Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

АРИСТОФАН (ΑΡΙΣΤΟΦΑΝΗΣ. 446-385 гг. до н. э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ДРАМА

— величайший сатирик древнего мира, в творчестве которого античная политическая комедия достигает расцвета. О жизни Аристофана почти ничего не известно. Литературная деятельность его протекала в эпоху Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Из написанных им 44 пьес сохранилось полностью лишь 11. Комедии Аристофана, кроме своего художественного значения, замечательны еще и тем, что в них широко отражена общественно-политическая и культурная жизнь Афин V в. до н. э. Сам Аристофан выступает в своих комедиях как идеолог умеренно-демократического, преимущественно земледельческого крыла афинской демократии, заинтересованного в прекращении войны и установлении мира.

Всадники (Ίππης)

— одна из наиболее острых политических комедии Аристофана. Она направлена против лидера радикальной партии Клеона, ярого сторонника Пелопоннесской войны, тяжелым бременем легшей на плечи афинян. В комедии действуют аллегорические персонажи. В образе капризного, дряхлого и глухого старика Демоса, опутанного лестью и ложью демагогов, представлен афинский народ. Клеон выведен в лице подлого «кожевника», морочащего голову Демосу. Домашние рабы Демоса, в которых зрители могли узнать известных афинских полководцев Никия и Демосфена, решаются обуздать «кожевника» при помощи другого пройдохи и жулика — «колбасника». Посредством всяческих проделок, грубо льстя Демосу, «колбасник» побеждает Клеона, и в этом ему помогают всадники, т. е. знатные афинские юноши. В комедии зло высмеивается поведение демагогов, которые развращают и одурачивают народ.

Птицы ("Ορνιθες)

— одно из самых блестящих сатирических произведений Аристофана. Пьесе свойственны черты социальной утопии. Два афинских гражданина — Писфетер и Эвельпид, разочаровавшись в окружающей жизни с ее интригами и кляузами, отправляются на поиски блаженной страны. Они уходят к птицам и решают основать вместе с ними новое государство между небом и землей. Однако вскоре блаженную страну начинают беспокоить и люди, и боги. Аристофан выводит перед зрителями целую вереницу различных общественных типов — людей, наживающихся на доверии своих сограждан. Эти люди не нужны государству птиц, и их с позором изгоняют. Что же касается богов, то они терпят голод и нужду, так как Писфетер перехватывает жертвенный дым, поднимающийся с земли к небу. Принужденные обстоятельствами, обитатели Олимпа согласны на любые условия: Зевс отдает Писфетеру скипетр и руку своей дочери — красавицы Басилеи, «царицы мира».

Произведения

Комедии: В 2 т. / Общ. ред., пер. Ф. А. Петровского, В. Н. Ярхо; Вступ. ст. и коммент. В. Н. Ярхо. — М.: Гослитиздат, 1954; Комедии: В 2 т. / Коммент. В.Ярхо.— М.: Искусство, 1983.— (Античн. драматургия. Греция); Избранные комедии / Пер. А Пиотровского; Предисл. В. Н. Ярхо.— М.:

Худож. лит., 1974.— 491 с.— (Б-ка античн. лит. Греция); Птицы / Пер. А. Пиотровского.— В кн.: Античная драма. М., 1970, с. 347—426.

Литература

Аристофан: Сб. статей к 2400-летию со дня рождения Аристофана / Редкол.: Н.Ф.Дератани и др.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1956.— 195 с.; Головня В. В. Аристофан.— М.: Изд-во АН СССР. 1955.— 181 с.; Гусейнов Г. Ч. Аристофан.— М.: Искусство, 1988.— 270 с.— (Жизнь в иск-вс);

Соболевский С. И. Аристофан и его время.— М.: Изд-во АН СССР, 1957.— 420 с.; Ярхо В. Аристофан.— М.: Гослитиздат, 1954.— 133 с.

Вернуться к оглавлению