Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ФРАНЦ ВЕРФЕЛЬ (FRANZ WERFEL. 1890-1945)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

— писатель, для творчества которого характерно стремление пронести верность традициям европейской гуманистической культуры через сложные социальные и духовные противоречия и бурные исторические коллизии XX столетия. Верфель родился в Праге, большую часть жизни провел в Вене. С 1938 г., после присоединения Австрии к владениям Третьего рейха, писатель жил в эмиграции: сначала — во Франции, а с 1940 г.— в США, где и умер вскоре после окончания войны. Начинал Верфель свою литературную деятельность как лирик и драматург-экспрессионист. Но уже в 1920-е гг. в творчестве писателя все явственней проявляется тяготение к реализму. Достижением Верфеля в этот период следует признать его новеллы, среди которых выделяются «Смерть обывателя», «Дом печали», «Отчуждение» (все — 1927), а также близкий к ним по проблематике и стилю роман «Однокашники» (1928). Глубокий психологизм сочетается в этих произведениях с резкой критикой нравственного убожества общественных отношений. Стремясь противопоставить отрицательным явлениям своего времени гуманистические идеалы, Верфель создает в 1932 г. роман «Сорок дней Муса-дага» — героическую эпопею о борьбе армянского народа против турецкого геноцида. Приход Гитлера к власти был воспринят писателем как закономерный итог духовного кризиса цивилизации и породил в его творчестве горький пессимизм, окрашенный тонами религиозной мистики. Лишь в конце 30-х гг. Верфель с большим трудом вновь обретает веру в человечность; в его поздней лирике и особенно в новеллах «Скверная легенда о несостоявшемся повешении» (1937), «Бледно-голубым женским почерком» (1941), а также в драме «Якобовский и полковник» (1945) все более отчетливо начинают звучать антифашистские темы. Однако стремление к воплощению абстрактных нравственных и философских коллизий ослабляет силу многих его произведений. Счастливым исключением стал лишь роман «Гимн Бернадетте» (1941), одно из наиболее популярных произведений Верфеля. Изданный посмертно роман «Звезда нерожденных» (1945) как по жанру антиутопии, так и по своей философской направленности представляет собой попытку осмыслить итоги и перспективы развития европейской культуры и цивилизации. Он свидетельствует о новых тенденциях в творчестве Верфеля, близких философской прозе Т. Манна и Г. Гессе.

Верди (Verdi. 1924)

— роман о выдающемся итальянском композиторе. Верфель многое сделал для популяризации творчества Джузеппе Верди в Австрии и Германии: издал в немецком переводе его письма, обработал тексты либретто нескольких опер. «Верди» — не просто биографический роман; в нем запечатлены глубокие раздумья Верфеля о миссии искусства и долге художника. Основная коллизия романа определяется противоборством двух концепций искусства. Одну концепцию представляет Верди, другую — Вагнер, на стороне которого слава, популярность, предупредительное почтение критики. Тем не менее в искусстве Верди, забытом современниками, писатель видит мир строгой красоты, гармонии и ясности. В музыке Вагнера же передается разрозненный, смятенный внутренний мир современного декаданса, мир субъективный и провозглашающий субъективность высшим творческим принципом. Верди, признавая новаторство Вагнера, гениальную смелость его исканий, отвергает вагнерианство как выражение духа, свободного от нравственных и социальных обязательств. В титанической борьбе двух художников побеждает Верди, сумевший понять и творчески освоить многие из открытий Вагнера, сохранив, однако, суть, гармонию и идею своей музыки. Верди в отличие от Вагнера понимает идею искусства как служение высоким, прежде всего нравственным, идеалам, и именно поэтому его победа выглядит закономерной и справедливой.

Произведения

Верди: Роман оперы / Пер. Н.Вольпина; Предисл. И.Бэлзы.— М.: Гослитиздат, 1962.— 399 с.;

Сорок дней Муса-дага / Пер. Н.Гнединой, Вс. Розанова; Предисл. М.Дудина; Послесл. М. Пирумовой.— Ереван: Советакан грох, 1988.— 717 с. Werke: In 3 Bd.— Koln; Berlin: Kiepenheuer 11. Witsch, 1956; Verdi: Roman einer Oper. — Berlin: Aufbau-Verl., 1957.- 405 S.

Литература Foltin Lore B. Franz Werfel. - Stuttgart, 1972.- XI, 127 S.; Zahn L. Franz Werfel.- Berlin: Colloquium-Verl., 1966.- 93 S.

Вернуться к оглавлению