ДЖЕЙН ОСТЕН (JANE AUSTEN. 1775-1817)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— писательница, чье творчество оказало ощутимое воздействие на развитие английской прозы XIX и XX вв. Родилась в семье провинциального священника, рано проявила интерес к литературе и философии и незаурядные литературные способности. Еще в юном возрасте будущая писательница познакомилась с сочинениями историков и философов XVIII в., произведениями Филдинга, Ричардсона. Стерна. Однако именно современные ей беллетристы побудили Остен взяться за перо: первые литературные опыты пятнадцатилетней Джейн представляли собой пародии на популярную беллетристику конца XVIII в., в которой преобладали сентиментальные мотивы и готические ужасы. Юношеские сочинения Остен, известные под названием «Ювенилиа», не были опубликованы при ее жизни; впервые они увидели свет в отрывках в 1871 г. Творческий путь Остен обычно делят на два этапа. Деление это очень условно. Остен обычно не торопилась с публикацией своих произведений, тщательно их дорабатывая и отделывая стилистически. Поэтому романы первого и второго периодов выходили в свет почти одновременно. Романы «Разум и чувствительность» (опубл. 1811), «Гордость и предубеждение» (опубл. 1813), «Аббатство Нортэнгер» (опубл. 1818) относятся к первому периоду, а «Мэнсфилд-парк» (опубл. 1814), «Эмма» (опубл. 1816), «Убеждение» (опубл. 1818) — ко второму. На протяжении всей жизни эстетическая позиция Остен оставалась неизменной. Это была позиция убежденного реалиста, положившего в основу своего творчества принцип правдивости, непримиримости к фальши, надуманным страстям и ситуациям — ко всему тому. чем изобиловала современная Остен литература. При первом подходе романы Остен кажутся чересчур камерными, никак не отзывающимися на бурные события, происходившие при жизни писательницы: она была современницей Великой французской революции и наполеоновских войн, при ней произошли восстание в Ирландии и первые выступления луддитов. Но художественные принципы Остен запрещали ей писать о вещах, не известных по собственному опыту. Поэтому она сознательно ограничивала себя изображением обыденной жизни провинциального дворянства — круга людей, известного ей «из первых рук». В романах Остен не происходит ничего необычного; в них рассказывается о будничных заботах обыкновенных людей, о жизни, в которой если и случаются драматические события, то никогда не перерастают в трагедию. Небогатые событиями романы Остен знакомят читателя с целой галереей характеров, показанных в их привычной среде. Очень ненавязчиво, с присущей ей тонкой иронией писательница умеет высветить в каждом из своих героев главное, сорвать с иных покров внешней респектабельности и показать истинную их цену. На фоне современной ей литературы произведения Джейн Остен выделяются изысканной простотой, точностью и глубиной социально-психологических мотивировок поведения героев, филигранной стилистической обработкой.

Гордость и предубеждение (Pride and prejudice. 1796—1797)

— одно из лучших произведений Остен. Действие романа строится вокруг конфликта образованной и явно возвышающейся над своей средой Элизабет Беннет, дочери небогатого помещика, и столь же назаурядным аристократом Дарси, приехавшим в графство, где живут Беннеты. Дарси не скрывает своего презрения к провинциальному обществу и вначале ведет себя подчеркнуто высокомерно в присутствии Элизабет и ее близких. В свою очередь в Элизабет, возмущенной и обиженной таким отношением, рождается предубеждение против Дарси. Лишь постепенно, лучше узнавая друг друга, и под влиянием вспыхнувшего взаимного чувства герои преодолевают свои заблуждения, слабости и недостатки. Герои романа окружены множеством других персонажей, дающих яркое представление о нравах, обычаях и психологии привилегированных слоев английского общества на рубеже XVI 11 и XIX вв.

Произведения

Собрание сочинений: В 3 т. / Сост. и предисл. Е. Гсниевой. — М.: Худож. лит., 1988—1989; Гордость и предубеждение; Аббатство Нортэнгер / Пер. И.С.Маршака; Предисл. и примеч. Н.М.Демуровой.- М.: Худож. лит., 1976.- 588 с. The complete novels / With an introd. by J. C. Squire.— London: Heinemann, 1932.— XIV, 1421 p.; Pride and prejudice / Предисл. Н. М.Демуровой. — M.: For. lang. publ. house, 1961.— 386 p.

Литература

Джейн Остен: Биобиблиогр. указ. / Сост. и авт. вступ ст. Е. Ю. Гениева. — М.: Книга, 1986.— 87 с.; Ивашева В. Несравненная Джейн.— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...». М., 1990, с. 34—80; Уэлдон Ф. Письма к Алисе, приступающей к чтению Джейн Остен.— В кн.:

Эти загадочные англичанки..., М., 1992, с. 363—486; Чечстко М.В. Эстетические взгляды и художественные принципы Джейн Остен. — В кн.: Проблемы английской литературы XIX и XX вв., М., 1974, с. 7-38. Bok H. A. The Jane Austen companion; With a dictionary of Jane Austen's life and work.— New York: Macmillan, 1986.— XI, 511 p.; Chapman R. W. Jane Austen: Facts and problems.— Oxford: Clarendon press, 1948.- VIII, 224 p.; Hardy В. A reading of Jane Austen.- London: Owen, 1975.- 192 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV