ДЖОН БЕНЬЯН (JOHN BUNYAN. 1628-1688)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— писатель и проповедник, крупнейший (наряду с Дж. Мильтоном) представитель литературы английского пуританства. Сын бедфордширского жестянщика, Беньян унаследовал профессию отца. Во время гражданской войны служил в войсках парламента (1644—1646). Получил в приданое за женой две книги пуританского катехизиса — «Путь простого человека к небесам» и «Упражнения в благочестии», которые, как он писал в духовной автобиографии, преисполнили его религиозным вдохновением. В 1653 г. он вступил в баптистскую общину и вскоре стал мирянином-проповедником. После Реставрации не пожелал подчиниться запрещению нонконформистского проповедничества и провел в заключении двенадцать лет, с 1660 по 1672 г., за постоянным чтением Библии и знаменитого в XV—XVI вв. протестантского житийного свода Дж. Фокса «Книга мучеников» (1563). В тюрьме написал несколько книг, важнейшей из которых является его автобиография «Преизобильная благодать, осенившая главного грешника» (1666) — нарочито подробный, отчасти приземленный, отчасти метафорический рассказ об усвоении кальвинистского учения о предопределении душ. Тот же рассказ в ином, сугубо дидактическом варианте находим в его «Исповеди моей веры» (1672). Здесь сформировался характерный для Беньяна аллегорический подход к повседневности, описываемой как исполнение вышних предначертаний. По выходе из тюрьмы Беньян возобновляет проповедническую деятельность, к тому времени разрешенную королевским указом, и, снова угодив в заточение на шесть месяцев в 1675 г., пишет вчерне главную книгу своей жизни и одно из важнейших произведений английской прозы — аллегорическое описание воображаемого путешествия «Путь паломника из здешнего мира в грядущий». Весьма примечательны написанные в том же ключе более поздние книги-аллегории, или развернутые проповеди, Беньяна: «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» (1680) — описание предопределенной гибели грешника, погрязшего в житейских попечениях, и «Священная война» (1682), где божественный замысел спасения души человеческой воплощается как вселенская реализация метафоры — своего рода параллель к «Потерянному раю» Мильтона. Проза Беньяна заложила основы английской повествовательной литературной традиции — в первую очередь того ее направления, которое характеризуют реалистическая фантастика и бытовой гротеск и которое в XVIII в. представляют Свифт, Дефо и Филдинг, в XIX в. — Диккенс и Теккерей, в XX в. — Ивлин Во, Джойс Кэри, Мюриэл Спарк.

Путь паломника (The pilgrim's progress. 1675—1684)

— аллегорический роман-притча, герой которого, нарочито усредненный и обобщенный, носящий имя Христианин, по наущению Евангелиста бежит из своего родного и обреченного Града Погибели и, одолевая сомнения, заблуждения, соблазны, искушения и искусителей, вплоть до беса Аполлиона и великана Отчаяния, через Долину Унижения, Долину Смертной Тени, Ярмарку Тщеславия (сущий Лондон времен Реставрации) и другие опасные теснины, болота и взгорья при поддержке друга-мученика Верного добирается наконец до Града Небесного и обретает непреходящее блаженство. В 1678—1679 гг. книга вышла тремя изданиями (текст дополнялся и дорабатывался); в 1684 г. Беньян выпустил вторую, гораздо менее впечатляющую часть «Пути паломника», где вслед за Христианином, по его стопам ко Граду Небесному пробираются его жена и дети. Текст книги-сновидения (ясновидения), превращающей дидактические наставления в бытовые случаи и осуществляющей сквозную символизацию жизненного процесса, представляет собой катехизические диалоги со стихотворными вразумительными напутствиями, перемежающиеся повествовательными ремарками и сопровождаемые заголовками-комментариями. Стихотворный перевод-переложение начала «Пути паломника» находим у А.С.Пушкина в отрывке «Странник» (1834) — живом свидетельстве нравственного притяжения и образного воздействия книги Беньяна.

Произведения

Путешествие пилигрима; Духовная война / Пер. Ю.Д. 3[асецкой|. — СПб.: Тип. Пуцыковича и [тип.] Траншеля, 1878.— [779] с., разд. пат. The Pilgrim's progress / Ed. by J. B. Wharey. — 2-nd ed.— Oxford: Clarendon press, I960.— 365 p.

Литература Batson E. B. John Bunyan: Allegory and imagination.— London: Barnes a. Noble, 1984.— 157 p.; The Pilgrim's progress: Critical and historical views / Ed. dy V. Newey. — Liverpool: Liverpool nniv. press, 1980.— 302 p.; Sharrock R. John Bunyan.— London: Macmillan. 1968.— 163 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV