ДЖОН ДОНН (JOHN DONNE. 1572-1631)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— крупнейший английский поэт XVII в. В его творчестве определился процесс поэтического развития до конца столетия, вплоть до сознательного отрицания поэтики Донна и его эпигонов. Донн окончательно освободил английский стих от власти канонов и стереотипов, нередко чужеземных. и создал новую дисциплину стиха, своего рода поэтическую программу самопознания с помощью искусства слова. Во многих отношениях Донн был достойным младшим современником Шекспира, его продолжателем в области лирики. Воспитанный в строго католических догмах, Донн писал и мыслил с оглядкой на них, даже когда стал лояльным англиканцем, настоятелем собора Святого Павла, прославленным проповедником и полемистом. Эта четкость и определенность исходных нравственных и метафизических представлений весьма характерна для его поэзии — особенно поздней. Поэзия Донна на редкость целостна, и потому ее деление на эротическую и религиозную неоправданно. Начиная с 1590-х гг. стихи Донна расходились в списках, но прочной прижизненной репутации поэта он не имел и к славе не стремился. Он был студентом Оксфордского и Кембриджского университетов, изучал право, но юристом не стал. В 1596 г. вместе с лордом Эссексом он отправился в военную экспедицию против испанцев. Донн вернулся через два года и стал секретарем своего военачальника, лорда-хранителя Большой печати Томаса Эджертона, но в 1601 г. потерял эту должность. Около 10 лет прошло в нищете: Донн с семьей жил подаяниями меценатов, имена которых увековечены в его стихах. По личному настоянию короля Якова I Донн принял наконец сан священника англиканской церкви. В 1621 г. его назначили настоятелем лондонского собора Святого Павла. Донн не публиковал стихов и сожалел о двух своих случайно появившихся в самые трудные годы публикациях («Годовщины», 1611—1612; «Погребальная элегия», 1614). Писать стихи он, однако, не переставал и давал их переписывать. Самые ранние сохранившиеся списки его стихов относятся ко второй четверти XVII в.; первое их собрание вышло посмертно — в 1633 г., а уже в 1669 г. они печатались седьмым изданием. Донн — ведущая фигура общеевропейского литературного маньеризма и глава английских «поэтов-метафизиков», творчество которых отличает напряжение чувства и разума, стремящегося к разрешению вопросов бытия и жаждущего откровения. Трагедия и безысходность в этой поэзии снимаются, и возникает полная глубокого внутреннего смысла драма человеческой жизни.

Произведения

Избранное... / Пер., предисл. и коммент. Г. Кружкова. — М.: Моск. рабочий, 1994.— 172 с.;

[Поэтические произведения].— В кн.: Английская лирика первой половины XVII века, М., 1989, с. 75—132; Стихотворения / Пер., вступ. ст. и примеч. Б. Томашевского. — Л.: Худож. лит., 1973.— 168 с.; (Стихотворения).— В кн.: Европейская поэзия XVIII в., М., 1977, с. 52—79. The complete poetry of John Donne / With an introd., notes and variants by J. T. Shaweross.— Garden City; New York: Doubleday, 1967.— XXV, 521 p.; Selected prose / Chosen by E. Simpson; Ed. by H. Gardner, F. Healy. - Oxford: Clarendon press, 1967.- XVI, 397 p.

Литература

Горбунов А. H. Джон Донн и английская поэзия XVI—XVII веков.— М.: Иэд-во МГУ, 1993.— 186 с.; Макуренкова С. А. Джон Донн: Поэтика и риторика.— М.: Академия («Academia»), 1994.— 206 с.; Самарин P.M. Трагедия Джона Донна.— В кн.: Самарин P.M. «Этот честный метод..», М-, 1974, с. 221-244. Alvarez A. The school of Donne.— New York: The New American libr., 1967.— 160 p.; Gosse Е. The life and letters of John Donne: Vol. 1—2.— Gloucester (Mass.): Smith, 1959.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV