В. Шервинского; Антигона / Пер. С. В. Шервинского, Н. С Познякова. — В кн.: Античная драма, М., 1970, с. 119-228.

Литература

Чистякова Н. А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла. — В кн.: Классическая филология. Л., 1959, с. 24—37; Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона». — М.: Высш. шк., 1986. — 109 с.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV