Наши партнеры

bouncy castle
Беспроцентные кредиты

СЭМЮЭЛЬ ТЕЙЛОР КОЛЬРИДЖ (SAMUEL TAYLOR COLERIDGE. 1772-1834)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— поэт-романтик, один из представителей «озерной школы». Кольридж надолго пережил бурный расцвет своего творчества, охватывающий немногим более одного десятилетия на рубеже XVIII и XIX вв. Написанное Кольриджем зачастую жило странной, двойной жизнью. Его произведения появлялись в печати много позже их создания, однако любители и знатоки поэзии читали их в рукописях, заучивали наизусть. Его влияние испытали В. Скотт, У. Вордсворт, Дж. Г. Байрон. Кольридж родился в семье сельского священника. Образование получил в Кембридже на богословском факультете. Увлекся политикой и, в частности, идеями Французской революции, под влиянием которых создавались его первые произведения: стихотворение «Взятие Бастилии» (1789, опубл. 1834), цикл «Сонеты, посвященные видным деятелям» (1794—1795); эклога «Огонь, Голод и Резня» (1798), обличающая антинародную политику Питта. Оставив университет, Кольридж под влиянием идей Пейна, Годвина и событий во Франции совместно с Робертом Саути решает создать общину свободных и равноправных тружеников в Америке. Планы потерпели крушение, и это, вместе с наступившим разочарованием в итогах Французской революции, чрезвычайно подействовало на поэта. Трагическая смятенность начинает господствовать в поэзии и сознании Кольриджа. Эта смятенность определяет патетический колорит «Оды к уходящему году» (1796): в ней еще ощутимы революционные, тираноборческие настроения, свойственные ранней его поэзии, но они сильно потеснены размышлениями о суетности земной славы и призрачности мирского процветания. Кольридж пишет о трагичности человеческих судеб, роковой разобщенности, неизбывном одиночестве личности. Эти тенденции нашли классическое воплощение в лучших, наиболее значительных произведениях Кольриджа: «Сказание о Старом Мореходе», «Кристабель» (1797—1802, опубл. 1816) и «Кубла Хан» (1798, опубл. 1816). В неоконченной поэме «Кристабель» поэтическое мастерство Кольриджа проявилось с наибольшей силой в создании тревожной атмосферы еще не познанной, лишь смутно угадываемой тайны. Здесь отчетливо ощущается интерес поэта к фольклору и прежде всего к народной балладе. В поэме ему также удается временами достичь слияния музыкального, зрительного и словесного начал в поэзии, о котором мечтали многие романтики. Поэма «Кубла Хан» вмещает в своих 54 строках всю суть романтической эстетики Кольриджа. Поэт с молодости принимал опиум, и поэма в значительной степени явилась следствием его наркотических видений. В поэме очень важен образ поэта, который Кольридж проецирует на самого себя. Поэт-маг противостоит смертным как некий посланец неба, чей индивидуальный творческий акт аналогичен творческому акту Бога.

Сказание о Старом Мореходе (The rime of the Ancient Mariner. 1797—1798)

— поэма, занимающая центральное место в наследии Кольриджа. Путника, идущего на свадебный пир, внезапно останавливает старик, приковывающий внимание необычностью своей наружности и гипнотическим взглядом. Это — старый моряк, совершивший тяжкое преступление и вынужденный по велению высших сил искупать его рассказом о своем поступке. Во время дальнего плавания он убил священную птицу альбатроса и тем самым навлек страшные наказания на себя и своих товарищей. В мучениях гибнет экипаж корабля, начинает гнить море, по которому плывет мертвый корабль, населенный призраками. Только один старый моряк остается в живых, но его преследуют видения. Путник потрясен рассказом старого моряка; он забывает о свадебном пире и обо всех жизненных заботах. Рассказ старого моряка приоткрывает путнику тайну, окружающую человека в жизни. В «Сказании о Старом Мореходе» романтическая критика урбанистической цивилизации доведена до крайнего предела. Мир делового города кажется мертвым, как кладбище; деятельность его обитателей — призрачной, той Жизнью-в-Смерти, образ которой — один из самых сильных в поэме. Полно глубокого значения для Кольриджа и преклонение перед природой как «гармонической системой Движения». Убийство альбатроса, нарушающее эту гармонию, приобретает в поэме символическое значение. Это — преступление против самой Жизни. В философско-поэтическом контексте понятна и кара, постигающая Морехода: своевольно нарушив великую гармонию бытия, он платится за это отчуждением от людей. Вместе с тем становится понятным и смысл того эпизода «Сказания», где Мореход воскресает душой, залюбовавшись причудливой игрой морских змей. Некоторым художественным диссонансом являются назидательные строки финала произведения. Чтобы передать трагедию одиночества, Кольридж широко пользуется «суггестивными» приемами: намеками, умолчаниями, беглыми, но многозначительными символическими деталями. Кольридж первым из английских романтиков ввел в «высокую» поэзию свободный, «неправильный» тонический размер, не зависящий от счета слогов и подчиняющийся лишь ритму ударений, число которых колеблется в каждой строке.

Произведения

Стихи / Изд. подгот. А. А. Елистратова, А.Н.Горбунов; Предисл. А. Елистратовой. — М.: Наука, 1974.— 280 с.— (Лит. памятники): [Стихотворения].— В кн.: Поэзия английского романтизма' М., 1975, с. 155-215. The collected works: In 6 vol. / Ed. by K. Coburn. — London: Routledge a. K. Paul, 1960—1970; The Ancient Mariner; Kubla Khan; Christabel. — London: Macmillan, 1929.— XLV, 103 p.; The poems / Ed. by E. H. Coleridge.— London: Oxford univ. press, 1940.— XXIII. 614 p.; Verse and prose / Послесл. A. H. Горбунова, Н.А. Соловьевой; Коммент. А. H. Горбунова. — М.: Progress publ., 1981. — 447 с.

Литература

Елистратова А. А. Кольридж.— В кн.: Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, с. 197—242. Fruman N. Coleridge, the damaged archangel.— New York: Braziller, 1971.— XXIII, 607 p.; Raine С. Coleridge.— London: Longmans, Green, 1967.— 44 p.; Watters R. Coleridge — London- Evaris 1976 — 128 p.

Вернуться к оглавлению