Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ЛЮДМИЛ СТОЯНОВ (ЛЮДМИЛ СТОЯНОВ. 1888-1973)

ЛИТЕРАТУРА БОЛГАРИИ

— писатель, поэт, драматург и публицист (настоящее имя — Георгий Златаров). Он родился в семье учителя в небольшом селе на юге Болгарии. В 1905 г. молодой поэт приехал в Софию, где впервые приобщился к серьезной литературе, и уже в 1906 г. стал активным сотрудником популярного тогда журнала «Художник». В 1914 г. из печати вышел первый поэтический сборник Стоянова «Видения на распутье», а в 1917 г.— сборник «Меч и слово». Написанные под несомненным влиянием символизма, первые стихотворения Л.Стоянова отличались отточенностью поэтического языка, музыкальностью. Для них характерны мотивы скорби и одиночества, таинственные предчувствия, культ печали, «неутоленной души». Вместе с тем уже в первых книгах Людмила Стоянова — участника 2-й Балканской и Первой мировой войн — отразились результаты его жизненных наблюдений и раздумий о человеке, о своем народе, о судьбах Болгарии. Окончание Первой мировой войны, крах милитаристской политики правящих кругов Болгарии, приведших страну к национальной катастрофе, влияние Октябрьской революции — все это в корне изменило общественно-политическую и литературную жизнь страны. Поэту стало ясно, что по-старому больше нельзя ни жить, ни писать. После окончания Первой мировой войны и вплоть до конца 20-х гг. Л.Стоянов переживает процесс эволюции от абстрактного гуманизма к идеям социальной борьбы и антифашистского движения, от символизма к реализму. Этот процесс был намечен уже в поэтических сборниках «Праматерь» (1925) и «Святая святых» (1926), но окончательное отрешение от прежней замкнутости произошло только в сборнике «Земная жизнь» (1939), где поэт провозгласил свое духовное родство с людьми труда. Таким же путем развивалось драматургическое творчество Стоянова — от символистской пьесы «Аполлон и Мидас» (1922) к народным драмам «Гибель Раковицы» (1924) и «Антигона» (1926), к антифашистским пьесам «Волки пасут стада» (1939) и «Желтая звезда» (1952). Особенно ярко этот процесс отразился в прозе Людмила Стоянова. Начиная с 1919 г. писатель публикует ряд антивоенных рассказов: «Отмщение Рафаила Давидова», «Милосердие Маркса», «Хатидже» и другие, которые в 1927 г. составили сборник «Бич Божий». Показывая ужасы войны, эти рассказы в то же время были направлены против реакционной военщины, в защиту гуманистических идей. Еще ярче демократические и реалистические позиции выявились в сборнике «Женские души» (1929). Конец 20-х и 30-е гг.— период активной публицистической деятельности Л.Стоянова. Его статьи «На борьбу с фашизмом», «Скованный Прометей», «Вера в победу» и многие другие, направленные против милитаризма, реакционной идеологии, были необычайно популярны у прогрессивной болгарской интеллигенции и широких масс читателей. Антифашистская и антивоенная деятельность Стоянова вскоре приобрела известность и за пределами Болгарии. В 1935 г. он представлял литературную общественность своей страны на Международном конгрессе писателей в Париже, где был избран членом Постоянного бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры, а в 1937 г. участвовал в работе Международного конгресса в Испании. Чрезвычайно разнообразно в этот период и его литературное творчество. Он создает романизированные биографии Г. Бенковского (1930) и А. Стамболийского (1931), публикует сборники рассказов «Больное сердце» (1938) и «На передовой» (1939). Но наибольшей художественной выразительности писатель достигает в повестях «Серебряная свадьба полковника Матова» (1933), «Холера» (1935), «Махмед Синап» (1936). Все они прочно вошли в основной фонд классической болгарской литературы XX в. Социалистическая революция в Болгарии 1944 г. ознаменовала новый подъем творческой и общественной деятельности писателя. Он вошел в состав Всемирного Совета Мира, в 1948 г. был избран председателем Союза болгарских писателей, более десяти лет возглавлял Институт литературы АН НРБ. Среди его последних произведений — роман «На рассвете» (1945), цикл стихотворений об освобождении Болгарии («Русскому народу», «Великий день», «Товарищ» и др.), автобиографическая трилогия «Детство. Юность. Война» (1962-1970).

Холера (Холера. 1935)

— одно из наиболее ярких антивоенных произведений болгарской литературы. Оно написано в форме дневниковых записей солдата 2-й Балканской войны, взволнованно и очень достоверно повествующего о фронтовых буднях, о нравах, царящих в тыловых частях. Писатель создает запоминающуюся картину трагических событий в истории болгарского народа. Солдаты, оставленные командованием на произвол судьбы, бессмысленно гибнут от снарядов противника, голода, холеры. Постепенно этим обреченным людям открывается смысл происходящего, и они начинают понимать, кто является настоящим виновником их мук и страданий. Повесть завершается внушительной картиной антивоенного солдатского митинга в Софии, на котором недовольство масс выливается в гневное требование повесить царя Фердинанда как главного виновника всех бедствий.

Произведения

Избранное / Сост. и авт. вступ. ст. В. И. Злыднев. — М.: Гослитиздат, 1953.— 512 с.; Избранная проза.— М.: Худож. лит., 1970.— 493 с.— (Б-ка болг. лит.); Серебряная свадьба полковника Матова: Избр. проза / Вступ. ст. В. И.Злыднева.— М.: Худож. лит., 1988.— 444 с.; Холера: Повесть / Пер. К. Бучинской, К. Найдова-Железова; Предисл. П.Балашова.— М.: Гослитиздат, 1963.- 144 с.

Холера; Войнишки дневник.— София: Бълг. писател, 1964.— 160 с.

Литература

Злыднев В. И. Людмил Стоянов. — В кн.: Очерки болгарской литературы XIX—XX веков, М., 1959, с. 364—465; Лихачева Л. П. Людмил Стоянов: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. В. И.Злыднева. — М.: Книга, 1964.- 145 с.

Людмил Стоянов: Изследвания и статии за творчеството му / Под ред. на П. Зарев, Г.Димов.— София: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1961.— 549 с.

Вернуться к оглавлению