ПАВЕЛ ВЕЖИНОВ (ПАВЕЛ ВЕЖИНОВ. 1914-1983)

ЛИТЕРАТУРА БОЛГАРИИ

— родился в Софии. Настоящее имя писателя — Никола Делчев Гугов. За участие в антиправительственных выступлениях был арестован, исключен из классической гимназии. Работал на маленькой фабрике своего отца, в 1939—1944 гг. изучал философию в Софийском университете. Первыми литературными опытами стали стихотворения в сатирическом журнале «Жупел» (1931—1934). В рассказах-очерках первой прозаической книги Вежинова «Улица без мостовой» (1938) о жизни софийских окраин изображены судьбы «маленьких людей», картины нищеты и разорения. В 1944—1945 п писатель работал фронтовым корреспондентом, редактором военной газеты. Его впечатления отразились в рассказах сборника «На посту» (1947). Военные повести «Златан» (1949) и «Вторая рота» (1949) свидетельствуют об обращении автора к нравственной проблематике. Внутренний мир героев раскрыт в сборниках «Мальчик со скрипкой» (1963) и «Запах миндаля» (1966). Роман «Звезды над нами» (1966) носит философский характер. Он состоит из новелл, объединенных общими героями. Книга полифонична, передает разные взгляды, в том числе и автора, на революцию. В творчестве писателя отчетливо проступает тяготение к притче. Широко известен интеллектуально-психологический роман Вежинова «Ночью на белых конях» (1975) С последующими произведениями в творчество Вежинова прочно вошла психологическая проблематика. Используя элементы вымысла, он раскрывал роль интуиции и подсознания в жизни человека В новеллах сборника «Синие бабочки» (1968) характеры проявляются в необычной, подчас фантастической и загадочной обстановке. В повести «Барьер» (1977) фантастическое становится одним из планов изображения. Девушка Доротея, наделенная способностью летать, существует в особом измерении Героине присуши ум и жажда деятельности, но необыкновенный дар держит ее за порогом реальности, обрекая на гибель. Фантастическое начало присутствует и в двух повестях, герои которых — дети: «Белый ящер» (1977) и «Озерный мальчик» (1978). В повести «Измерения» (1979) колоритны экскурсы в прошлое. Обратившись к эпохе борьбы против турецкого ига, Вежинов рассматривает роль наследственности в связи поколений и времен. Герой повести «Весы» (1982) — последней крупной работы автора — утрачивает память после черепной травмы. Она возвращается к нему медленно, очищаясь от субъективных, навязанных обстоятельствами впечатлений. По сути, происходит нравственное очищение человека. В произведениях Вежинова отсутствуют дидактические ноты, замысел раскрывается по ходу напряженного сюжета, художественные средства богаты и разнообразны.

Ночью на белых конях (Нощем с белите коне. 1975)

— роман, герои которого — академик Урумов и его племянник Сашо — представляют два поколения и разные типы ученых. В их отношении к науке, своему труду — узел многоплановой проблематики романа. Изучая раковые заболевания, Урумов выдвигает гипотезу о возможности замены высших структур низшими. Теория перерастает в метафору, используя которую писатель вскрывает злокачественное явление времени — вытеснение естественных форм жизни плодами технического прогресса. Академик долго нс находит последователей. Прагматичный Сашо только в конце романа понимает учителя, он завершит и обнародует его труд. Жизнь и дело Урумова воссозданы в пространных ретроспекциях. Стремясь к союзу разума и чувств, он достигал счастья и в детстве, и в старости. То было ощущение гармонии, слияния с природой, вызывавшее в его сознании поэтический образ: белые кони, пасущиеся на темном фоне ночи. Интеллектуализм романа — в изображении человека, стремящегося постичь свое предназначение и меру ответственности за след, оставленный им на земле.

Произведения

Избранное: В 2 т. / Вступ. ст. П.Топера.— М.: Худож. лит., 1975; Ночью на белых конях / Пер.

Л.Лихачевой; Предисл. А.Зверева.— М.: Худож. лит., 1978.— 431 с.— (Зарубеж. роман XX в.):

Раннее, раннее утро: Рассказы / Предисл. П.Нилина.— М.: Худож. лит., 1968.— 262 с.; Синие бабочки: Повести и рассказы / Послесл. Ю. Болдырева.— М.: Правда, 1990.— 480 с. Избрани произведения: В 4 т.— София: Бълг. писател, 1983.

Литература

Климчук В. Н. Творчество Павла Вежинова: (Концепция человека, художественное своеобразие).—

Киев: Наукова думка, 1991.— 197 с., Узунова Р. Павел Вежинов: Литературно-критический очерк.—

София: Бълг. писател, 1980.— 194 с.

Книга за Павел Вежинов / Съст. и ред. А. Свиленов. — София: Бълг. писател, 1986.— 501 с.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV