МОРИС МЕТЕРЛИНК (MAURICE MAETERLINCK. 1862-1949)

ЛИТЕРАТУРА БЕЛЬГИИ

— оставил заметный след не только в бельгийской, но и в мировой драматургии, в театральной жизни Франции, России и других европейских стран. Метерлинк был сыном нотариуса, учился в иезуитской школе и католическом университете Гента, затем изучал право в Париже и, вернувшись на родину, занялся адвокатской практикой. Но вскоре он стал профессиональным литератором, начав с символистских стихов. Метерлинк был одним из немногих драматургов-символистов. Ранние пьесы Метерлинка («Смерть Тентажиля», 1894; «Непрошеная», 1890; «Слепые», 1890, и Др.) полны недосказанности, намеков, почти лишены драматического действия, их персонажам присуще чувство смятения перед непознаваемым роком. Однако уже и в ранних пьесах («Аглавена и Селизетта», 1896; «Ариана и Синяя борода», 1896, и др.) возникает мотив активной жертвенности, борьбы с силами судьбы. Сблизившись в самом начале века с деятелями социалистического движения Бельгии, Метерлинк преодолевает фаталистический пессимизм и в философских работах и драмах этого периода обращается к людям активного действия. Герои драмы «Монна Ванна» (1902) — люди с яркими характерами — сталкиваются с реальностью Италии конца XV в.; пьеса утверждает право человека на любовь, прославляет патриотизм. В роли Монны Ванны выступала великая русская актриса В. Ф. Комиссаржевская. Бытовая драма «Чудо святого Антония» (1903) — сатира на корыстолюбие. В ней выводится семейство, возненавидевшее святого Антония за то, что он воскресил их богатую родственницу, на наследство которой они рассчитывали. Метерлинк в 1940 г. переехал из Франции, где он жил последние годы, в США. Вернувшись на родину после разгрома фашизма, он издал книгу мемуаров «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Самая долгая сценическая жизнь оказалась у лучшей драмы Метерлинка — «Синяя птица».

Синяя птица (L'oisean bleu. 1908)

— поэтичная пьеса, в которой использованы мотивы и приемы народных сказок. В ней участвуют не только люди, но и души животных (Кот, Пес), Сахара, Хлеба, Воды, Огня. В сопровождении этих персонажей дети дровосека — мальчик Тильтиль и девочка Митиль — переживают множество приключений, странствуя в поисках Синей птицы, которая должна излечить больную девочку. Они побывали в царстве прошлого, в царстве будущего и т. п. Пьеса заканчивается тем, что дети просыпаются в своей комнате. Тильтиль отдает больной девочке-соседке серенькую птичку, которая всегда жила у него в клетке. Девочка сразу выздоравливает. Правда, в последнюю минуту птичка улетает, но Тильтиль не приходит в отчаяние: он уверен, что поймает ее. Синяя птица в пьесе — символ человеческого счастья. Это веселое и грустное, лиричное и мудрое повествование исполнено веры в доброту и силу человека, в его победу над силами природы, голодом, нищетой. Право первой постановки Метерлинк передал К.С.Станиславскому; с 30 сентября 1908 г. пьеса идет на сцене МХАТа.

Произведения

Пьесы.— М.: Искусство, 1958.— 573 с.— (Б-ка драматурга); Пьесы.— В кн.: Верхарн Э. Стихотворения; Зори. Метерлинк М. Пьесы, М.. 1972, с. 344—578; Синяя птица / Пер. Н.Любимова.— Л.: Искусство, 1975.— 269 с. L'oiseau Ыеи. - Paris: Fasquelle, 1953.- XII, 274 p.; Theatre: En 3 vol.- Paris: Fasquelle, [1950—1953).

Литература Станиславский К. В гостях у Метерлинка. — Собр. соч.: В 8 т. М., 1954, т. I, с. 322—325;

Шкунаева И. Ранний театр Мориса Метерлинка; Театр Метерлинка в начале XX века.— В кн.:

Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней, М., 1973, с. 27—162. Bodart R. Maurice Maeterlinck: Choix de textes, temoignages, bibliographie. — Paris: Seghers, 1962.—

207 p.; Maurice Maeterlinck, 1862—1962 / [Pnbl.j sous la direction dc J. Hanse et R. Vivier. — Bruxelles: Renaissance du livre, 1962.— 547 p.; Pasqnier A. Maurice Maeterlinck.— Bruxelles: Renaissance du livre, [1963].— 295 p.; Postio M. Maeterlinck et le symbolisme.— Paris: Nizet, 1970.— 254 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV