ТОМАС СТЕРНС ЭЛИОТ (THOMAS STEARNS ELIOT. 1888-1965)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— один из крупнейших поэтов и литературных критиков XX в. Родился в США. после Первой мировой войны переехал в Европу, в 1927 г. принял британское подданство, умер в Англии и погребен в Уголке поэта Вестминстерского аббатства. Ранняя лирика Элиота проникнута бунтарскими мотивами неприятия буржуазного миропорядка (сборник «Пруфрок и другие наблюдения», 1917); «реалии» буржуазной цивилизации предстают в его гротескном изображении уродливыми, пошлыми, лишенными человеческого содержания, а те, кто следует законам этой цивилизации, — людьми, обреченными на гибель (поэма «Полые люди», 1925). В поэме «Бесплодная земля» (1922) иссушенная мертвая пустыня, тщетно взывающая о жизнетворной воде, становится символом глубокого кризиса, переживаемого Западом, исчерпавшим свои исторические возможности и утратившим духовное наследие предков. Прихотливая композиция поэмы, построенная на свободном варьировании ассоциаций из античной, древнеиндийской и христианской мифологии и гротескно-ироническом обыгрывании образов и отдельных строк из произведений мировой поэзии, позволяет автору сопоставить прошлое, существующее и идеал. Начиная с поэтической сюиты «Пепельная среда» (1930), Элиот вершит нравственный суд над современностью, опираясь на общечеловеческие моральные ценности, закрепленные для него в христианстве (в 1927 г. поэт стал англокатоликом). В этой сюите на первый план выступают философские темы жизни и смерти, величия духовного начала в человеке, его долга перед ушедшими поколениями, перед родной землей. Дальнейшее развитие эти темы получают в поздней поэзии Элиота, вершины которой — сюита «Четыре квартета» (1936—1942) и патриотическое стихотворение «На оборону островов». Элиот существенно реформировал и обогатил английское стихосложение, создав свой неповторимый стиль, смело соединив разнородные элементы в поэтический контрапункт. «Вульгарная», «уличная» лексика и разговорная речь новаторски сочетаются у Элиота с высокими реминисценциями, парафразами и цитатами из области классической мифологии, литературы и искусства; философские обобщения вырастают из четкого, лаконичного и чувственного «вещного» изображения предметов и явлений материального мира; объективизированное подчас до сокрытия «авторского голоса» поэтическое изложение перебивается или переходит в исповедальные пассажи пронзительной лирической силы, что особенно характерно для «Четырех квартетов». В рамках одного и того же поэтического произведения Элиот свободно оперирует рифмованным силлабо-тоническим стихом, белым стихом и верлибром, организованным посредством внутренних рифм и выверенного ритма. Элиот требовал от поэта освоения и сознательного следования многовековой культурной и литературной традиции, недопущения субъективного произвола в трактовке поэтической темы, строгой дисциплины мысли и чувства. Он критиковал романтиков за субъективность и неупорядоченность поэтических «страстей» и, напротив, высоко ценил Данте, поэтов-слизаветинцев и особенно Джона Донна, считая их творчество образцом поэтического искусства. Элиот даже предпринял в общем интересную, хотя и малоперспективную попытку обновить в условиях XX в. традиционный жанр елизаветинцев — драму в стихах. Представления Элиота о высокой миссии поэта — хранить, приумножать и передавать новым поколениям воплощенное в Слове наследие национальной и мировой культуры — позволили ему в работе «Заметки к определению культуры» (1948) одним из первых на Западе распознать реальную опасность «омассовления» культуры и искусства. Творчество Элиота оказало большое воздействие на развитие современной поэзии в странах английского языка.

Произведения Бесплодная земля: Избранные стихотворения и поэмы / Пер. А.Сергеева; Предисл. Я.Засурского: Рея и примеч. В.Муравьева.— М.: Прогресс, 1971.— 187 с.; Избранная поэзия / Сост. и вступ. ст. Л. Аринштейна.— СПб.: Северо-Запад, 1994.— 446 с.— (Текст парал. на рус. и англ. яз.);

[Стихотворения].— В кн.: Антология новой английской поэзии, Л.. 1937, с. 343—356; [Стихотвопения].— В кн.: Западноевропейская поэзия XX века. М., 1977, с. 73—78. The complete poems and plays.— London: Faber a. Faber, 1969; On poetry and poets.— London: Faber a Faber, 1957.— 262 p.; Selected essays.— London: Faber a. Faber, 1969.— 516 p.

Литература

Ивашева В. В. Поэты-имажисты и начало творческой деятельности Т. С. Элиота.— В кн.: Ивашева В. В. Английская литература: XX век, М., 1967, с. 67—78; Мортон А. Л. Т.С.Элиот в моей жизни.— В кн.: Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота, М., 1970, с. 216—233. Gardner Н. The art of Т. S. Eliot.— London: Faber a. Faber, 1972.— 185 p.; Williamson G. A. Reader's guide to T. S. Eliot.— 2nd ed. — London: Thames a. Hudson, 1971.— 270 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV