РИЧАРД БРИНСЛИ ШЕРИДАН (RICHARD BRINSLBY SHERIDAN. 1751-1816)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— выдающийся драматург эпохи Просвещения. Его дед, педагог, был близким другом Дж. Свифта, отец — артист, преподаватель сценической и ораторской речи, мать — романистка и драматург. Шеридан получил образование в привилегированной школе Харроу, изучал право в Лондоне, но с 1774 г. целиком посвятил себя драматургии и за несколько лет создал почти все свои пьесы: комедию «Соперники» (1775), фарс «День св. Патрика, или Предприимчивый лейтенант» (1775), комическую «балладную» оперу «Дуэнья» (1775), комедии «Поездка в Скарборо» (1777) и «Школа злословия» (1777, изд. 1780), комедию в жанре «репетиции», т. е. представляющую «сцену на сцене»,— «Критик» (1779). В конце 70-х гг. Шеридан стал руководителем театра «Друри-Лейн», который он возглавлял более 33 лет. Наряду с этим с 1780 по 1812 г. он был членом парламента, одним из лидеров радикального крыла партии вигов. Блестящие речи и демократические убеждения снискали ему не меньшую популярность, чем пьесы. Он выступал за введение всеобщего голосования и парламентскую реформу, в защиту независимости Ирландии, осуждал войну против восставших английских колоний в Северной Америке, требовал признания Французской Республики и невмешательства в ее дела. Вершина общественной деятельности Шеридана — его обвинительные речи против английского генерал-губернатора в Индии У. Хейстингса с требованием предать его суду за злоупотребление властью и жестокость. Байрон, высоко ценивший радикализм и ораторское искусство Шеридана, посвятил его памяти стихотворение «Монодия на смерть Р.Б.Шеридана». Комедии Шеридана легки, полны блеска, остроумия и неожиданных парадоксальных ситуаций; наблюдательность автора и его критическое отношение к высшему обществу придают им разоблачительное звучание; быт и нравы буржуазно-аристократической Англии нарисованы комедиографом остро, правдиво и выразительно. Шеридан вслед за Голдсмитом выступил против сентиментальной комедии с ее прямолинейной назидательностью. Уже в комедии «Соперники» Шеридан высмеял выспренные, построенные на книжном «жизненном опыте» отношения, Далекие от искренности и подлинной человечности. Один из ярких персонажей комедии — тетка героини, графиня Малапроп. Она увлекается красиво звучащими словами, перевирая их смысл и произношение. Отсюда и вошедший в английский язык термин «малапропизм», который обозначает претенциозную и исковерканную речь.

Школа злословия (School for scandal. 1777)

— самая блестящая сатирическая комедия нравов, принадлежащая перу Шеридана, очень популярная и в наши дни. Изобретательно и остроумно автор высмеивает лицемерие английского высшего общества, срывает маски добродетели, благожелательности и любезности, под которыми таятся безнравственность, душевная пустота, алчность, зависть. Этим порокам лондонского высшего света Шеридан противопоставляет достоинства провинциального помещика, патриархального Питера Тизла, имевшего несчастье жениться на бедной молоденькой девушке, которой высший свет казался недостижимым идеалом. Попав в избранные лондонские салоны, она также погружается в интриги, сплетни и готова изменить мужу, но вовремя одумывается и начинает понимать достоинства честного Тизла и нравственное ничтожество утонченных аристократов. Один из героев комедии, Джозеф Серфэйс, — ханжа и лживый эгоист. В этом образе Шеридан подвергает сомнению скомпрометированный реальной действительностью тезис просветителей о «нравственном Разуме». В мастерстве построения сценического действия и ведения диалога, в отточенных афористичных репликах Шеридан — ученик английских комедиографов эпохи Реставрации У. Конгрива, Дж. фаркера и других, которые тоже издевались над лицемерием буржуа, воздерживаясь, однако, от нравственных оценок. Шеридан не разделяет моральной индифферентности своих предшественников, и при отсутствии прямой назидательности порок у него в финале изобличен и наказан, а буржуазно-семейные добродетели торжествуют. Вместе с тем традиции английской комедии обогащены у Шеридана опытом романов Филдинга и других просветителей, что делает его персонажей жизненно полнокровными. Шеридану удалось добиться редкостного равновесия характеров и занимательной интриги, лишенной при этом искусственной замысловатости и обусловленной характерами героев, логикой их взаимоотношений. Наряду с «Ночью ошибок» Голдсмита «Школа злословия» — вершина и итог развития английской просветительской комедии XVIII в., опыт которой был впоследствии воспринят О. Уайльдом и Б. Шоу.

Произведения

Драматические произведения / Вступ. ст. и коммент. Ю. Кагарлицкого. — М.: Искусство, 1956.— 482 с.; Школа злословия: Комедия в 5 д. / Пер. М.Лозинского.— М.: Искусство, 1963.— 111с. The works.— London: Chatto a. Windus, 1886.— VIII, 656 p.; School for scandal.— Oxford: Clarendon press, 1946.- 112 p.

Литература

Маршова Н.М. Ричард Бринсли Шеридан.— Л.; М.: Искусство, I960.— 122 с.; Шервин О.

Шеридан.— М.: Искусство, 1978.— 293 с.— (Жизнь в искусстве). Bingham М. Sheridan: The track of a comet.— London: Alien a. Unwin, 1972.— 383 p.; Loftis I. Sheridan and the drama of Georgian England.— Oxford: Blackwell, 1976.— XI, 174 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV