ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН (GILBERT KEITH CHESTERTON. 1874-1936)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— журналист, беллетрист, критик и историк литературы, богослов и поэт, автор нескольких сот эссе, шести романов, десятка монографий в жанре очерка-силуэта, примерно стольких же сборников рассказов, сотни с лишним стихотворений, в том числе двух десятков баллад, большой эпической поэмы и пьесы-феерии. Родом из состоятельной семьи предпринимателя, Честертон окончил привилегированную школу и в 1892 г. поступил в художественное училище Слейда при Лондонском университетском колледже; там же прослушал курс лекций по английской литературе. Оформлял и иллюстрировал книги; затем, обнаружив наклонности и незаурядные способности к журналистской работе, хватку рецензента и дарование остроумца-парадоксалиста, стал обозревателем ежемесячника «Букмен» и газеты «Дейли ньюс» (1901—1913); с 1905 по 1930 г. поставлял еженедельные заметки на вольную тему для популярнейшего «Иллюстрейтед Лондон ньюс», т. е. в полной мере овладел стилистикой непринужденной беседы с самым широким читателем. На такого, несколько идеализированного (что, впрочем, было для Честертона принципиально) читателя он и ориентировался, сделав демократизм, в противовес как элитарности, так и плебейству, своей мировоззренческой — писательской, социальной, философской и религиозной — программой, провозглашенной первом же его тематическом сборнике эссе «Защитник» (1901). Не потакать, а соответствовать демократическим вкусам, способствовать их самоосознанию и общественному самоопределению стремится Честертон, выступая в разговорно-эссеистическом жанре и сочиняя рассказы-анекдоты («Клуб странных профессий», 1905), измышляя приключенческие эксцентриады (роман «Человек, который был Четвергом», 1908; имеет подзаголовок «Страшный сон»), создавая растянувшуюся на четверть века знаменитую детективную эпопею со священником-душеведом в роли сыщика. Католический патер отец Браун появляется в сборнике «Неведение отца Брауна» (1911), успевает в полную силу проявить свои профессиональные качества в предвоенной книге «Мудрость отца Брауна» (1914) и оказывается ценным советником или, во всяком случае, душеполезным собеседником в послевоенных сборниках наконец (в 1922 г.) формально ставшего римским католиком Честертона — «Недоверчивость отца Брауна» (1926), «Тайна отца Брауна» (1927) и «Скандальное происшествие с отцом Брауном» (1935). Все эти сборники отличает обостренное чувство времени. хотя, по сути дела, эти циклы притч, истории о поучительных случаях, воображаемых происшествиях не требуют житейского правдоподобия и легко вписываются в ту или иную игровую, условную действительность, а именно таковую и изображает, расписывает Честертон. Он настаивает на истинности волшебной сказки и подлинности кукольного представления, и читатель, принимающий его условия игры. привлекается как бы исподволь к соучастию в действе с дидактической подосновой. Таким действом являются, не говоря уж о пьесе «Волшебство. Фантастическая комедия» (1913), все его романы; в наиболее ярких, игровых, как «Наполеон Ноттингхилльский» (1904). эксцентриаде «Человек, который был Четвергом» и «Перелетном кабаке» (1914), эта подоснова замаскирована под сюжет; в других, и отнюдь не худших, имеющих особое очарование и своеобразную притягательность.— «Шар и крест» (1910). «Жив-человек» (1913) и «Возвращение Дон-Кихота» (1927) — подоснова обнажена, это скорее прямые проповеди, нежели притчи-иносказания («Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона» называется вступительная статья Н.Трауберг к трехтомнику его художественных произведений). Почти вся беллетристика Честертона перепечатывается и читается на всех мыслимых языках; в 1950—1980-х гг. он заново оценен по заслугам как один из лучших эссеистов английской литературы и XX в. (притом, разумеется, что его огромное эссеистическое наследие неравнозначно); основные сборники его эссе переизданы в Англии и особенно в США; собираются в книги его бесчисленные разрозненные газетно-журнальные публикации. Не утратили значения ни его книги по истории литературы, такие как «Чарльз Диккенс» (1906), «Уильям Блейк» (1910), «Викторианский век в литературе» (1913), «Чосер» (1932), ни историко-философские портреты-жития Франциска Ассизского (1923) и Фомы Аквинского (1933). Отошли в тень его социальные трактаты и скороспелые подборки религиозной полемики, но и они могут быть с интересом прочитаны и оценены заново благодаря неизменному живому остроумию и неистощимой изобретательности автора. Все сочинения Честертона, не вопреки, а благодаря их дидактической направленности, продолжают играть свою немаловажную роль в формировании зрелого, насыщенного историко-философским содержанием религиозного мышления.

Произведения

Избранные произведения: В 3 т. / Редкол.: С.Аверинцев, В. Скороденко, Н.Трауберг; Сост. и вступ. ст. Н.Трауберг. — М.: Худож. лит., 1990; [Собрание рассказов): В 4 т.— М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994; Вечный человек / Сост. и пер. Н.Л.Трауберг и Л. Б. Сумм; Вступ. ст. Н.Л.Трауберг.— М.: Изд-во полит, лит., 1991.— 544 с.; Писатель в газете: Художественная публицистика / Сост. А.Я.Ливергант; Авт. послесл. С. С.Аверинцев. — М.: Прогресс, 1984.— 384 с.; Рассказы / Сост. Н.Трауберг; Послесл. А. Елистратовой. — М.: Правда, 1992.— 461 с.; Чарльз Диккенс / Предисл. и коммент. К.Атаровой.— М.: Радуга, 1982.— 203 с.; Шар и крест / Пер. Н.Трауберг.— В кн.: Прикдючения'90, М., 1990, с. 283—382. Autobiography.- London: Hutchinson, 1950.- 347 p.; The Bodley Head Chesterton / Ed. by P. J. Kavanagh.- London: Bodley Head, 1985.- 488 p.; Essays / Sel. with a pref. by J. Guest.- London: Collins, 1939.- 384 p.; The Father Brown stories.- 8th ed.- London: Cassell, 1956.- 718 p.; The flying inn,- Harmondsworth: Penguin books, 1958.- 288 p.; The Napoleon of Netting Hill.- London: WDL books, I960.- 191 p.

Литература Кашкин И. А. Г.К.Честертон.— В кн.; Кашкин И. А. Для читателя-современника, М., 1968, Belloc H. On the place of Gilbert Chesterton in English letters.— New York: Sheed a. Ward, 1940.-84 p.; Boyd I. The novels of G. K. Chesterton: A study in art and propaganda.— London: Elek, 1975.— 241 p.; G. К. Chesterton: A half century of views / Ed. by D. J. Conlon. — London: Oxford univ. press, 1987.- XXVIII, 371 p.; Hollis C. The mind of Chesterton. - London: HoUis a. Carter, 1970.- 303 p.; Kenner H. Paradox in Chesterton.— New York: Sheed a. Ward, 1947.— 156 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV