ВИЛЛЕМ ЭЛСХОТ (WILLEM ELSSCHOT. 1882-1960)

ЛИТЕРАТУРА БЕЛЬГИИ

— настоящее имя Альфонс де Риддер. Родился в Бельгии, но долгое время жил и учился в Париже, где получил навыки бухгалтерского дела. Проницательный и ироничный наблюдатель, он не случайно был признан мэтром и стал одним из классиков бельгийского романа середины XX в. Создавая свои произведения на фламандском языке, он требовал поворота к общебельгийским проблемам и правдивого раскрытия человеческой психологии. Не принимая участия в сокрушительных, развернувшихся при его жизни литературных дискуссиях, он стал теоретиком и полемистом в своем творчестве. Фламандский язык в его книгах — чистый и прозрачный нормативный литературный язык без диалектных отклонений, которые были в ходу в те времена. Книги Элсхота — это «автобиография его чувства», гротескные социальные комедии, обличающие современную ему политическую и деловую жизнь. Основные его произведения — «Вилла роз», «Разочарование» (1921), «Силки», «Сыр» (1923), «Блуждающий огонек». На протяжении всей жизни он писал также стихи, но наиболее известны его «Ранние стихотворения» (1934). Повседневный быт — реальная сфера изображения его романов, на страницах которых перед читателем проходят коммерсанты. чиновники, предприниматели, коммивояжеры. Обычные места действия — контора, улица, кафе. магазин. И тем не менее дом, семья главенствуют в жизни героев как отвлеченное, но всемогущее начало. Повествователем в романах и повестях Элсхота чаще всего выступает одно и то же лицо — некто Лаарманс, хотя наряду с ним слово также берет и рассказчик-автор. Но повествователь-персонаж обладает своими собственными качествами, присущими ему всегда. Он прежде всего отец семейства, вокруг него семья: старики родители, дети и внуки, братья и сестры, свояки и свояченицы. Они-то и образуют основу того мира, о котором пишет Элсхот. Как художнику, Элсхоту очень важна точка зрения на жизнь отца семейства. Рамки семьи хороши для повествований, написанных в едином жанре «семейного романа». Хроникер, в основном антверпенского среднего класса, Элсхот демонстрирует, насколько непрочно положение семьи, насколько оно зависит от главы дома, от его предприимчивости, трудолюбия, сноровки и от власти непостижимых случайностей. В семейной иерархии каждый занимает свое место и выполняет строго обозначенные функции. «Добрая матушка» умирает в кругу опечаленных родственников, старший брат имеет право заменять отца и мать. Жена ворчит, дает надоедливые, но иногда полезные советы; невезучий младший свояк постоянно нуждается в помощи.

Вилла роз (Villa des roses. 1913)

— одно из самых первых и известных произведений В. Элсхота. Тема романа — жизнь бедного пансиона в гротескном изображении. Постояльцы «Виллы роз», и побогаче, и победнее, приехали из разных концов страны и мира с разными целями, но все они вовлечены в один замкнутый круг «мещанской активности». Автор выделяет то одного, то другого героя, но останавливается в основном на судьбе бедной, романтически настроенной служанки, страдающей не столько от любви, сколько от излишней доверчивости. Ее судьба, как ощущается, характерна для времени: у нее нет будущего, только тусклое настоящее. Речь персонажей в этом романе позволяет показать широкий спектр индивидуальных лексических и синтаксических оттенков, дает точную характеристику психологии городского мещанства.

Силки (Lijmen. 1924)

— первый роман о Лаармансе. Здесь, в частности, рассказывается о «фламандском движении». Писатель изображает его как ловушку для бездельников и легковерных, от нечего делать принимающих участие в демонстрациях и потасовках на городских улицах. Сам Лаарманс представлен стандартно-лубочным молодым участником движения, все члены которого молоды, бедны и не имеют никаких убеждений. История Лаарманса — это история обогащения и банкротства, неожиданного взлета и возвращения к прежнему состоянию.

Блуждающий огонек (Het dwaallicht. 1947)

— небольшая повесть, завершающая жизненную историю Лаарманса. Встретив на улице матросов-афганцев, он берется помочь им найти фламандскую девушку, пригласившую их в гости. Адрес на коробке от сигарет неточен, и они все вместе напрасно тратят вечер на ее поиски. Оставшись один, Лаарманс наконец выясняет, где живет девушка. Основное в этом романе — попытка понять неожиданных собеседников. Случайные знакомые, люди из далекой страны, принадлежащие к чужой вере, заставляют героя думать несколько иначе, чем он привык. Глава семьи, буржуа, стремящийся к терпеливо созидаемому благополучию, Лаарманс вдруг осознает неполноценность своего существования, полную его бесплодность. В нем пробуждается тоска по человечности, независимости и свободе.

Произведения

Вилла роз; Силки; Сыр; Танкер; Блуждающий огонек / Сост. и авт. предисл. И. Шкунаева.— М :

Прогресс, 1972. — 459 с. — (Мастера соврем, прозы). Verzameld werk.— Amsterdam: Ouendo, 1980.— 800 biz.

Литература Carmiggelt S. Notifies over Willem Elsschot. — Amsterdam: Loeb, 1976.— 55 blz.; Smits F. Willem Elsschot.- Utrecht: HES publishers, 1976.- 150 biz.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV