ШАРЛОТТА БРОНТЕ (CHARLOTTE BRONTE. 1816-1856)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— как и ее сестра Эмили — явление уникальное в истории английской литературы XIX в. Дочери провинциального пастора в Йоркшире, рано умершие от туберкулеза (Шарлотта в 39 лет, Эмили в 30), они вписали яркую и самобытную страницу в развитие английского романа. В их творчестве — у каждой в соответствии с индивидуальным талантом и тем опытом, который она смогла приобрести за свою короткую жизнь, — с особенной выпуклостью проявились характернейшие черты английского реализма XIX в.: романтический интерес к проблемам личности и романтический пафос в утверждении этического идеала наряду с пристальным исследованием социальных вопросов и их влиянием на судьбу каждого отдельного человека. Их отец, Патрик Бронте, человек властный и даже жестокий, по своим политическим взглядам убежденный тори, вел крайне уединенную жизнь и на такую же обрек своих дочерей. Особенно большое влияние он имел на Шарлотту — именно ему она обязана своей начитанностью, поражавшей многих ее современников. Общение сестер (Шарлотты, Эмили и младшей Энн) с внешним миром началось, когда их отправили в школу для детей малоимущего духовенства. Вынужденная зарабатывать на жизнь, Шарлотта долгое время была гувернанткой в частных домах, затем вместе с сестрой Эмили уехала в Брюссель, где в пансионе господина и госпожи Эгер надеялась приобрести знание французского языка, с тем чтобы впоследствии открыть собственный пансион. «Брюссельский» период оказался решающим в ее жизни: она полюбила хозяина пансиона, господина Эгера, историка и литератора, человека большой эрудиции и широкого кругозора. Это увлечение в значительной степени определило развитие творчества Шарлотты Бронте. Писать Шарлотта начала очень рано. Еще в возрасте 13 лет она вместе с сестрами писала фантастические поэмы и хроники, уносившие ее от тягостной реальности отчего дома в вымышленный мир средневековья, окрашенный в яркие, а иногда и зловещие тона, свойственные «готическому» роману тайн и ужасов. В 1846 г., в тайне от близких, Шарлотта послала лондонскому издателю свою первую попытку реалистического повествования — роман «Учитель». Издатель отверг роман, и он был опубликован лишь после смерти писательницы. «Учитель» — роман автобиографический, история любви молодого учителя Уильяма Кримсворда, поехавшего в Бельгию искать счастья, имеет в основе своей «брюссельский» эпизод. Уже в нем отчетливо прозвучал социальный протест (изображение бездушного, расчетливого дельца, владельца фабрики, лишенного элементарной человечности в обращении с рабочими и своими близкими), свойственный зрелым произведениям Шарлотты Бронте. Известность писательнице принес роман «Джейн Эйр», который был опубликован под мужским псевдонимом Керрер Белл. В третьем романс, «Шерли» (1849), Шарлотта Бронте обратилась к периоду 1812—1814 гг., т. е. к тому времени, когда в Англии и, в частности, в Йоркшире широко распространилось движение луддитов. Дочь консерватора, сама нередко называвшая себя консерватором, Шарлотта Бронте с глубокой горечью пишет о трагедии трудового народа и приходит к смелому выводу: ненависть людей, обрушивших свой гнев на станки, — естественное следствие всеобщей социальной несправедливости. «Шерли» — новая ступень в развитии мастерства Ш. Бронте: психологический анализ в нем тоньше и уверенней, психологические портреты достоверней. Произведением, полностью построенным на автобиографической основе и, в отличие от «Джейн Эйр» и «Шерли», исполненным лирического звучания, явился роман «Виллет» (1853; в рус. пер.— «Городок»). В творчестве Ш. Бронте он был вторым по счету воплощением «брюссельского» эпизода: недаром он назван «Виллет» — так французы иногда называют столицу Бельгии. Жанр, в котором выполнена книга, — жанр психологического романа, основанного на документальном материале. В книге дан тонкий, порой виртуозный анализ душевного состояния героини. «Виллет» — один из первых психологических романов в английской литературе, к опыту которого в дальнейшем обращались многие художники (например, Джордж Элиот), продолжившие развитие этого жанра.

Джейн Эйр (Jane Eyre. 1847)

-- роман во многом автобиографический. Он посвящен истории скромной, но гордой и независимой девушки-сироты. Героиня книги Джейн Эйр упорно борется со множеством препятствий, стоящих на ее пути к самостоятельной жизни и к личному счастью. Детство ее прошло в пансионе для бедных детей, администраторы и воспитатели которого стремились превратить их в покорных и бессловесных существ. Нравы пансиона изображены писательницей с большой сатирической силой. Та часть романа, в которой рассказано о пребывании Джейн в качестве гувернантки в имении помещика Рочестера, полна разного рода таинственных и романтических ситуаций, связанных с историей безумной жены Рочестера, существование которой он хотел скрыть от Джейн. Роман завершается браком Джейн с разоренным и ослепшим во время пожара его имения Рочестером. Роман показателен для метода Шарлотты Бронте сочетанием реалистического и романтического принципов письма. Все, связанное с изображением чувства Джейн к Рочестеру, обладает большим эмоциональным потенциалом и выполнено под очевидным влиянием романтической поэмы начала века («Мармион» Скотта; «Гяур», «Корсар», «Лара» Байрона) и «готического» романа. Обращение к романтическим приемам письма в значительной степени было продиктовано любовной темой, трактовать которую, не изменяя правде и тем самым оставаясь в пределах реалистической эстетики, в эпоху викторианских запретов было нельзя. Вторая тема — нравы и обычаи пансиона — раскрыта писательницей-реалисткой, ученицей Теккерея.

Произведения

Городок / Пер. Л. Орел и Е. Суриц; Вступ. ст. Н. Михальской. — М.: Худож. лит., 1983.— 559 с.;

Джейн Эйр; Стихотворения / Сост. и предисл. Е. Гениевой. — М.: Худож. лит., 1990.— 447 с.;

Шерли / Пер. И. Грушецкой, Ф. Мендельсона; Вступ. ст. 3. Гражданской. — М • Гослитиздат 1963 — 631 с. The life and works of Charlotte Bronte and her sisters: In 7 vol.— London: Smith. Elder, 1891—1905; Jane Eyre / Предисл. 3. Гражданской. — M.: For. lang, piibl. house, 1958.— 575 р.

Литература

Гаскелл Э. Шарлотта Бронте. — В кн.: Эти загадочные англичанки..., М., 1992, с. 31—78;

Ивашева В. Затворница Хоуорта. — В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...», М., 1990, с. 250— 301;

Левидова И.М. Шарлотта Бронте: Биобиблиогр. указ.— М.: Всесоюзн. кн. палата, 1956.— 23 с.;

Тугушева М. П. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества.— М : Худож лит 1982 — 191 с. Gaskell Е. The life of Charlotte Bronte.— London: Lehmann, 1947.— 400 p.; Gerin W. Сh. Bronte: Evolution of a genius.— Oxford: Univ. press, 1967.— XVI, 677 p.; Kniers Е. A. The art of Charlotte Bronte. — Athens: Ohio univ. press. 1969. — X, 234 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV