РОБЕРТ МУЗИЛЬ (ROBERT MUSIL. 1880-1942)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

— при жизни был известен лишь узкому кругу знатоков и ценителей как автор небольшого романа и нескольких повестей. Широкую популярность он снискал уже посмертно благодаря роману «Человек без свойств», который создавал в течение почти двадцати лет и все же не успел завершить. Музиль родился в Клагенфурте. По окончании кадетского училища поступил в Высшую техническую школу в Штутгарте, затем изучал в Берлинском университете философию, психологию и математику. Ободренный успехом первого своего романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» (1908), он стал профессиональным литератором. С 1924 г. Музиль почти непрерывно работал над романом «Человек без свойств». После захвата Австрии Гитлером писатель эмигрировал в Швейцарию, где умер в крайней нужде. Музиль почитается ныне как классик австрийской литературы. Он соединял в себе феноменальную эрудицию, незаурядные способности аналитика, редкий дар художественного выражения. Насыщенное сложнейшими проблемами XX в., творчество Музиля возникло на стыке литературы и философии. Уже в первом романе, пристально исследуя атмосферу общественной жизни Австро-Венгрии, писатель приходит к выводу о трагической безысходности человеческого одиночества в современном мире. Стремясь выявить причины отчуждения личности, Музиль точно вскрывает одно из глубинных противоречий буржуазной цивилизации периода упадка. Это — утрата людьми единства и целостности, вызванная спецификой капиталистического разделения труда. Обстоятельное исследование окружающей жизни и в особенности внутреннего мира личности Музиль осуществлял разнообразными и эффективными художественными средствами. Об этом свидетельствует малая проза писателя: цикл новелл «Объединения» (1911), а также повести «Гриджия», «Тонка» и «Португалка», образовавшие книгу «Три женщины» (1924). Выделяется повесть «Тонка», в которой традиционный для австрийской литературы сюжет — история любви богатого молодого человека к девушке из народа — разработан удивительно правдиво. «Тонка» может послужить образцом экономного и точного стиля Музиля. Неприятие действительности усиливалось в творчестве писателя неуклонно. Его редкие выступления в печати и многочисленные дневниковые записи обнаруживают глубокое понимание противоречий капитализма. Критика буржуазного миропорядка, правдивое изображение трагической судьбы личности, обреченной на бездуховное существование, отличают и самое значительное произведения Музиля — роман «Человек без свойств».

Человек без свойств (Der Mann ohne Eigenschaften. 1924—1942)

— роман, где объектом сатиры остается Австро-Венгерская империя, на примере которой Музиль стремится вскрыть истоки духовного и социального кризиса в Европе начала века. Роман с беспощадностью обнажает болезненные конфликты, приведшие Австро-Венгерскую империю к катастрофе. Повествуя о помпезной, в общегосударственных масштабах проводившейся кампании по организации торжеств в честь предстоявшего в 1918 г. юбилея Франца Иосифа, он дает широкую панораму всей общественной жизни страны. Крикливые притязания австрийских властей на эпохальную важность предстоящего события, развернутая ими кипучая и бессмысленная деятельность, их заведомо тщетные усилия вдохновить массы нелепыми лозунгами выглядят трагикомическими ввиду того исторического краха, который постиг империю именно в 1918 г. Однако при всей силе и значимости сатирических элементов не они определяют содержание «Человека без свойств». Устремления Музиля направлены на поиски разрешения противоречий, с которыми сталкивается личность в буржуазном обществе. Эта тема воплощена в образе героя романа — Ульриха, «человека без свойств», принципиально чуждого привычным нормам. Мир для Ульриха — «мастерская, где испытываются разные виды и способы быть человеком», и задачу свою он видит в том, чтобы выбрать истинный вариант человеческого существования. Попытки ответить на мучительный вопрос «как жить?» ввергают Ульриха в пучину сложнейших философских проблем, среди которых: свобода и необходимость, искусство и реальность, созерцательность и действенность и др. Пространные размышления героя, размывающие сюжет романа, постепенно приобретают самодовлеющее значение: в них Музиль стремится запечатлеть историю духовных исканий своего времени. По грандиозности замысла, точности исполнения, по философской глубине «Человек без свойств» сопоставим с романами Томаса Манна. Однако — и это весьма характерно для многих художников, искавших выход из противоречий XX в. только на путях «духа», — главный вопрос остается в романе без ответа. Убежденный в обреченности буржуазного миропорядка и веря в необходимость и неизбежность прогресса, Музиль не видел тех реальных исторических сил, которые способствуют его осуществлению.

Произведения

Душевные смуты воспитанника Тёрлеса / Пер. С.Апта.— Иностр. лит., 1992, № 4, с. 84—167;

Тонка / Пер. А. Карельского; Предисл. Ю.Архипова.— Иностр. лит., 1970, № 3, с. 169—195;

Человек без свойств: Кн. 1—2 / Пер. С.Апта; Предисл. Д. Затонского. — М.: Худож. лит., 1984;

Этюды об искусстве: Из кн. «Прижизненное наследие» / Пер. Е. Кацевой; Предисл. Д. Затонского. — Вопр. лит., 1972, № 11, с. 149-177. Der Mann ohne Eigenschaften. — Hamburg: Rowohit, 1957.— 671 S.; Prosa, Dramen, spate Briefe / Hrsg- A. Friese.— Hamburg: Rowohit, 1957.— 844 S.; Ausgcwiihite Prosa.— M.: Progress, 1980.— 389 S.

Литература

Белобратов А. В. Роберт Музиль: Метод и роман — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.— 159 с.;

Мотылева Т. [Р. Музиль].— В кн.: Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня, М., 1966, с. 212—225. Berghahn W. Robert Musil in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Hamburg: Rowohit, 1967.— 175 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV