ДЖЕФФРИ ЧОСЕР (GEOFFREY CHAUCER. 1340-1400)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— писатель, положивший начало английской классической литературе. Порвав со средневековым мироощущением и преодолев литературные традиции, воплощенные в рыцарских романах, он стал родоначальником английского реализма и нового литературного языка, создал систему стихосложения, на основе которой развивалась в дальнейшем национальная поэзия. Чосер родился в купеческой семье, не получил систематического образования, но отличался незаурядной начитанностью. Он дважды был в Италии с дипломатическими миссиями. Эти поездки способствовали его непосредственному знакомству с итальянской литературой Возрождения. Будучи таможенным надсмотрщиком, а затем членом парламента и судьей, он сталкивался с людьми различных сословий. Перу Чосера принадлежат поэмы «Птичий парламент», «Дом славы», роман в стихах «Троил и Крессида» и др. Но мировую известность ему принесли знаменитые «Кентерберийские рассказы».

Кентерберийские рассказы (Canterbury tales. 1386—I389)

— обрамленный сборник новелл. Взяв за основу сюжета паломничество к гробу святого Томаса Бекета в г. Кентербери, Чосер нарисовал широкое полотно английской действительности той эпохи. Книга состоит из «Пролога», двадцати двух стихотворных и двух прозаических новелл и связующих их интермедий. Перед читателем проходит галерея разнообразнейших типов Англии XIV в. Это паломники, собравшиеся в гостинице, чтобы затем вместе продолжать путь к гробу святого Томаса Бекета: рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульгенций и монах, настоятельница женского монастыря, ремесленники, мельник и вдова, ищущая очередного мужа. Каждый рассказывает историю, соответствующую его социальному и психологическому облику. Здесь и романтическое повествование рыцаря о любви и дружбе, и комический рассказ мельника о плотнике-рогоносце, и рассказ корабельщика о жулике-монахе, который заплатил соблазненной им женщине деньгами, взятыми в долг у ее мужа. Паломники слушают и другие истории вроде чувствительного рассказа студента о добродетельной Гризельде, жертве испытаний, которым подверг ее ревнивый и суровый муж. Чосер представляет в целом все основные литературные жанры своей эпохи: рыцарский роман (рыцарь), куртуазную повесть (сквайр), фаблио (мельник, мажордом, шкипер), «животный» эпос (монастырский капеллан), жития святых (вторая монахиня), проповедь (пролог продавца индульгенций), моральную аллегорию, этический трактат (священник). Обрамляющая новелла заключает в себе драматический и характеризующий момент, сообщает действию развитие. Заимствуя сюжеты многих рассказов у других авторов, Чосер усложняет фабулу, насыщает ее реалистическими деталями, динамику действия сочетает с психологическим анализом. Один из первых литературных памятников на едином общеанглийском языке, «Кентерберийские рассказы» — книга, переросшая рамки средневековья. В ней ярко проявились замечательные качества чосеровского гуманизма: жизнеутверждение, интерес к конкретному человеку, чувство социальной справедливости, народность и демократизм. В «Кентерберийских рассказах» господствует светское начало — критерий художественной культуры Ренессанса. Чосер — первый и единственный представитель Предвозрождения в Англии. Влияние Чосера на английскую литературу сильнее всего сказалось в развитии бытового, нравоописательного реализма. Его свободное владение уже известным материалом, совмещение трагического и комического, низменного и высокого было освоено и развито Шекспиром, Джонсоном. В разной степени его влияние испытали и писатели-просветители XVIII в., а также В. Скотт, Ч.Диккенс и др. Огромно значение Чосера для развития английского литературного языка и английской национальной поэзии.

Произведения

Кентерберийские рассказы / Пер. И.А.Кашкина, О. Б. Румера; Вступ. ст. и коммент. И.А.Каш-кина.- М.: Худож. лит., 1973.- 527 с.- (Б-ка всемирн. лит.). The works.- Cleveland; New York: The World publ. со., 1958.- XIX, 554 p.; Cantenmry tales: Chaucer for present day readere / Ed. with a pref. by J. Betjeman.— London: Murray, 1956.— XV, 169 p.

Литература

Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера / Пер. В.Воронина; Предисл. 3. Гачечиладзе. — М.: Радуга,

1986.— 448 с.; Кашкин И.А.Джеффри Чосер.— В кн.: Кашкин И. А. Для читателя-современника,

М., 1977, с. 221-255. Howard E. Geoffrey Chaucer. — London: Macmillan, 1976. — 219 p.; Norton-Smith 1. Geoffrey Chaucer. — London: Routledge a. Kegan Paul, 1974. - XII, 274 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV