джордж ЭЛИОТ (GEORGE ELIOT. 1819-1880)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— принадлежала к поколению второй половины XIX в. Элиот (ее настоящее имя Мэри Энн Чванс) родилась в сельской местности, позднее поселилась в Лондоне, где занялась философией и журналистикой. Она обладала репутацией одной из самых образованных женщин своего времени. Творчество Элиот, отличающееся широким охватом действительности, лишено остроты социального критицизма, характеризующего произведения ее предшественников. Объясняется это прежде всего тем что Элиот вступила в литературу в тот период, когда Англия оставила позади «голодные сороковые», питавшие обличительный пафос романов Диккенса, Теккерея, Гаскелл, и входила в полосу процветания. К тому же Элиот испытала сильное воздействие философии позитивизма, определившего во многом ее мировоззрение и творческие принципы. В своем раннем творчестве («Сцены из жизни духовенства», 1858; «Адам Бид», 1859; «Мельница на Флоссе».1860: «Сайлес Марнер», 1861) Элиот тяготела к изображению обыденного, заурядного, стремясь при этом к предельной точности и объективности. В зрелых произведениях («Ромола», 1863; «Феликс Холт, радикал», 1863; «Миддлмарч», 1871—1872; «Даниель Деронда», 1876) она дает социально-философское осмысление жизненных явлений, глубоко исследует психологию сложных, противоречивых характеров, создает полнокровные образы.

Мельница на Флоссе (The mill on the Floss. 1860)

— роман, героиня которого Мэгги Телливер — дочь владельца мельницы, одаренная, резко отличающаяся от окружающей среды девушка. Она с детства проявляет самостоятельность и свободолюбие, вызывая тревогу у родственников и соседей. Мэгги полюбила жениха своей двоюродной сестры, но, чтобы не разрушить чужого счастья, сумела подавить в себе это чувство. Однако общественное мнение строго осудило ее за такое увлечение, а связанный предрассудками мещанского окружения Том. брат Мэгги, заставляет ее покинуть родной дом. Во время наводнения, рискуя жизнью, Мэгги пробирается к мельнице и вместе с братом едет в лодке на поиски матери. Оба они погибают в бурном потоке, причем перед смертью Том осознает свою вину перед сестрой и примиряется с ней.

Миддлмарч (Middlemarch. 1871—1872)

— вершина творчества Элиот. События книги происходят в 30-е гг. XIX в. в вымышленном городке Миддлмарче, вобравшем в себя типические черты английской провинции. В повествовании выделяются две сюжетные линии — Дороти Брук и Терциуса Лидгейта. Дороти, незаурядная волевая девушка, с детства одержима идеей посвятить себя важному делу. Выйдя замуж за пожилого ученого Кейзобона, Дороти очень скоро убеждается, что человек, который казался ей большим ученым, чьей помощницей и опорой она мечтала стать, всего лишь ограниченный и недобрый педант, не заслуживающий ее внимания и участия. Столь же драматична и вторая, параллельная история в романе — жизнь молодого врача Лидгейта, стремящегося бескорыстно служить науке и людям. Поддавшись чувству, он совершает роковую ошибку — женится на дочери фабриканта Розамонд Винси. Недалекая и эгоистичная мешанка парализует волю и желания Лидгейта, постоянно обременяет его денежными заботами. Предав свои идеалы. Лидгейт постепенно превращается в модного преуспевающего врача, внутренне сопротивляющегося своему положению, но не способного уже его изменить. Роман был задуман как философское произведение: писательница хотела показать, как поступки человека, о последствиях которых он не задумывается, определяют и его собственную судьбу, и судьбу окружающих. Вместе с тем «Миддлмарч» — это и широкая картина нравов, содержащая глубокие социальные обобщения.

Произведения

Мельница на Флоссе / Пер. Г. Островской, Л. Поляковой; Вступ. ст. К. Ровды. — М.; Л.: Гослитиздат. 1963.— 559 с.: Миддлмарч: Картины провинциальной жизни / Пер. И.Гуровой, Е. Коротковой;

Вступ. ст. В. Скороденко; Коммент. И.Гуровой.— М.: Худож. лит., 1981.— 895 с.; Сайлес Марнер / Пер. Н.Л.Емельяновой,— М.; Л.: Гослитиздат, 1959.— 188 с. The complete works; In 10 vol.— London; New York: Postlethwaite, 1908; Middleinarch: A study of provincial life / With an introd. by R. W. Hewitt.— London: Oxford univ. press. 1950.— XVI, 896 p.; The mill on the Floss.— London: Oxford univ. press, 1940.— VII, 608 p.; Silas Marner; The weaver of Ravelor / With introd. and notes by A. Bell.- M.: Progress, 1977.- XXV. 257 p.

Литература

Ивашева В. У истоков английского натурализма.— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...», М., 1990, с. 341—393; Кондратьев Ю. М. Позднее творчество Джордж Элиот: Роман «Миддлмарч». — Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, 1967, № 280, с. 96—124; Кузьмин Б. Творчество Джордж Элиот.— В кн.: Кузьмин Б. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке..., М., 1977, с. 76—133. Allen W. George Eliot. — New York: Macmillan, 1964. — 192 p.; Haight G. В. George Eliot: A biography. — London: Oxford univ. press, 1968.— 616 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV