КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (OUINTUS HORATIUS FLACCUS. 65-8 гг. до н. э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

— родился в Венузии, старинном городке Южной Италии, в семье вольноотпущенника. Отец его, скопивший небольшое состояние, всячески старался облегчить сыну доступ в привилегированные слои общества. Молодой Квинт Гораций Флакк получил блестящее литературное образование в Риме и философское — в Афинах. Как большинство прогрессивных людей своего времени, он считал себя последователем эпикурейской философии. Будущий поэт отдал дань политическому свободомыслию: во время гражданской войны, вспыхнувшей в 44 г. после убийства Цезаря, он боролся за республику под знаменем Брута. После поражения республиканцев, воспользовавшись амнистией, он вернулся на родину. К этому времени относится начало литературной деятельности Горация. В противоположность Вергилию он всегда старался держаться подальше от двора. В своем творчестве Гораций сравнительно мало касался острых политических тем, редко и весьма сдержанно возносил хвалы императору. Личное счастье, которое он видел в безмятежности духа и в умении довольствоваться «золотой серединой» (принадлежащее ему крылатое выражение), гимны вину и любви, борьба с суетными страстями и пороками — темы поздних стихов Горация. Гораций был великолепным мастером стиха. Его литературное наследие состоит из нескольких сборников од и сатир, а также «Посланий», где особенно примечательна «Наука поэзии», содержащая изложение взглядов автора на литературу. Ни один поэт древности не печатался и не изучался так много, как Гораций, особенно начиная с эпохи Возрождения. Его поэзия оказала большое влияние на всю новоевропейскую лирику. В русской литературе влияние Горация ощутимо в творчестве Ломоносова, Державина, Пушкина и других поэтов.

Сатиры (Satirae)

— этот сборник Горация был издан поэтом в двух книгах в 30-х гг. до н. э. «Сатиры» представляют собой беседы на бытовые и философские темы Иногда это диалог с воображаемым собеседником. Нередко в них высмеиваются и реальные современники поэта. В «Сатирах» Гораций рассказывает о себе, говорит о своем «низком» происхождении, вспоминает свое прошлое, когда он выступал защитником республики, формулирует философию покоя и умеренности. Несколько сатир посвящены литературным проблемам. В них автор излагает свои взгляды на творчество, более подробно изложенные им позднее в «Науке поэзии», где он советует поэтам написанное «девять лет хранить без показу». Сатиры Горация отличаются высокими стилистическими и поэтическими достоинствами.

Оды (Carmina)

— под таким названием известен сейчас сборник лирических стихотворений Горация, переписанных в трех книгах в 23 г. до н. э. Римляне называли лирические стихотворения словом «carmina» («песни»). Термин «ода», заимствованный из древнегреческого языка, где он выступает в значении «песня», в античности совсем не обязательно связывался с произведением, написанным в торжественно-патетической форме. Лирика Горация отличается тем же характерным свойством, что и все его творчество,— интеллектуализмом. Тематика сборника весьма разнообразна. В нем есть группа дидактических, или «увещательных», стихотворений о смысле жизни и о счастье в горациевском понимании. Многие «оды» представляют собой размышления о любви и дружбе. Здесь есть и застольная лирика, в которой поэт славит «скромного Вакха». Особый раздел составляют оды на политические темы, которых Гораций коснулся, хотя и весьма осторожно и сдержанно, в связи с борьбой между Августом и Антонием. Заканчивается сборник знаменитым «Памятником», который много раз переводился в позднейшие времена и служил образцом для подражаний. У нас его переводили Ломоносов. Фет. Брюсов. Реминисценции из этого стихотворения очевидны в «Памятнике» Державина и «Памятнике» Пушкина.

Произведения

Полное собрание сочинений / Пер. под ред. и с примеч. ф. А. Петровского; Вступ. ст. В. Я. Каплинского.— М.; Л.: Academia, 1936.— XX, 447 с.; Оды / Пер. размерами подлинника Н. И. Шатерникова.— М.: Гослитиздат, 1935.— 198 с.; Оды, эподы, сатиры, послания / Вступ. ст. М.Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1970.— 478 с.— 1Б-к.а античн. лит. Рим).

Литература

Мокробородова Л. С. Sapere как важнейший принцип учения Горация о поэзии.— Вести. Ленингр. ун-та, 1983, № 8: История, яз., лит., вып. 2, с. 44—48.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV