ЭНТОНИ ТРОЛЛОП (ANTHONY TROLLOPE 1815-1882)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— по определению современных английских литературоведов, «последний викторианский классик», вписавший примечательную страницу в историю реалистического романа середины XIX в. Троллопу, отличавшемуся редкостной плодовитостью, принадлежит 47 романов, несколько сборников рассказов, книги путевых очерков, биографии великих людей. Не все произведения Троллопа написаны с одинаковой силой. Но в лучших из них писателю удалось создать выразительную реалистическую картину нравов своей эпохи. Он дал художественное осмысление нравственного уклада жизни викторианской Англии периода расцвета, проникнув в основы не только общественных нравов, но и общественных отношений. Отличительной чертой созданных им портретов была редкая для того времени психологическая утонченность в показе скрытых душевных движений персонажей. Начав свой творческий путь уже в зрелом возрасте, имея большой жизненный опыт и сложившееся мировоззрение, Троллоп сохранил верность своим художественно-эстетическим позициям с первых произведений и до конца жизни. С годами нравоописание, исполненное «драматизма обыденного», приобретало большую критическую остроту, усиливались сатирические мотивы, прежде всего — в изображении английской аристократии и заправил политической жизни. В 50—60-х гг. критический реализм в Англии приобретал новые черты, наиболее ярко проявившиеся в творчестве ведущей представительницы так называемого английского натурализма Джордж Элиот, с которой многое объединяло Троллопа как в эстетике, так и в художественной практике.

Барчестерские башни (Barchester towers. 1857)

— роман, относящийся к раннему периоду творчества Троллопа. Он входит в цикл романов «Барчестерские хроники», объединенных общим местом действия — вымышленным графством Барчестер — и общими персонажами. Действующие лица этой комедии нравов — провинциальное дворянство всех мастей, духовенство всех рангов, адвокаты, клерки, врачи. Троллопу дорога «гармония» этого патриархального мира, и он не столько бичует пороки, сколько иронизирует над человеческими слабостями. Конфликт в этом романе автор не доводит до трагической остроты, а находит в общем правдоподобное оптимистическое решение, и всякий раз восстанавливаемый покой символизирует прочность этого мира. Сюжет романа строится главным образом на соперничестве и интригах в борьбе за власть. Близкая кончина епископа Грантли, который в течение долгих лет правил епархией, и одновременное падение кабинета министров выводят из привычного равновесия общество Барчестера: всех волнует, какое правительство будет назначать нового епископа — консервативное или либеральное? Если епископ умрет до падения старого кабинета, то уходящий в отставку премьер-министр успеет назначить новым епископом сына покойного, архидьякона Грантли. По воле всесильного случая епископский сан ускользает от доктора Грантли. Новым епископом назначен доктор Прауди, представляющий иное, либеральное течение в церкви, которое для консервативно настроенных священников Барчестера представляется почти что святотатством. Человек слабый и ничтожный, доктор Прауди находится под башмаком у жены, которая рьяно вмешивается в церковные дела. Именно с этой сюжетной линией связаны почти все комические эпизоды романа. Однако миссис Прауди не единственная претендентка на епископскую власть. Капеллан нового епископа, некто Обадия Слоуп, прибывает в Барчестер с твердым намерением стать первым среди духовных особ города. Еще одна сюжетная линия связана с вдовой Элеонорой Болд, на которой решает жениться Слоуп, прибрав к рукам ее деньги. Ухаживания Слоупа осложнили отношения Элеоноры с доктором Эйрбином, бывшим профессором поэзии в Оксфорде, а ныне священником скромного прихода в Барчестерской епархии. История любви Эйрбина и Элеоноры показана Троллопом с большим психологическим мастерством. Он прослеживает возникновение и развитие чувства во всех его оттенках, не нарушая законов жанра комедии нравов: показывает, как взаимный интерес и симпатии постепенно перерастают во влюбленность и, пройдя через испытания, становятся настоящей любовью. Слоуп с позором изгнан из города. Однако дух его не сломлен, и порок не наказан. Слоупы живучи, говорит Троллоп, и умеют хорошо приспосабливаться ко всяким обстоятельствам. Обадия Слоуп находит себе богатую вдову и «утешает» ее в горе. Более того, он приобретает славу одного из самых благочестивых служителей Божьих у весьма респектабельной части общества другого города.

Произведения

Барчестерские башни / Пер. И.Гуровой; Предисл. А. А. Елистратовой. — М.: Худож. лит., 1970.— 487 с. Barchester towers.— London: Oxford univ. press, 1951.— VII, 506 p.; Doctor Thorne — London: Bell, 1900.- VII, 631 p.; The duke's children.— London: Oxford univ. press, 1973.- XVI, 643 p.; The Eustace diamonds.— London: Oxford univ. press, 1975.— VII, 726 p.; Phineas Finn: In 3 vol.— New York: Dodd, Mead, 1904—1916; The prime minister.— London: Oxford univ. press, 1955.— VII, 470 p.; The warden.— London: Zodiac press, 1946.— 202 p.

Литература

Ивашева В. Эпос обыденного,— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...», М., 1990, с. 394—428; Сноу Ч.П. Троллоп / Пер. И.Гуровой; Вступ. ст. В.Ивашевой.— М.: Высш. школа, 1981.- 208 с. Pohlemus R. The changing world of Anthony Trollopc. — Berkeley: Univ. of California press, 1968.— 252 p.; Sadleir M. Trollope: The Commentary. — London: Constable, 1945. — 435 p.; Skilton D. Anthony Trollope and his contemporaties. — London: Longmans, Green, 1972.— XIV, 170 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV