ЕВРИПИД (ΕYΡΙΠΙΔΗΣ. 480-406 гг. до н. э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ДРАМА

(ΕYΡΙΠΙΔΗΣ. 480—406 гг. до н. э.)

— третий великий драматург-трагик Древней Греции. Получивший хорошее образование, общавшийся с выдающимися философами, он был близок к передовой общественной мысли эпохи, за что неоднократно подвергался преследованиям. Еврипид в отличие от своего современника Софокла изображает людей не такими, какими они должны быть, а какие они есть на самом деле. По сравнению с другими драматургами древности Еврипида можно назвать мастером психологической драмы. Он умел замечательно рисовать противоречия и тонкости человеческих характеров, и это делает его особенно близким нашей эпохе. Творчество Еврипида вызывало неоднократные подражания и в Древнем Риме (Овидий, Сенека), и в новое время, например, во Франции XVII в. (Расин и др.). До нас дошло 18 из 92 произведений Еврипида.

Медея (Μήδεια)

— трагедия, сюжет которой писатель заимствовал из мифа о походе аргонавтов. Героиня трагедии — дочь царя Колхиды волшебница Медея, с помощью которой греческий герой Ясон добыл золотое руно. Из любви к Ясону Медея бежала из-под отчего крова, совершила немало черных Дел. После долгих скитаний Ясон и Медея со своими двумя детьми прибыли в Коринф; там Ясон решил оставить Медею и жениться на дочери царя Креонта. Обезумев от ревности и оскорбления, обманувшаяся в самом дорогом человеке, Медея решает отомстить изменнику: она убивает не только невесту Ясона и ее отца, но и своих детей. С великолепной художественной силой изобразил Еврипид, как мрачная, страстная Медея от огромной любви переходит К такой же безмерной ненависти, как самые различные чувства борются в душе матери-дето-Убийцы.

Ипполит (Ιππόλυτος)

— трагедия, в которой ярко проявился интерес Еврипида к человеческой личности, ее внутреннему миру. Ипполит, сын афинского царя Тесея и царицы амазонок, поклоняется девственной Артемиде, богине охоты, отвергает всех других женщин и любовь. Этим он навлекает на себя гнев богини любви Афродиты, которая внушает его мачехе Федре безумную и безнадежную страсть к пасынку. Охваченная отчаянием, Федра убивает себя, но перед смертью клевещет на Ипполита, объявив мужу, что тот пытался ее обесчестить. Разгневанный Тесей попросил бога морей Посейдона выслать навстречу колеснице Ипполита гигантского быка. Испуганные кони понесли и разбили седока о скалы. В последнюю минуту появляется Артемида, открывает Тесею правду и утешает умирающего Ипполита. В этой трагедии раскрыто неверие автора в мудрость и милосердие богов.

Ифигения в Авлиде (Ιφιγένεια ήέν Άυλίδι)

— последняя из трагедий Еврипида. Ее героиня Ифигения, дочь царя Агамемнона, добровольно отдает жизнь во имя спасения родины. Агамемнон, предводитель греческих войск в троянском походе, должен принести свою дочь Ифигению в жертву богине Артемиде — такова воля богини, наславшей безветрие и задержавшей греков в Авлиде. Требования религиозного культа вступают в противоречие с отцовским чувством Агамемнона, с материнскими страданиями его жены Кли-темнестры, с жаждой жизни, которой полна молодая девушка. Этот конфликт разрешается тем, что Ифигения добровольно соглашается принести себя в жертву ради своей родины — Эллады. Суровое предание о кровавом жертвоприношении Еврипид использовал для создания подлинной драмы, главная героиня которой наделена трогательными и вместе с тем героическими чертами.

Произведения

Трагедии: В 2 т. / Пер. И.Анненского, С. Шервинского; Вступ. ст. и коммснт. В.Ярхо.— М.:

Худож. лит., 1969.— (Б-ка античн. лит. Греция); Медея; Ипполит/ Пер. И.Анненского.— В кн.:

Античная драма, М., 1970, с. 179—343.

Литература

Гончарова Т. В. Эврипид. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1986. — 269 с. — (Жизнь замечат. людей);

Радциг С. И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида. — В кн.: Вопросы классической филологии, М., 1969, т. 2, с. 80—206; Ярхо В. Н. Миф и политика в древнегреческой трагедии.— Вопр. истории, 1970, № 1, с. 209—214.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV