ПЕРСИ БИШИ ШЕЛЛИ (PERCY BISSHE SHELLEY. 1792-1822)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— родился в семье баронета, но с юных лет порвал с аристократическим обществом, которое жестоко преследовало поэта в течение всей его недолгой жизни. Он был исключен из Оксфордского университета за написанную им атеистическую брошюру. В 1812 г. Шелли уехал в Ирландию, где принял участие в движении ирландцев за независимость. Там он опубликовал публицистические произведения: «Обращение к ирландскому народу», призывающее ирландцев организоваться и вести борьбу политическими методами, и «Декларацию прав», многие положения которой были вдохновлены американской «Декларацией независимости» и опытом Великой французской революции. В 1814 г. Шелли расстался со своей первой женой Гарриет Уэстбрук и женился на дочери У.Годвина Мэри. Бракоразводный процесс Шелли послужил новым поводом для травли поэта высшим светом. В 1818 г. Шелли навсегда покинул Англию и поселился в Италии. Там он сблизился с Байроном. В 1822 г., катаясь на лодке по Женевскому озеру, Шелли утонул во время шторма. Поэт-романтик, Шелли в стихах, поэмах и драмах выступал против насилия и деспотизма. В полных оптимизма, часто аллегорических картинах будущего рисовал торжество свободы, гармонии и красоты. Шелли был близок идеям утопического социализма и, хотя надеялся на мирные пути преобразования общества, не мыслил счастья человечества без освобождения трудящихся от угнетения. В сочинении «Зашита поэзии» (1821) Шелли изложил свои взгляды на общественные задачи литературы. Поэты суть «учредители законов», «изобретатели искусства жить», а стихотворение — «образ жизни, выраженный в ее вечной истине». Цель поэзии — созидание красоты. При этом поэзия неотрывна от жизни: в «красоте» скрыта «польза», ибо красота жизни служит нравственному совершенствованию людей. Этим задачам служат его художественные произведения. Философская поэма «Королева Маб» (1813) разоблачает феодальный мир и политическую реакцию. В поэме «Восстание Ислама» (1818) рассказывается о брате и сестре Лаоне и Цитне, проповедовавших народу идеи свободы и погибших за эти идеи. Содержание поэмы отражает отношение Шелли к проблемам и событиям французской революции. Вершина его творчества — лирическая драма «Освобожденный Прометей». Почти не признанный своими современниками, Шелли после смерти стал широко популярен. Произведения Шелли исполнены высокого гуманизма и свободолюбия. Его поэзия отличается яркостью выразительных средств и масштабностью образов.

Освобожденный Прометей (Prometheus unbound. 1820)

— драма, в основу которой положен греческий миф о Прометее, похитившем для людей огонь у Зевса и прикованном за это к скале. Этот миф послужил Шелли сюжетной канвой для создания грандиозной картины борьбы против тирании во всей вселенной. В предисловии к драме поэт пишет о разнице между его образом Прометея и Прометеем у Эсхила в его великой трагедии. Если в трилогии Эсхила титан в конце концов примиряется с Зевсом, то Прометей у Шелли показан как несгибаемый бунтарь. Сложные символические образы драмы Шелли, олицетворяющие Природу, Любовь, Красоту, раскрывают веру поэта в неизбежность торжества справедливости, наступающей после свержения тирана Юпитера, освобождения Прометея и соединения его с Азией, аллегорическим воплощением любви. Драма кончается грандиозной картиной победы Красоты и Свободы во всем мире.

Ченчи (The Cenci. 1819)

— трагедия, сюжет которой взят из итальянской хроники конца XVI в., повествующей о деспоте графе Ченчи, чье богатство обеспечивает ему безнаказанность, несмотря на творимые им преступления. Ченчи глубоко порочен, чувства его извращены; он радуется гибели своих детей, наслаждается горестями сына, наконец, обесчещивает собственную дочь. Церковь, получающая богатые пожертвования Ченчи, отпускает ему все грехи. Шелли оправдывает насилие, борющееся с тиранией. Он рисует образ героической дочери Ченчи Беатриче; не добившись суда над отцом, она нанимает с согласия семьи убийц, карающих его. Шелли разоблачает и продажность церкви, и несправедливость суда, который счел это убийство бунтом против власти и приговорил к смерти Беатриче и ее семью. Образ Беатриче, характер которой отличает моральная красота и врожденное чувство справедливости, — одно из выдающихся достижений английской драматургии.

Лирика

— в основном носит философский характер. Пантеистическая философия, свойственная мировоззрению поэта, ярко проявляется в ряде его стихов на мифологические темы; «Гимн Аполлона», «Гимн Пана», «Жаворонку», «Философия любви». Природа у Шелли действует как живое единство, ибо все в мире взаимосвязано. Философская лирика Шелли пронизана вольнолюбивыми настроениями. Он создал ряд политических стихов: «Лорду-канцлеру», «Людям Англии». Однако революционно-демократическое содержание его поэзии чаше всего выражается в аллегорических образах обновляющейся природы: «Ода свободе», «Беглецы». В наследии Шелли немало любовных стихотворений: «Индийская серенада», «Свадебная песнь», «К Джейн».

Произведения

Избранное / Пер. под ред. Вс. Рождественского; Вступ. ст. и примеч. Б. Колесникова. — М.: Гослитиздат, 1962.— 462 с.; [Адонаис; Стихотворения].— В кн.: Поэзия английского романтизма, М., 1975, с. 439-524;

[Лирика].- В кн.: Шелли П.Б., Китс Дж. Избранная лирика. М., 1981. с. 23—106;

Письма; Статьи; Фрагменты / Пер. З.Е.Александровой; Послесл. А. А. Елистратовой;

Примеч. и сост. Ю.М.Кондратьева.— М.: Наука, 1972.— 532 с.— (Лит. памятники). The complete poetical works: In 4 vol. / Ed. by N. Rogers.— Oxford: Clarendon press. 1972—1975; The Cenci / Ed. by G. Woodberry.- Boston: Heath, 1909.- XXXVI. 159 p.; The poetical works.- London: Oxford univ. press, 1939.— X, 924 p.; Prometheus unbound / Ed. by V. D. Sender.— Boston: Heath. 1892.- LVIII, 169 p.

Литература

Елистратова А. А. Шелли.— В кн.: Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, с. 341—431; Колесникова И. Революционная эстетика П.Б.Шелли.— М.:

Высш. шк., 1963.— 114с.; Неупокоева И. Революционный романтизм Шелли.— М.: Гослитиздат. 1959.- 471 с. Cameron К. The young Shelley.- New York: Macmillan, 1950.- XII, 437 p.; Holmes R. Shelley: The Pursuit.- London: Weidenfeld a. Nicolson, 1974.- XIII, 829 p.; Mathews G. M. Shelley.- London: Longmans, Green, 1970.— 44 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV