ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ (GEORGE BERNARD SHAW 1856-1950)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— крупнейший английский драматург конца XIX — первой половины XX в., общественный деятель, выступавший в течение всей своей долгой жизни в защиту демократии и культуры. Шоу по происхождению ирландец. Он родился в семье мелкого служащего, перепробовал множество профессий, прежде чем стал театральным критиком, а затем драматургом. Интерес к общественным вопросам возник у него чрезвычайно рано. Шоу стал социалистом, членом либерально-реформистского «фабианского общества», и это не могло нс отразиться на его творчестве. В своих пьесах Шоу выступает как мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре. Его драмы бичуют политическую реакцию, нормативную мораль, лицемерие, ханжество. Шоу был убежденным и активным антифашистом. В 1925 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Дома вдовца (Widower's houses. 1892)

— драма, относится к циклу так называемых «неприятных пьес». Раскрывая социальную обусловленность характеров и отношений. Шоу показывает, как наивны иллюзии о «добрых» богачах. Романтически настроенный молодой человек Тренч влюбляется в дочь приятного и добродушного богача Сарториуса, оказавшегося беспощадным эксплуататором бедноты, которая ютится в принадлежащих ему трущобах. Тренч уже хочет отказаться от нажитого грязными путями приданого своей невесты и от нее самой, но вдруг узнает, что и его собственное состояние — результат эксплуатации этих же трущоб. Тогда он мирится с неизбежностью «грязных» денег и соглашается пуститься на новые спекуляции в компании с Сарториусом.

Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren's profession. 1893)

— также входит в цикл «неприятных пьес». В основу этого произведения положена мысль о «грязных» источниках частных капиталов. Молодая девушка Виви получает прекрасное образование, живет обеспеченной жизнью, не интересуясь источниками доходов своей матери, вполне уважаемой и солидной дамы, госпожи Уоррен. Неожиданно Виви узнает, что ее мать вместе с другом и компаньоном содержит публичные дома. Виви решает уйти из семьи и жить на собственные заработки. Но компаньон госпожи Уоррен цинично доказывает Виви, что богатства, нажитые наиболее уважаемыми, «честными» капиталистами, благотворителями и т. д., приобретены не менее грязным путем, чем то, которое обеспечило Виви безбедное существование.

Кандида (Candida. 1894)

— пьеса, в которой писатель утверждал превосходство будничных дел над широковещательными программами преобразования общества. Героиня пьесы — умная и человечная Кандида — оказывается сильнее своего мужа, христианского социалиста по убеждениям и самоуверенного эгоиста в семейной жизни. Она преодолевает свое чувство к влюбленному в нее поэту-романтику Марчбэнксу и остается с мужем, которого считает человеком слабым, нуждающимся в ее поддержке. В образе отца Кандиды Берджеса Шоу показал грубого буржуа, руководствующегося во всех поступках только соображениями выгоды.

Ученик дьявола (The devil's disciple. 1897)

— пьеса, действие которой относится к XVIII в.— эпохе борьбы Америки за освобождение и национальное самоутверждение. Обратившись к истории, Шоу высказал в драме сочувствие современным ему освободительным движениям народов и свои антиимпериалистические настроения. Ричард, прозванный американскими пуританами «учеником дьявола», внешне груб и полностью не соответствует мещанскому представлению о «порядочном человеке». И все же он оказывается храбрым, добрым, способным на жертвы для блага других. В какой-то мере излишне горячему Ричарду в пьесе противопоставлен рассудительный и практичный пастор Андерсон, который сумел возглавить восстание против англичан и спасти Ричарда, приговоренного к казни. «Ученик дьявола» — одна из наиболее психологически глубоких, исполненных тонкой иронии пьес Шоу.

Цезарь и Клеопатра (Caesar and Cleopatra. 1910)

— пьеса, в которой Шоу хотел разрушить традиционное героико-романтическое представление о Цезаре, превратив его в деловитого, трезвого и расчетливого правителя. Отношения с Клеопатрой ставят Цезаря в несколько смешное положение: это увлечение стареющего мужчины капризной красавицей, менее всего отвечающей традиционному представлению о роковой египетской царице.

Изображая героев далекого прошлого. Шоу вкладывает в их уста множество намеков на события и явления современности, в частности, критикует внешнюю политику Англии, ее колониализм.

Пигмалион (Pygmalion. 1912)

— комедия, в которой Шоу переосмыслил античный миф о Пигмалионе — скульпторе, влюбившемся в созданную им статую девушки и упросившем богов вдохнуть в нее жизнь. Лингвист Хиггинс взял к себе в дом бедную цветочницу Элизу, решив привить ей язык и манеры великосветской леди. Эта затея приводит к комическим, парадоксальным ситуациям. Но в результате простая девушка по своей внутренней культуре оказывается выше эгоцентричного скептика Хиггинса, который не сумел увидеть в ней человека, признать ее нравственное превосходство.

Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak house. 1917)

— пьеса, которую сам Шоу назвал «комедией в русском стиле», потому что в ней развивается «чеховская» тема духовного кризиса интеллигенции. «Дом, где разбиваются сердца» — так называется особняк, где происходит действие, — принадлежит полубезумному старику капитану Шатоверу, который считает его кораблем. Устами капитана автор предсказывает гибель не только этому дому, но и «большому судну» (западной цивилизации), которое «разобьется в щепы». Все, кто связан с этим домом, даже если они раньше и чувствовали почву под ногами, втягиваются в бесцельное, сумбурное существование. В конце концов Гектор Хэшэмбай, зять Шатовера, один из наиболее безалаберных обитателей «корабля», зажигает яркий свет во время налета немецкой авиации; падают бомбы, однако Гектор остается невредимым. Погибают капиталист Менджен и вор, судьбы которых намеренно сближаются автором.

Произведения

Полное собрание пьес: В 6 т. / Под ред. А.Аникста и др.— М.: Искусство, 1978—1980; Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. П.Балашова.— М.: Гослитиздат, 1956; Автобиографические заметки; Статьи; Письма / Сост. А.Образцовой и Ю. Фридштейна; Послесл. А.Образцовой.— М.: Радуга, 1989.— 496 с.; Новеллы / Послесл. П.Балашова.— М.: Худож. лит., 1971.— 224 с.;

О драме и театре / Сост. и авт. вступ. ст. А.Аникст.— М.: Изд-во иностр. лит., 1963.— 640 с.;

Письма / Пер. И. М. Бернштейн; Сост. и примеч. А.Г.Образцовой.— М.: Наука, 1971.— 338 с.— (Лит. памятники); Пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Гражданской. — М.: Худож. лит., 1969. — 703 с. — (Б-ка всемирн. лит.). The works: In 30 vol. — London: Constable, 1930—1932; The complete plays. — London, 1931. — 1131 р.; Selected works / Предисл. П. Балашова. — М.: For. lang. publ. house, 1958. — 807 p.; The apple cart. — M.: For. lang. publ. house, 1951.— 110 p.; Candida.— London: Constable, 1956.— 126 p.; A fearful champion of the truth / Сост. и авт. вступ. ст. П. Балашов. — М.: Progress, 1977. — 420 р.; Heartbreak house.— In: Shaw G. B. Four plays, M., 1952, с. 137—241; Pygmalion.— M.: For. lang. publ. house, 1959.— 152 p., Widowers' houses; Mrs. Warren's profession.— M.: For. lang. publ. house, 1950.— 171 p.

Литература

Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу.— М.: Худож. лит., 1982.— 326 с.; Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX—XX веков. — М.: Наука, 1974.— 390 с.; Ромм А. С. Джордж Бернард Шоу, 1856—1950.— Л.; М.: Искусство, 1965.— 250 с.;

Пирсон X. Бернард Шоу.— М.: Искусство, 1972.— 447 с., ил.— (Жизнь в искусстве); Хьюз Э. Бернард Шоу.— 2-е изд.— М.: Мол. гвардия, 1968.— 287 с.— (Жизнь замечат. людей). Brown F. Shaw in his time. — London: Nelson, 1965. — 212 p.; Dukore В. F. Bernard Shaw, playwright. — Columbia: Univ. of Missouri press, 1973.— XII, 311 p.; Woodbridge Н. Е. G.B.Shaw: Creative artist.— Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois univ. press, 1963.— Xll, 171 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV