КРИСТОФЕР МАРЛО (CHRISTOPHER MARLOWE. 1564-1593)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— прожил короткую жизнь, полную необыкновенных событий и приключений. Марло родился в семье ремесленника-башмачника. Окончив Кембриджский университет со степенью магистра, в 1587 г. он уехал в Лондон, стал актером. Марло принадлежал к так называемым «университетским умам», плеяде драматургов, сочетавших в своем творчестве гуманистические взгляды с традициями английского народного театра. Марло был известен как откровенный атеист, «богохульник» и еретик, ставящий человеческий разум и безграничные возможности личности выше догматов церкви. В биографии Марло до сих пор много неясного: по одной версии он являлся политическим агентом Тайного Совета, был связан со многими деятелями елизаветинской эпохи, принимал активное участие в заговорах и 30 мая 1593 г. был убит в трактирной драке. В историю Марло вошел как писатель, занимающий после Шекспира второе место в литературе английского Возрождения. Из наследия Марло до нас дошло семь пьес, ряд стихотворений, незаконченная поэма на мифологический сюжет «Геро и Леандр». Его драматургия проникнута духом вольнодумства, свободолюбия. Как подлинно ренессансный писатель, Марло воспевал свободу и независимость человека. Его творчество глубоко демократично: героями его лучших трагедий являются люди, вышедшие из низов общества, которые лишь благодаря собственной незаурядности становятся выдающимися личностями. Первое драматическое произведение Марло — трагедия «Тамерлан Великий» (пост. около 1587—1588, опубл. 1590). Исторический Тамерлан был человеком знатного рода. Но Марло делает героем своей пьесы простого скифского пастуха, который благодаря своим личным качествам — целеустремленности, воле и жажде власти — оказывается выше и значительнее царей. Однако, возвеличив простого человека, достигшего высот власти, создав образ «сильной личности», Марло в то же время указывает на гибельность безграничного индивидуализма для человеческой природы. Характерно, что, начиная с Тамерлана, Марло в последующих произведениях наделяет своих героев более человечными чертами — Варрава в трагедии «Мальтийский еврей» (1590), король Эдуард в трагедии «Эдуард II» (1591—1592), герцог Гиз в «Парижской резне» (1593). Еще в то время, когда литература английского Возрождения находилась «на взлете», Марло почувствовал, что та свобода человеческой личности, за которую выступали писатели и философы — его современники, на практике нередко осуществляет себя кровавым и жестоким путем. Марло понимал всю сложность создавшейся дилеммы, ее неразрешимость — отсюда и присущее ему глубокое трагическое мировосприятие, понимание бесперспективности устремлений его героев.

Трагическая история доктора Фауста (The tragical history of the life and death of Doctor Faustus. 1589)

— написана через год после опубликования в Германии «Народной книги о докторе Фаусте». Пьеса является вершиной творчества Марло. Фауст, подобно Тамерлану, стремится овладеть миром, но не с помощью оружия, а благодаря знаниям, которые смогут возвысить его над всеми остальными людьми, погрязшими в пошлости повседневного существования. Именно поэтому Фауст продает Душу дьяволу. Причем Фауст прекрасно знает, что загробной жизни не существует и что не следует бояться «адских мук». Однако и эта пьеса, подобно «Тамерлану Великому», пронизана противоречиями: свободолюбие Фауста, его нежелание подчиниться каким-либо законам перерастают в Цинизм и безверие, которые мучают Фауста. Вновь в творчестве Марло мы встречаем истинно ренессансного героя — сильного духом и гордого, который платит жизнью за желание стать выше прочих людей. Но, возвеличив романтического героя, Марло тут же развенчивает его. «Трагическая история доктора Фауста» — шедевр литературы Возрождения, насыщенный мыслями писателя, обогнавшего свое время.

Произведения

Сочинения / Вступ. ст. и коммент. А.Парфенова.— М.: Гослитиздат, 1961.— 660 с.; Трагическая история доктора Фауста / Пер. Е. Бируковой; Вступ. ст. Л. Пинского.— М.: Искусство, 1959.— 93с. The complete works: In 2 vol. / Ed. by F. Bowers.— London; New York: Cambridge univ. press, 1973; The tragical history of Doctor Faustus / Ed. by R. H. Robbins. — Brooklyn; New York: Barren's educational series, 1948.- XII, 152 p.

Литература

Морозов М.М. Кристофер Марло. — В кн.: Морозов М. М. Избранные статьи и переводы, М., 1954, с. 299—310; Овчинникова Ф. Г. Проблема героя в драматургии Марло.— Учен. зап. Ленингр. пед.'ин-та им. А.И.Герцена. Кафедра зарубежн. лит., 1958, т. 158, с. 55—93; Парфенов А. Т. Кристофер Марло.— М.: Худож. лит., 1964.— 220 с. Knoll R. E. Christopher Marlowe. - New York: Twayne, 1969.- 160 p.; Twentieth century interpretations of Doctor Faustus: A collection of critical essays / Ed. by W. Farnham. — Englewood Cliflfs: Prentice-Hall, 1969.- VI, 120 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV