Византийская литература

Византийская литература

Литература Византийской империи со столицей в Византии (Константинополе) существовала на древнегреческом и среднегреческом языках; в ранний период создавалась в тесной связи с коптской и сирийской литературой (на сирийском языке). Особенность византийской литературы — взаимодействие в ней древнегреческих традиций и форм со средневековым, опирающимся на религиозное начало (христианство) миросозерцанием. Она носила в сильной степени религиозный характер, хотя соотношение в ней религиозных и светских форм и жанров менялось на разных этапах ее бытования. Протовизантийский период (IV — середина VII в.) — эпоха становления византийской литературы: освоение наследованных от древнегреческой литературы форм — басни, эпиграммы, исторического повествования; полный отказ от драмы; развитие собственных форм — литургической поэзии, житийного повествования, проповеди. Место традиционного литературного героя, наделенного телесной красотой и воинскими доблестями, постепенно занимает святой, мученик, страстотерпец, воитель за христианскую веру. В историографии античный принцип изложения истории как драмы человеческих страстей и интересов замещается установкой на телеологическое истолкование истории как извечного противоборства добра со злом или на ее дидактическое изложение, как в «Истории» Феофилакта Симокатты (первая половина VII в.). Риторика представлена проповедями, речами, беседами Иоанна Златоуста (между 344 и 354—407);

поэтический эпос — Нонном Панополитанским (V в.), автором поэмы в 48 песнях «О Дионисе» и переложения в гекзаметрах «Евангелия от Иоанна», и Георгием Писидой (конец VI—VII вв.), создавшим цикл поэм о войнах империи с аварцами и персами, религиозно-дидактическую поэму «Шестоднев», эпиграммы на библейские темы. Гимнография достигла расцвета в творчестве Романа Сладкопевца (конец V в.— около 560), в совершенстве разработавшего жанр кондака, своеобразной и сложной по форме поэмы на религиозный сюжет, автора знаменитого «Акафиста Богородице». Во вторую половину VII—IX вв. византийская литература переживает период упадка; религиозное начало почти полностью вытесняет в ней античные традиции, в роли авторов выступают преимущественно религиозные деятели. Наиболее значительным в их ряду является богослов и философ Иоанн Дамаскин (около 675 — до 753), автор текстов церковных песнопений (канонов) и философско-теологического компендиума «Источник знаний». Кондак вытесняется каноном — религиозным гимном из 9 «песней», каждая из которых соотносится с ветхозаветным сюжетом, который, однако, воспринимается как прообраз события из Нового Завета. Создателем нового жанра и его классиком был Андрей Критский (около 660—740), автор «Великого канона». С середины IX в. византийская литература вновь обращается к наследию античности и раннего христианства. Культурному освоению этого наследия способствует просветительская деятельность императора Константина VII Багрянородного (912—959), под чьим руководством было предпринято составление сводов («энциклопедий») по отраслям знаний. Итогом развития агиографической литературы становится фундаментальный свод житий святых, собранный и обработанный Симеоном Метафрастом (X в.). Лишь небольшая часть житий может быть соотнесена с реально существовавшими лицами, большинство сочинений такого рода представляют собой взятые из древней литературы и устного фольклора сюжеты, перенесенные в более близкие времена и переработанные в духе христианской дидактики. XI—XII вв. иногда называют Византийским Возрождением. Появляется литература на народном языке, светские жанры теснят религиозные;

литургическая поэзия и агиография приходят в упадок. Усложняется мир литературного героя. Характерной и яркой фигурой этого периода выступает Михаил Пселл (1018 — около 1078 или около 1096) — писатель, царедворец, философ, ученый, автор многочисленных речей, панегириков, трактатов, энциклопедии «О всяческой науке», писем, знаменитых политических мемуаров «Хронография». В этот период литературно оформляется древнейший из дошедших до нас памятников устного творчества — героические песни о Дигенисе Акрите; возникает новый жанр — эротический роман в прозаической и стихотворной формах: «Повесть об Исминии и Исмине» Евматия Макремволита, «Роданфа и Досикл» Феодора Продрома, «Повесть о Дросилле и Хаоикле» Никиты Евгениана. В XIII в. в прозе большую известность получил диалог «Тимарион», приписываемый Николаю Калликлу, автору пространных эпиграмм-панегириков умершим представителям влиятельного семейства Палеологов. Конец Византийскому Возрождению положил захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. Богословская полемика занимает в литературе господствующее положение. В то же время получают развитие такие светские жанры, как мему-пистяка и автобиография; начало последней положил своей «Автобиографией» (1264—1265) Никифор Влеммид (1197—1272). Получают распространение и византийские подражания средневековому европейскому рыцарскому роману в стихах: «Бельтандр и Хризанца», «флорий и Плацафлора», «Ливистр и Родамна», «Империй и Маргарона» и др. С завоеванием Византийской империи турками (падение Константинополя в 1453 г.) история византийской литературы практически завершается, оставив в качестве поздних своих явлений ряд исторических сочинений — высокой литературе, образцы животного сказочного эпоса и плачей о погибших — в народной.

Византийская литература в переводах оказала воздействие на становление литературы Армении и Грузии, западноевропейской религиозной литературы, но в первую очередь — на становление средневековых литератур Болгарии, Сербии и древнерусской. «Шестоднев» Георгия Писиды был переведен на старославянский еще в XIV в. К сюжетам из византийской агиографии обращались русские писатели, начиная с А. Н. Радищева, — И. С. Аксаков, А. И. Герцен, Н. С. Лесков, В. М. Гар-щин, А. М. Ремизов и др.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV