ГУГО ФОН ГОФМАНСТАЛЬ (HUGO VON HOFMANNSTHAL. 1874-1929)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

— происходил из старинной купеческой семьи, получившей впоследствии дворянство. Воспитанник привилегированной венской гимназии, он с детства обнаружил склонность к стихотворчеству и на редкость рано добился признания. Шестнадцатилетнего поэта, вынужденного, чтобы не прогневать гимназическое начальство, печататься под псевдонимом, маститый Герман Бар, глава венской школы «модерн», во всеуслышание провозгласил классиком; его дружбы искал «сам» Стефан Георге, предлагавший любые формы сотрудничества в руководимых им эстетских «Листках для искусства»; его стихотворные прологи использовал в своих имевших сенсационный успех пьесах Артур Шницлер. Литературная слава Гофмансталя продолжала расти и в студенческие годы. Он учился на двух факультетах Венского университета, сначала юридическом, потом филологическом, и в 1901 г. защитил диссертацию о творчестве Виктора Гюго. После женитьбы в том же году Гофмансталь почти безвыездно жил в Родауне близ Вены, ведя жизнь свободного литератора, прерванную лишь в годы Первой мировой войны службой в армейском пресс-центре и в дипломатической миссии (Скандинавия, Швейцария). Лирика Гофмансталя выдержана в классической манере, ее отличает круг тем, устойчивых для европейского символизма. Его лирика занимает сравнительно небольшое место в обширном творчестве писателя. Но именно благодаря ей имя Гофмансталя было поставлено в ряд классиков. Гофмансталь известен и как либреттист. Он написал либретто к тринадцати операм Рихарда Штрауса, самая знаменитая из которых — «Кавалер роз». Из нескольких десятков пьес Гофмансталя ставится только «Имярек», мистерия на средневековые мотивы, традиционно открывающая зальцбургские театральные фестивали. Изредка на сценах появляется также психологически точно и искусно построенная драма «Трудный характер» о типично австрийском «человеке без свойств» с элементами социальной сатиры. Другие известные драматические произведения Гофмансталя — «Смерть Тициана» (1892), «Глупец и смерть» (1893) с их характерной для рубежа веков антиномией «искусство — жизнь», а также пронизанная пессимистической философией «Башня» — остались пьесами для чтения. В последние годы жизни писателя заметно повышается популярность его прозаических произведений, среди которых шесть новелл («Сказка 672-й ночи», «История со всадником» и др.), неоконченный роман из эпохи рококо «Андреас, или Соединенные». Особое место в творческом наследии занимают эссе: «Письмо лорда Чендоса» (1902), «Ценность и честь немецкого языка» (1925) и др., где с предельной точностью и выразительностью была сформулирована проблематика Гофмансталя и близких ему по духу литераторов из символистского и неоромантического лагеря (метания между заветами гуманизма, традициями христианской Европы и упадочными настроениями позднего буржуазного декаданса).

Произведения

Избранное: Драмы. Проза. Стихотворения / Сост., предисл. Ю.Архипова.— М.: Искусство, 1995.— 846 с.; [Стихи] / Пер. С.Ильинской.— В кн.: Европейская поэзия XX века, М., 1977, с. 17—18. Ausgewahlte Werke / Hrsg. v. Е. Middell.- Leipzig: Insel-Verl., 1975.- 1114 S.

Литература

Аксельрод И. Литературно-критические очерки.— Минск: Белтрестпечать, 1923.— XIV, 187 с.: Грюнвальд Л. Современная австрийская литература.— Иностр. лит., 1958, № 10, с. 200—205. Broch Н. Hofmannsthal lind seine Zeit. — Mlinchen: Piper-Verl., 1964.— 196 S.; Kobel В. Hugo von Hofmannsthal. — Berlin: De Gniyter, 1970.— 377 S.; Weber H. Hugo von Hofmannsthal: Bibliographie: Werke— Briefe—Gesprache—Obersetzungen —Vertonungen. — Berlin; New York: De Gniyter, 1972.— XVI, 775 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV