ПЕЙО ЯВОРОВ (ПЕЙО ЯВОРОВ. 1878-1914)

ЛИТЕРАТУРА БОЛГАРИИ

— выдающийся поэт и драматург. П.Яворов (псевдоним Пейо Крачолова) был страстным, неустанным искателем истины и борцом за справедливость. Его первые стихи, появившиеся в конце 1890-х гг., сразу привлекли внимание силой поэтического духа и яркостью творческого темперамента. Лирика Яворова — высшее достижение болгарской поэзии на рубеже XIX и XX вв. Читателя покоряет глубокий драматизм его стихов о тяготах крестьянской жизни («На ниве», «Град»), боль и сострадание к участи изгнанников («Армяне»), преклонение поэта перед титанической силой трудового народа («Сизиф»). Вместе с тем поэт создал прекрасные образцы интимной лирики. Его стихи о любви — это страстная клятва или мольба, высокие порывы радости или чувство острой боли и отчаяния. Поэт достигает высокого совершенства формы, музыкальности стиха, оригинально использует национальные народно-песенные приемы. После того как было подавлено национально-освободительное движение в Македонии (1903), в котором Яворов принял активное участие, поэт переживает духовную драму. В сборнике стихов Яворова «Бессонница» (1907) проявляются модернистские тенденции, ознаменовавшие начало символизма в болгарской литературе. Но реалистическое начало всегда было сильно в его творчестве. В его основе лежат гуманистические настроения, чувство сострадания и любви к народу. Эти мотивы порождают мятежный дух в стихах поэта и раскрывают трагическую судьбу человека, жаждущего добра и света. Трагической была судьба самого Яворова: эгоизм, злоба и косность окружающих довели его до самоубийства. Высокую оценку наследию Яворова дал классик болгарской литературы Иван Вазов, назвавший его «поэтом большого масштаба», «певцом откровений человеческой души» и «ваятелем болгарской поэтической речи».

У подножия Витоши (В полите на Витоша. 1911)

— одна из вершин социально-психологической драмы в болгарской литературе. Характерное для Яворова тяготение к драматическим конфликтам привело его к увлечению театром. С 1908 по

1913 г. он занимал должность секретаря Софийского национального театра, выступал с рецензиями на спектакли и написал две пьесы: «У подножия Витоши» и «Как замирает эхо после грома» (1912). Обе пьесы до настоящего времени входят в репертуар болгарских театров. Основу сюжета первой драмы составляет трагическая любовь бедного адвоката, человека прогрессивных взглядов, к дочери богатых родителей. В борьбе за личное счастье герои сталкиваются с корыстолюбием, алчностью и карьеризмом. В этой борьбе они погибают. Сатирическое начало драмы направлено против пошлости, лицемерия и жестокости.

Произведения

Избранное / Сост. и вступ. ст. Д.Маркова.— М.: Худож. лит., 1958.— 223 с.;

Лирика / Предисл. Л.Озерова.— М.: Худож. лит., 1972.— 159 с.

Събрани съчинения: В 5 т. — София: Бълг. писател, 1959—1960.

Литература

Марков Д.Ф. Пейо Яворов. — В кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX веков, М., 1959, с. 210-226.

Георгиев Л. П. К. Яворов: Романизирана монография.— София: Изд-во на Отеч. фронт, 1972.— 420 с.;

Найденова Г. П. К. Яворов: Ист.-лит. изследване: В 2 т. — София: Наука и изкуство,

1957-1962.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV