Наши партнеры

Детальное описание купить теплообменник на сайте.
water city slide
Беспроцентные кредиты

РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ (RA1NER MARIA RILKE. 1875-1920)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

— поэт, творчество которого и по своему значению, и по своим истокам далеко выходит за пределы австрийской и немецкой литературы. Его детство и большая часть юности прошли в Праге; первые поэтические и прозаические опыты тесно связаны с чешской народно-поэтической традицией. Важнейшую роль, по собственному признанию поэта, сыграло в его жизни знакомство с русской культурой (Рильке посетил Россию в 1899 и в 1900 гг.). Велико было влияние французской поэзии, живописи и скульптуры (поэт много лет жил в Париже, ему принадлежит монография о Родене, у которого он в течение года работал секретарем). Только в последних произведениях Рильке чувствуется прямое влияние немецкой литературы, творчества Гёте и Гельдерлина. Поэзия Рильке (основные сборники: «Часослов», 1905; «Книга картин», 1902—1906; «Новые стихотворения», 1907— 1908) окрашена трагическим беспокойством, тревогой поэта, живущего в переломную эпоху. Рильке видит и чувствует кризис буржуазной культуры, болезненно ощущает утрату целостного видения мира, которое было основой классической литературы. Ведущей темой поэзии Рильке стала тема одиночества человека, явившаяся своеобразным протестом против уродства и фальши человеческих отношений в окружающем его мире. Он не обходит молчанием социальные язвы своего времени, о них он пишет во многих стихах и в прозаическом произведении «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910). Сознавая, что возникновение новых общественных идей неизбежно, Рильке, однако, не видит путей к исцелению общества: он ищет выход в искусстве и религии, но поиски эти не приносят удовлетворения. В 1923 г., после долгого перерыва, выходят книги Рильке «Дуинезские элегии» и «Сонеты к Орфею», в которых поэт обратился к единственной нравственной опоре — к образам и мотивам классической литературы. Последние его стихи проникнуты трагическим, но светлым настроением. Поэтическое новаторство Рильке оказало влияние на развитие не только немецкой, но и мировой лирики.

Новые стихотворения (Neue Gedichte. 1907—1908)

— эта книга — признанная вершина творчества Рильке, она отражает попытку поэта преодолеть внутренний кризис. В пластичных и музыкальных стихах трагедия одиночества становится глубоким и очищающим переживанием. При этом Рильке не отдается во власть чувству, основная черта книги — ее интеллектуальная напряженность. Стихи о любви, природе, впечатлениях от путешествий, о произведениях искусства приобретают большую полноту и силу звучания. Книга Рильке — это поэтическое свидетельство эпохи. В нее входят такие знаменитые стихи, как «Пантера», «Поэт», «Архаический торс Аполлона», «Одинокий», «Знаменосец».

Записки Мальте Лауридса Бригге (Die Aufzeichnnngen des Malte Laurids Brigge. 1910)

— произведение смешанного жанра. Здесь можно найти элементы романа, поэтической автобиографии, исповеди, дневниковые записи и стихотворения в прозе. Герой «Записок», молодой датчанин, живет в Париже в полном одиночестве, и перед ним постепенно раскрываются ужасающие стороны современного ему «города-спрута». Он видит ложь, лицемерие, безразличие и отчаяние, скрытое под блеском внешней культуры «столицы Европы». Поэтическая чувствительность и беспомощное сострадание превращают жизнь героя в кошмар. Рильке покидает своего героя на грани сумасшествия. Бригге, как и сам поэт, сознает, что все нужно решать заново: проблемы философии, искусства, быта. И вместе с тем он ясно ощущает невозможность не только что-либо изменить, но и полностью разобраться в происходящем. «Записки Мальте Лауридса Бригге» принадлежат к числу значительнейших книг начала XX в. В ней были поставлены проблемы, которые впоследствии оказались в центре внимания писателей-экзистенциалистов, например, взаимоотношения человека и мира урбанистической цивилизации.

Произведения

Ворпсведе; Огюст Роден; Письма; Стихи / Сост. Е. В. Головин; Вступ. ст. И. Рожанского. — М.:

Искусство, 1971.— 455 с.; Записки Мальте Лауридса Бригге. Новеллы. Стихотворения в прозе / Сост. и предисл. Н.Литвинец.— М.: Известия, 1988.— 221 с.; Лирика / Пер. Т.Сильман; Вступ. ст. и примеч. В.Адмони.— М.; Л.: Гослитиздат, 1965.— 255 с.; Лирика / Сост., примеч. и вступ. ст. М. Рудницкого.— М.: Худож. лит., 1976.— 157 с.— (Сокровища лир. поэзии); Новые стихотворения: Новых стихотворений вторая часть / Изд. подгот. К. П. Богатырев и др. — М.: Наука, 1977.— 542 с.— (Лит. памятники); Письма 1926 года: Р.М.Рильке, Б.Пастернак, М. Цветаева / Подгот. текстов, сост., предисл., пер., коммент. К.М. Азадовского и др.— М.: Книга, 1990.— 255 с. Samtliche Werke: In 6 Bd.- Frankfurt a. M.: Insel-Vcrl., 1962-1966; Die Aufzeichnungen des Maltc Laurids Brigge. — Leipzig: Insel-Verl., 1958. -- 272 S.; Neue Gedichte und der Neuen Gedichte anderer Teil. - Wiesbaden: Insel-Verl., 1955. - 275 S.

Литература

Адмони В. Поэзия Райнера Марии Рильке.— Вопр. лит., 1962, № 12, с. 138—158; Рудницкий М.

Русские мотивы в «Книге часов» Рильке.— Вопр. лит., 1968, № 7, с. 135—149 Biiddeberg Е. Rainer Maria Rilke: Eine inncre Biographic.— Stuttgart: Metzler, 1955.— XIV, 578 S.; Holthusen H. E. Rainer Maria Rilke in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek bei Hamburg: Rowohit, 1968. - 175 S.

Вернуться к оглавлению