Наши партнеры

Keramika124.ru - Ридапром интернет магазин керамической плитки keramika124.ru.

РОБЕРТ БРАУНИНГ (ROBERT BROWNING. 1812-1889)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— родился в пригороде Лондона, учился в школе, в шестнадцать лет стал посещать Лондонский университет, однако своими знаниями обязан в основном родителям, главным образом отцу, научившему его, изучая историю или литературу, вести увлекательный диалог с историческими персонажами. Несомненно, это повлияло на Роберта Браунинга, когда он в 1830—1840-е гг. упорно искал свое место в литературе. Именно тогда, написав поэму, роман в стихах, несколько пьес, в которых он неудачно подражал Шекспиру, он нашел или изобрел для себя жанр, который вознес его на вершину славы, — драматическую лирику, то есть лирику по форме и драму по существу: персонажи произносят подчас очень пространные монологи-исповеди, высказывая свои мысли и чувства как бы независимо от автора. Если в раннем творчестве Браунинга еще сильны романтические тенденции и он увлечен исключительными характерами и страстями, то в 1860-х его, скорее, интересует психологическая мотивация поступков его персонажей, которыми по преимуществу являются известные творцы эпохи Возрождения. В 1861 г. умерла жена Браунинга, поэтесса Элизабет Баррет-Браунинг, и, хотя поэт надолго пережил ее, оправиться от этой потери он не смог до конца жизни. В 1850-е гг. супруги жили в Италии, потом Браунинг вернулся в Лондон, где продолжал плодотворно трудиться. Слава его росла. В 1881 г., еще при жизни поэта, было организовано общество по изучению его творчества. Умер Браунинг в Венеции; прах его покоится в Вестминстерском аббатстве. Книги драматической лирики «Мужчины и женщины» (1855) и в еще большей степени «Dramatis Personae» («Действующие лица») (1864) показывают, насколько Браунинг был предан идеям Ренессанса с его культом человека, который может быть одновременно велик и слаб, благороден и смешон. Название первого упомянутого сборника заимствовано из комедии Шекспира «Как вам это понравится». В монологе о семи возрастах человека Жак-меланхолик говорит: «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры». В отличие от романтиков, которые, как правило, ассоциировали себя со своими героями. Браунинг намеренно от них отстранялся, чему в немалой степени способствовал жанр его лирики. Стремясь показать, насколько сложна и противоречива может быть человеческая природа, он следовал в этом за своим учителем Уильямом Шекспиром. Так, в драматической поэме «Кольцо и книга» (1868—1869) десять персонажей в своих монологах по-разному освещают одни и те же трагические события. Как, наверное, все поэты до него и после него. Браунинг не мог не думать о роли поэта в современном ему мире. Нарочито отстраняясь от своих персонажей, Браунинг все же писал хоть и драматическую, но лирику, и его роль нельзя недооценивать. Он не считал поэта пророком или высшим судией, поэтому его персонажи часто поданы намеренно эскизно. Автор не выносит им приговор. Тем не менее Браунинг не считал поэта и человеком из толпы, ибо его взгляд зорче и он наделен обостренным чувством ответственности. Роберт Браунинг, для которого невозможно менторство или морализаторство, обращаясь в своей драматической лирике к чувству и разуму читателя, приглашает его к своего рода соавторству.

Произведения

Стихотворения / Вступ. ст. и примеч. В.Захарова.— Л.: Худож лит., 1981.— 182 с; [Стихотворения].— В кн.: Антология новой английской поэзии. Л., 1937, с. 27—63; [Стихотворения].— В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с. 84—90. The complete poetical works. - New York: Macmillan, 1930. - XV, 1359 p.; Poems / Sel. by E. Shanks. -London: Macmillan, 1961. — XII, 326 p.; The ring and the book / Ed. by R. D. Altick. — Harmondswoth: Penguin books, 1971.— 707 p.

Литература

Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.— 228 с Blackburn Т. Robert Browning: A study of his poetry.— London: Eyre a. Spottiswoode, 1967. — 210 p.; Irvine W. and Honan P. The book. the ring and the poet. - New York: McGraw-Hill, 1974. - XI, 607 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV