ЭДУАРД ДЖОРДЖ БУЛВЕР-ЛИТТОН (EDWARD GEORGE BULWER-LYTTON. 1803-1873)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— романист, драматург. Аристократ по рождению, Булвер-Литтон на всю жизнь сохранил связь со своим классом. Видный политический деятель сначала от либеральной, а затем от консервативной партии, он в 1859 г. стал министром колоний, а в 1866 г.— членом палаты лордов. Еще при жизни Булвер-Литтона, в 1840 г., было издано первое собрание его романов, в 1854 г. — пятитомное издание

«Поэтических и драматических сочинений». Его произведения постоянно переиздавались в Англии, переводились на иностранные языки — французский, испанский, немецкий, русский. В своем творчестве Булвер-Литтон не поднялся до вершин искусства своих великих современников — Диккенса и Теккерея, хотя его влияние испытали многие писатели, в том числе и поздний Диккенс. Булвер-Литтон видел все множество проблем, вставших перед Англией середины XIX в., и по-своему разрушал представление о викторианской Англии как стране, не знающей социальных конфликтов. В 1832 г., в период проведения парламентской реформы, Булвер-Литтон выступил с критикой аристократии, утратившей моральный авторитет в глазах народа. Булвер-Литтону принадлежит роль создателя «ньюгейтского» (от названия тюрьмы в Лондоне — Ньюгейт), по своей природе уголовно-романтического романа, который стал новым вариантов «черного», или «готического», романа конца XVIII в. В ранних романах Булвер-Литтона — «Пелэм» (1828), «Поль Клиффорд» (1830), «Юджин Эрам» (1832),— построенных на уголовной тематике, широко использующих детективно-приключенческую фабулу, ощутимо влияние романтической эстетики (в центре — сильная, яркая личность, необычайные обстоятельства, глубокие переживания) и просветительской прозы XV11I в. (сатирическое описание нравов высшего общества, дидактизм). Обращаясь к эпохам заката старых культурных традиций, форм власти, Булвер-Литтон пытался убедить читателей извлечь урок из опыта истории. С этой целью он нередко модернизировал прошлое, возложив на своих овеянных романтикой правонарушителей миссию носителей нового буржуазного порядка. Большое внимание Булвер-Литтон уделял прославлению личных добродетелей, что сказалось в разрабатываемом им «романе воспитания». Романтические и реалистические черты переплетаются и в лучшем романе Булвер-Литтона «Кенелм Чиллингли» (1873). Политические взгляды писателя нашли наиболее полное воплощение в романе «Парижане» (1873) и в фантастическом романе «Грядущая раса» (1874), написанных под впечатлением событий Парижской коммуны 1871 г. Парижская коммуна напугала писателя. В «Парижанах» он с особенной четкостью выразил свое кредо: только власть аристократии обеспечит расцвет страны, свободу и благосостояние народа. Буржуа, заявляет он, взяли слишком много власти. Своей кичливостью, своим меркантилизмом эти нувориши вызвали раздражение народа, а своей нелепой тягой к демократическим институтам привели народ в движение и дали ему возможность организоваться. Значительна роль Булвер-Литтона и в истории английской драмы XIX в. Его пьесы стали одним из явлений переходного периода от драматургии XVIII в. к драматургии XX в. В своих квазиисторических мелодрамах, пользовавшихся большой популярностью у современников («Герцогиня де ля Вальер», 1836; «Леди из Лиона», 1838; «Ришелье». 1838, и др.), Булвер-Литтон пытался уйти от односторонности в изображении человеческого характера, которую не всегда могли преодолеть даже лучшие комедиографы XVIII в. Сильной чертой Булвер-Литтона-драматурга был его дар комической характеристики. В драме «Деньги» (1840) перед зрителем развертывались картины из жизни лондонского света, проходила целая галерея светских бездельников, охотников за богатыми невестами.

Кенелм Чиллингли, его приключения и взгляды на жизнь (Kenelm Chillingly, his adventures and opinions. 1873)

— роман, в котором писателю удалось нарисовать правдивую картину корысти, беспринципности английского общества. Этому обществу он противопоставляет одинокого честного дворянина, молодого Кенелма Чиллингли, не желающего идти на идейные и моральные компромиссы. Личное счастье молодого человека разрушено. Его невесту Лили приводят к смерти муки совести: согласившись на брак с Кенелмом, она тем самым нарушила обет, данный благодетелю их семьи — ее опекуну, женой которого обещала стать. Булвер-Литтон, отрицательно относившийся к буржуазному прогрессу и буржуазной демократии, старается подчеркнуть близость своего дворянского героя к народу и делает его другом бедняков: Кенелм занимается филантропической и просветительской деятельностью.

Произведешь

Кенелм Чиллингли, его приключения и взгляды на жизнь / Пер. под ред. Д. Горфинкеля: Вступ. ст. А.Чичерина.— М.; Л.: Худож. лит., 1965.— 567 с.; Пелэм, или Приключения джентльмена / Пер. А.С.Кулишер, Н.Я.Рыковой.— М.: Гослитиздат, 1958.— 610 с.; Последние дни Помпеи / Сокр. пер. В.Хинкиса: Предисл. С.Л. Утченко. — М.: Детск. лит., 1965.— 365 с.; Призрак / Лит. обработка и приложение Г.Пархоменко.— М.: Радуга, 1994.— 432 с.; Пьесы / Вступ, ст. Ю. Кагарлицкого, Р.Облонской.— М.: Искусство, I960.— 463 с.— (Б-ка драматурга). The complete works: In 20 vol.— Leipzig: Fleischer. 1843; Kenelm Chillingly.— New York: Continental press, n. d. - XX. 333 p.

Литература Lytton V. Bulwer-Lytton. — London: Home a. Van Thal, 1953. — 111 p.; Sadleir M. Bulwer: A panorama. — London, 1931.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV