Наши партнеры

water roller ball
Беспроцентные кредиты

ДЖОН ГОЛСУОРСИ (JOHN GALSWORTHY. 1867-1933)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— один из ведущих писателей-реалистов в английской литературе XX в. Сын крупного юриста и сам юрист, Голсуорси оставил эту профессию ради литературной работы. В романах, рассказах, пьесах, эссе Голсуорси ярко и правдиво изобразил лицемерие, эгоизм, снобизм и торжество предрассудка в частной и общественной жизни своих соотечественников. Особенно значительны его произведения, созданные до Первой мировой войны (например, роман «Собственник», 1906). Писатель постоянно работал над совершенствованием своего мастерства, изучал творчество французских и русских реалистов, считал себя учеником Тургенева, Л.Толстого, Чехова. Из его драматических произведений наиболее значительны «Серебряная коробка» (1906), «Мертвая хватка» (1920), «Верность» (1922). Признание и слава пришли к Голсуорси при жизни. Он много лет был президентом крупнейшего объединения писателей — Пен-клуба. В 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

Остров фарисеев (The island pharisees. 1904)

— роман, где дана острая критика социальной несправедливости, ханжества и аморализма общественной верхушки. Герой романа Дик Шелтон. путешествуя, знакомится с бельгийцем Ферраном и под его влиянием начинает видеть уродливость жизненных явлений, которые ранее казались ему обычными и естественными. Вернувшись в Англию, Шелтон порывает со своей богатой невестой и ее окружением.

Сага о Форсайтах (The Forsyte saga. 1906—1921)

— вершина творчества Голсуорси. Эта трилогия, как и ее продолжение — «Современная комедия», посвящена истории нескольких поколений английской буржуазной семьи Форсайтов. Книга состоит из романов «Собственник» (1906), «В тисках» (1920) и «Сдается внаем» (1921). Действие «Саги» начинается в 1886 г. и заканчивается в конце 20-х гг. XX в. В первой части трилогии — романе «Собственник» — Голсуорси дает развернутую характеристику многочисленной форсайтовской семьи, рисует яркие типы «викторианской» буржуазии с ее собственнической психологией, кастовостью и косным традиционализмом. Страсть, красота и искусство, глубоко чуждые прозаичным Форсайтам, вторгаются в их сплоченную семью вместе с женой Сомса Форсайта Ирэн и ее другом архитектором Босини. После смерти Босини Ирэн оставляет мужа — человека, наиболее последовательно воплотившего собственнический «форсайтизм» и в то же время особенно остро ощущающего кризис старой Англии. В трилогию входят и так называемые «интерлюдии» — новеллы, связывающие ее части. В интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) с глубоким психологизмом и тонкостью описано возвышенное чувство старого Джолиона Форсайта к покинувшей Сомса Ирэн. Эта интерлюдия — один из художественных шедевров писателя.

Современная комедия (A modern comedy. 1924—1938)

— вторая трилогия о Форсайтах. Состоит из романов «Белая обезьяна» (1924). «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песня» (1928). Действие ее относится к периоду после Первой мировой войны. Опустошенность молодых Форсайтов и всего послевоенного поколения буржуазной Англии (Флэр — дочь Сомса; ее муж — Майкл Монт; поэт Дезерт и др.), атмосфера всеобщей тревоги и неуверенности, пустая парламентская суета — все это воспроизведено автором. Политические метания члена парламента Майкла Монта как нельзя лучше свидетельствуют о тупике, в котором оказалась Англия. Его бесплодные попытки бороться с безработицей, исходя из придуманных им путаных теорий, изображены писателем с глубоким пониманием кризиса буржуазной политической мысли. С глубоким психологизмом раскрыты в трилогии чувства и переживания героев. Мучительная страсть Флэр к сыну Ирэн Джону, печальная развязка этих отношений — один из лучших эпизодов романа. В конце трилогии Голсуорси идеализирует постаревшего Сомса, в котором он видит воплощение «добрых старых традиций», и стремится найти жизнестойкое «здоровое» начало в молодом поколении Форсайтов.

Произведения

Собрание сочинений: В 16 т. / Пер. под ред. М.Лорие; Вступ. ст. Д. Жантиевой. — М.: Правда, 1962; Собрание сочинений: В 8 т. / Редкол.: Г.В.Аникин, Г.П.Злобин. М.Ф.Лорие; Вступ. ст. Г. В.Аникина.— М.: Худож. лит., 1983—1987; Конец главы / Вступ. ст. М.Тугушевой. — М.: Правда, 1984.— 718 с.; Сага о Форсайтах / Пер. под ред. М.Лорие; Вступ. ст. Д. Жантиевой. — М.: Худож. лит., 1973.— 862 с.— (Б-ка всемирн. лит.); Современная комедия / Пер. под ред. М.Лорие: Вступ. ст Д. Жантиевой.— М.: Худож. лит., 1973.— 766 с.— (Б-ка всемирн. лит.). End of the chapter: In 3 vol. — M.: For. lang. publ. house, 1960; Ten famous plays. — London: Duckworth, 1949; The Forsyte saga: In 3 vol. / Прсдисл. Д. Г. Жантиевой. — М.: Progress, 1964; The island Pharisees.— London: Heinemann, 1949.— 288 p.; A modern comedy: In 3 vol.— M.: Progress, 1976.

Литература

Воропанова М.И. Джон Голсуорси: Очерк жизни и творчества.— Красноярск: Кн. изд-во, 1968.— 547 с.; Дьяконова Н. Джон Голсуорси.— Л.; М.: Искусство, I960.— 132 с.; Дюпре К. Джон Голсуорси: Биография; Пер. с англ. / Послесл. Н. П. Михальской. — М.: Радуга, 1986.— 310 с.;

Тугушева М.П. Джон Голсуорси: Жизнь и творчество.— М.: Наука, 1973.— 176 с. Barker D. The man of principle: A view of John Galsworthy.— London: Heinemann, 1963.— 240 p.; Dupre С. John Galsworthy.— London: Collins, 1976.— 316 p.

Вернуться к оглавлению