ЭМИЛЬ BEPXAPH (EMILE VERHAEREN. 1855-1916)

ЛИТЕРАТУРА БЕЛЬГИИ

— один из крупнейших мастеров мировой поэзии конца XIX — начала XX в. Он родился в деревне, во Фландрии, изучал право в университете, затем был адвокатом, но вскоре целиком посвятил себя литературной деятельности. Верхарн остро и болезненно воспринимал современные ему кризисные явления социального характера. Первые сборники его стихов (Верхарн писал на французском языке) посвящены фламандской деревне. В сборнике «Фламандки» (1883), написанном в духе «земного» искусства фламандских живописцев XVII в., Верхарн уходит в патриархальный мир изобилия, жизнерадостности, веселья. В 1887—1889 гг. появляется его знаменитая трилогия «Вечера», «Крушения», «Черные факелы», на которой сказалось влияние символизма. С необычайной силой выражены в стихах трилогии отчаяние и пессимизм поэта, остро ощущающего атмосферу гниения, распада, кризиса современного ему общества. В 1892 г. Верхарн сблизился с рабочим социалистическим движением Бельгии. Это укрепило его душевные силы и вдохновило на создание стихов, в которых он стремился отразить грандиозные социальные конфликты, сдвиги, происходящие в мире капиталистических отношений. Созданные на реальном жизненном материале сборники «Поля в бреду» (1893) и «Призрачные деревни» (1894) дают полные сурового трагизма картины гибели и разорения деревни. Сборник «Города-спруты» (1895), посвященный капиталистическому городу, раскрывает мощный талант Верхарна как художника-урбаниста, видящего и подавляющие человека стороны городской жизни, и те силы народной солидарности, коллективизма масс, которые внушают поэту надежду и пафос жизнеутверждения (стихотворение «Восстание» и др.). В сборник «Буйные силы» (1902) включены наиболее значительные поэмы Верхарна «Банкир» и «Трибун», где поэт рисует бесчеловечную силу капитала, противопоставляя ей страсть, энергию, мудрость и мощь организованных народных масс. Сборник «Многообразное сияние» (1906) исполнен твердой веры в счастливое будущее человечества, в торжество вдохновенной науки и творческого труда. Верхарн создал также драму «Зори» (1898), которая, несмотря на известную отвлеченность, с большим революционным пафосом рисует борьбу народных масс, международную солидарность рабочего класса, единение армии и революционного народа. Ряд сборников стихов («Окровавленная Бельгия», 1915, и др.) посвящен трагической судьбе Бельгии во время Первой мировой войны.

Произведения

Избранное / Пер. под ред. Э. Липецкой, В.Рождественского; Вступ. ст. Н.Рыковой.— М.: Гослитиздат, 1955.— XXVII, 550 с.; Избранные стихотворения / Сост. и коммент. М.А. Мысляковой;

Послесл. Л.Г.Андреева.— М.: Радуга, 1984.— 621 с.— (На франц. яз. с рус. пер.); Стихи / Вступ. ст. Б.Л. Раскина. — М.; Л.: Гослитиздат, 1961.— 326 с.; Стихотворения; Зори.— В кн.: Верхарн Э. Стихотворения; Зори. Мстерлинк М. Пьесы, М., 1972, с. 33—343. Oeuvres: En 9 t. — Geneve: Slatkine reprints, 1977; Emile Verhaeren / Presentation par F. Hellens: Choix de textes, bibliographic, dessins, portraits.— Paris: Seghers, 1955.— 222 p.

Литература

Э. Верхарн: Биобиблиогр. указ. / Сост. М. В.Линдстрем; Отв. ред. и авт. вступ. ст. И.Д.Никифорова.— М.: Кн. палата, 1988.— 206 с.; фрид Я. В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта.— М.:

Худож. лит;, 1985.- 268 с. Bodart R. Emilc Verhaeren, hier et aujourd'hui. — Tonrnai: Ummusc, 1966.— 127 p.; Christophc L. Emilc Verhaeren.— Paris: Ed. iiniversitaires, [1955].— 140 p.; Emile Verhaeren.— Bnixelles, 1955.— 124 р.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV