РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН (ROBERT LEWIS STEVENSON. 1850-1894)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— коренной шотландец по рождению, воспитанию и национальному чувству, по духовной связи с историей народа и его культурой; фактически первый английский писатель-профессионал. Как и Вальтер Скотт, Стивенсон родился в Эдинбурге, в семье инженера, по материнской линии принадлежал к старинному роду Бэлфуров, к «знатным людям» из видных кланов равнинной и пограничной Шотландии. Он был единственным ребенком в семье. На третьем году жизни он перенес тяжелую болезнь легких, последствия которой оказались трагическими. Из-за необходимости жить в теплом климате Стивенсон ряд лет провел в Калифорнии, во Франции, на островах Тихого океана, где занимался главным образом литературой. Стивенсон — основоположник, теоретик и ведущая фигура английского романтизма последней четверти XIX в. — литературного направления, которое принято называть неоромантизмом в отличие от романтизма первых десятилетий века. Самыми значительными неоромантиками, помимо Стивенсона, были Джозеф Конрад, а также, в известной мере. Редьярд Киплинг, Конан Дойл и Райдер Хаггард. Противодействие духовной инерции, потребность самостоятельности, бунт против нравственного шаблона и бытовой условности сказались у Стивенсона рано и послужили толчком для его художественных исканий. Принцип мужественного оптимизма, провозглашенный Стивенсоном в конце 70-х гг.. явился основополагающим в его программе неоромантизма, и он следовал ему с убежденностью и воодушевлением. Стивенсон начал писать рано. В пятнадцать лет он на средства отца издал первую книгу — историческое исследование «Пентландское восстание. Страница истории. 1666». В 1878 г. опубликовал серию очерков «Путешествие внутрь страны». В литературно-критических работах «Этюды о хорошо знакомых людях и книгах» (1882), «Воспоминания и портреты» (1887) Стивенсон создал галерею литературных портретов писателей-романтиков — Ф. Марриета, А. Дюма, Ж. Верна и др. Мыслями о несоответствии мечты и действительности проникнуты первый сборник рассказов Стивенсона «Новые арабские ночи» (1882) и особенно его «Детский цветник стихов» (1885). Мировую славу Стивенсону принес роман «Остров сокровищ» (1883), признанный классическим образцом приключенческой литературы. В том же жанре приключений написаны романы «Похищенный» (1886). «Владетель Баллантрэ» (1889), «Потерпевшие кораблекрушение» (1892), «Катриона» (1893), в которых эгоизму и жестокости противопоставляются душевное благородство и нравственная чистота. В исторических романах Стивенсона «Принц Отто» (1885), «Черная стрела» (1888), «Сент-Ив» (неоконч., изд. 1897) неприятие современной цивилизации спроецировано в прошлое. Романтика приключений сочетается у Стивенсона с точностью в описаниях экзотики и подлинным историческим колоритом. Достижения психологического романа XIX в. предопределили трактовку характеров в произведениях Стивенсона. Особенно значительный интерес представляет тема двойничества, раскрытая Стивенсоном в философской повести «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886). В сборнике рассказов «Вечерние беседы на острове» (1893) и в книге очерков «В Южных морях» (1896) Стивенсон нарисовал картину быта и нравов жителей Океании, выступил с резким осуждением колониализма и расовых предрассудков.

Остров сокровищ (Treasure island. 1883)

— приключенческий роман, наиболее популярное произведение Стивенсона. События его отнесены к XVIII в., написан он от лица мальчика Джима — участника поисков клада, находящегося на далеком морском острове. Сообразительному и отважному Джиму удается раскрыть заговор пиратов, собиравшихся отнять сокровища у организаторов этого романтического плавания. Испытав множество приключений, отважные путешественники достигают острова, находят там человека, некогда бывшего пиратом, и с его помощью завладевают кладом. Сочувствие Джиму и его друзьям не мешает читателю среди всех персонажей выделить Джона Сильвера. Одноногий корабельный повар, соратник пирата Флинта, — один из самых замечательных образов, созданных Стивенсоном. Джон Сильвер коварен и жесток, но в то же время умен, энергичен, ловок. В этом образе нашла воплощение парадоксальная идея, всегда занимавшая Стивенсона, — о жизнеспособности и привлекательности зла.

Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда (The strange case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde. 1886)

— фантастическая притча о добром и злом началах, сосуществующих в человеке. Доктор Джекил страдает от своей двойственной природы: наряду с желаниями скромного добропорядочного человека в нем живут безнравственные и преступные побуждения. Джекил хочет избавиться от этих мучительных противоречий и после длительных опытов создает в лаборатории человеческое воплощение своих дурных качеств, которое он назвал мистером Хайдом. Это извращенное и физически отталкивающее существо совершает ряд мерзких поступков, вплоть до убийства. Джекил способен при помощи изобретенного им снадобья перевоплощаться по желанию в Хайда, а потом возвращаться в оболочку всеми уважаемого доктора. Но чем дальше, тем все более длительное время он, против своего желания, пребывает в образе Хайда и тем менее способен избавиться от созданного им отвратительного двойника, В отчаянии он принимает яд. В повести отражено глубокое сомнение Стивенсона в возможности достижения человеком гармонии, выражено убеждение, что внешний облик не соответствует моральной сущности человека.

Произведения

Собрание сочинений: В 5 т. / Под общ. ред. и со вступ. ст. М.Урнова.— М.: Правда, 1967;

Собрание сочинений: В 5 т. — М.: Терра, 1993; Избранное / Послесл. И. Кашкина. — М.: Мол. гвардия, 1957.— 445 с.; Остров сокровищ; Черная стрела; Владетель Баллантрэ; Алмаз Раджи;

Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда.— Л.: Лениздат, 1977.— 718 с. The works: 111 30 vol.— London: Heinemann, 1924—1926; The pavillion on the links; The strange case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde; Stories; Essays; Poems / Предисл. М.Урнова.— М.: Progress, 1968.— 515 p.; Treasure island.— M.; For. lang. piibl. house, 1963.— 277 p.

Литература

Андреев К. Моряк и охотник с холмов.— В кн.: Андреев К. Искатели приключений, М., 1963, с. 111—165; Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX века.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.— 192 с.; Левидова И.М. Стивенсон: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. Н.М.Эйшискиной.— М.: Всесоюзн. кн. палата, 1958.— 52 с.: Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря / Послесл. Д. Урнова.— М.: Мол. гвардия, 1973.— 286 с.— (Жизнь замечат. людей); Урнов М.В. Роберт Луис Стивенсон.— В кн.: Урнов М.В. На рубеже веков, М., 1970, с. 247—311. Mackenzie С. R, L. Stevenson.— London: Morgan-Grampian books, 1968.— VI, 90 p.; Pope-Hennessy I. Robert Lewis Stevenson. — London: Cape, 1974. — 276 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV